Каковы методы контроля за психическим развитием детей?
1.Метод опроса матери (при приеме ребенка в детское учреж
дение и в дальнейшем по ходу развития ребенка).
2. Метод наблюдения в группе за поведением детей.
3. Метод диагностики психического развития ребенка.
От обычного наблюдения метод диагностики психического развития детей отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью определенного материала, в определенной ситуации, которая должна быть максимально приближена к естественным условиям жизни малыша.
При выявлении уровня развития очень важно установить интимный контакт с ребенком, и взрослый всем своим видом, тоном должен внушить ему уверенность, что малыш выполнит задание, стимулировать у него желание выполнить его. Обычно дети с боль-
шим интересом относятся к такому занятию. Однако поведение взрослого при проведении диагностики не совсем обычно: он должен не обучать ребенка, не показывать, а только умело выявлять уже сформированные умения малыша. Ребенок обычно ждет оценки со стороны взрослого. И если он хорошо справился с заданием, нужно это обязательно положительно оценить. Если ребенок не справляется с задачей, взрослый дает другую — на возраст ниже. Так, если ребенок 2 лет не выполнил задание соответственно своему возрасту, ему дается такое же задание, как ребенку 1 года 9 месяцев, но и в том случае, если малыш справился с требованием, так-"же нужно его похвалить.
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечается опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребенка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала: 1 год 1 месяц — 1 год 3 месяца; 1 год 4 месяца — 1 год 6 месяцев; 1 год 7 месяцев — 1 год 9 месяцев; 1 год 10 месяцев — 2 года, а на третьем году — в пределах полугодия: 2 года 1 месяц — 2 года 6 месяцев; 2 года 7 месяцев — 3 года.
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребенка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.
По уровню развития дети разделены на три основные группы (четвертая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).
В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т. е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением в развитии. Во в т о р у ю группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году— 1-й квартал, на третьем году— 1-е полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой — на два эпикризных срока, ачетвертую с еще большей задержкой — на три эпикризных срока.
В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе — опережение на один эпикризный срок — ускоренное развитие; на два эпикризных срока — высокое развитие. Во второй, третьей и четвертой группах выявлены три степени задержки развития' (в зависимости от количества несфор-мированных навыков — линий задержки): I степень—1—2, II— 3—4, III— 5—7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе — дети с верхнегармоничным развитием (одна часть линий выше на 1, другая на 2 эпикризных срока), во II группе — с негармоничным развитием (одна часть линий выше на 1, другая ниже на 1 эпикризный срок), в IIIгруппе — с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1, другая часть на 2 эпикризных срока).
Таблица 26
Качественно-количественная оценка психического развития детей второго года жизни1
Нормальное распределение детей по группам развития | Пограничное состояние | ||
I группа | II группа | III группа | IV группа |
Дети с опережением в развитии: на 2 эпикризных срока (высокое развитие); на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие) | Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок: I степень — на 1 — 2 линии; II степень — на 3—4 линии; 1Ц степень — на 5—7 линий | Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока: I степень — на 1—2 линии; II степень — на 3—4 линии; III степень — на 5—7 линий | Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока <• |
Нормальное распределение детей по группам развития | Пограничное состояние | ||
Iгруппа | II группа | III группа | IV группа |
Дети с опережением в развитии (нетипичное верхнегармоничное развитие). Часть линий выше нормы на 1, часть на 2 эпикризных срока Дети с нормальным развитием (все линии соответствуют календарному возрасту ребенка) | Дети с нетипичным, негармоничным развитием (часть линий выше нормы, часть ниже на 1 эпикризный срок) | Дети с нетипичным, нижнегармоничным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикризный срок, часть — на 2 эпикризных срока) |
1 Разработана К. Л. Печорой.
Как примерно распределяются дети по группам развитияв процентном отношении?
Первая группа развития — 33,1%;
вторая группа —52%;
третья группа —13,65%;
четвертая группа — 1,25%.
Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой I степени, т. е. на 1—2 показателя, чаще всего это дети с первоначальнойзадержкой активной речи. Таких детей сле-
дует сразу же взять на учет с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвертой—обязательной консультации психоневролога.
Такая оценка дает возможность осуществлять дифференцированный подход в воспитании детей и вносить своевременную коррекцию в их развитие.
Как организовать контроль за развитием ребенка в детском учреждении?
Вконтроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатель группы, педагог, врач. Воспитатель группы ведет наблюдение за поведением детей, педагог проводит диагностику нервно-психического развития, врач оценивает физическое развитие, состояние здоровья, дает общую оценку развития ребенка (определяет группу здоровья). При этом учитывается оценка нервно-психического развития (группа развития), которую дает педагог. Контроль за поведением детей осуществляется в дневнике группы (форма № 127), где, помимо повседневного учета состояния здоровья и поведения детей, воспитатель дает описание поведения эпикриз-ных детей, используя памятку-вопросник.
Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносятся в карту психического развития, которая хранится у педагога. Для этого он составляет картотеку на каждого ребенка по группам. Карту заводят на ребенка один раз в два года: на второй и третий год жизни — по следующей форме:
Таблица 27
Карта нервно-психического развития ребенка второго года жизни1
Дата рождения
Дата поступления Анализ
Возраст | Уровень развития | Поведение | .Заключены* | Назначения | |||||
Речь | Сенсорное | Игра | Движение | Навыки | |||||
пас- с ив -ная | активная | ||||||||
1 год 3 месяца | |||||||||
1 год 6 месяцев | |||||||||
1 год 9 месяцев | |||||||||
2 года |
Разработана К. Л. Печорой.
Таблица 28
Карта нервно-психического развития ребенка третьего года жизни'
Дата рождения__________________________
Дата поступления________________________
Анализ
Возраст | Уровень нервно-психического развития | Поведение | Заключение | Назначения | ||||||||
Активная речь | Сенсорное развитие | Игра | Конструирование | Изобразительная деятельность | Движения | Навыки | ||||||
группа | ш | восприятие цвета | восприятие формы | |||||||||
2 года 6 месяцев | Аи | |||||||||||
3 года | ||||||||||||
1 Разработана Г. В. Пантюхиной.
В данной таблице с левой стороны проставляется возраст детей, уровень развития по каждой линии. В графе «Поведение» даются лишь краткие ответы на вопросник, относящийся к характеристике поведения малыша (настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности). Графа «Заключение» содержит сведения педагога о поведении (без отклонений, незначительные или значительные отклонения в поведении) и развитии ребенка с указанием группы. В графе «Назначения» делают пометки о назначении на следующий возрастной период. Так, например, если уровень психического развития ребенка соответствует 2 годам, то назначения даются на следующий возрастной период — на 2 года 6 месяцев.
Врач, используя данные педагога, дает оценку состояния здоровья ребенка и свое заключение записывает в истории развития (форма № 112).
Для проведения диагностики нервно-психического развития педагог подбирает рекомендуемый материал, который не используется в повседневной жизни. Хранится он в кабинете педагога по каждому возрасту (1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года) в коробках. В них же должна находиться и методика выявления уровня развития ребенка по всем показателям.
(О
Таблица 29
Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни1
Возраст | Зрительные ориентировочные реакции | Слуховые ориентировочные реакции | Эмоции и социальное поведение | Движения руки и действия с предметами . | Движения общие | Подготовительные этапы развития понимания речи | -------------- . Подготовительные этапы развития активной речи | --------- •— Навыки и умения в режимных процессах |
дней 18—20 дней 1 месяц | Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) Плавное прослеживание движущегося предмета | Вздрагивает и мигает при резком звуке Успокаивается при сильном звуке Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки) | Первая улыбка в ответ на разговор взрослого | Лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову | Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним |
Составлены Э. Л. Фрухт по материалам Н. М. Щелованова, М. Ю. Кистяковской, С. М. Кривиной, Э. Л. Фрухт.
Педагог имеет четкий план сроков выявления уровня развития детей по группам, который должен совпадать (даже несколько опережать) с планом врача; он тоже пишет эпикризы в истории развития в эти же сроки.
В начале месяца педагог дает назначения воспитателям групп (в дневнике группы), за какими детьми в данном месяце следует вести особое наблюдение.
Проведя комплексную оценку состояния здоровья, врач и педагог передают'свои назначения родителям и воспитателям групп. Срочные назначения фиксируются в дневнике группы, а все другие обычным путем — в перспективном плане работы. Оценка уровня развития детей (по группам развития) проводится не реже одного раза в квартал. , •
Правильно организованный контроль за развитием и поведением детей является одним из основных средств систематического повышения качества работы детского учреждения.
Рассмотрим примерные показатели нервно-психического развития детей раннего возраста и методику их определения.
ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ1
1 год 3 месяца
Понимание речи