Какие же существуют факторы закаливания?

Для закаливания детей раннего возраста основными фактора­ми являются воздух, вода, солнце.

Закаливание воздухом. Закаливание детей в дошкольном уч­реждении осуществляется прежде всего созданием гигиенических условий их жизни, обеспечением чистоты и постоянной смены воз­духа (проветривание, одностороннее или сквозное), а также тем­пературным режимом: в помещении для детей младших групп тем­пература должна быть 22—20°С.

Малышей постепенно приучают находиться в помещений- при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание проводят и отсутствии детей, допуская снижение температуры в групповой комнате до 16°, и прекращают его за 20—30 минут до их возвра­щения.

При любом виде закаливания воздухом очень важно правильно одевать ребенка — соответственно сезону и погоде, чтобы обеспе­чить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.

Таблица 8 Примерная схема

Одежды ребенка раннего возраста в зависимости от температуры окружающего воздуха

Какие же существуют факторы закаливания? - student2.ru



Какие же существуют факторы закаливания? - student2.ru Какие же существуют факторы закаливания? - student2.ru ' Практически большая часть детей третьего и все дети второго года жизни от­носятся к III группе закаливания. Главный принцип закаливания этой группы — более короткие по времени, но более частые воздействия закаливающими факторами.

' В изложении принципов закаливания и некоторых рекомендаций по его осуществлению использована кн.: «Методические материалы по закаливанию детей

дошкольного возраста». Киев, 1984.




Обувь

Продолжение



Тапочки Туфли Сапоги утеп­ленные Носки теп­лые

в помещении при любой температуре

Примечание. В помещении нецелесообразно надевать детям раннего возраста носки или гольфы (можно это делать на короткое вре­мя с целью закаливания).

При температуре ниже—15° количество слоев одежды не меняется, меняется только ее качество (например, шерстяное платье, теплое белье и т. п.).

Таблица 9

Примерные закаливающие мероприятия

Возраст

Какие же существуют факторы закаливания? - student2.ru Мероприятия

1—3 месяца

Температура в помещении 22°

Обязательный сон на воздухе при температуре от —10 до +30°

Во время пеленания и массажа воздушная ванна 5—6 минут

Умывание водой 28°

Купание при температуре воды 37—36°, продолжитель­ность —5—6 минут

3—6 месяцев

Температура в помещении 22—20°

Обязательный сон на воздухе при температуре от —10 до +30°

Во время пеленания и массажа воздушная ванна 6—8 минут

Умывание водой 25—23°. Купание при температуре воды

37—36° продолжительностью 5—6 минут с последующим

обливанием водой 35—34°

Летом обливание по 5—6 минут 2—3 раза в день под рас­сеянными лучами солнца

Температура в помещении 22—20°

7—12 месяцев

Обязательный сон на воздухе при температуре от -—10 до
+30° „ .

Воздушные ванны по 10—12 минут во время переодевания, гимнастики, бодрствования

Умывание водой 24—20°. Купание при температуре во­ды 37—36°, с последующим обливанием водой 35—34°. Сухие обтирания в течение 7—10 дней производят фланелевой рука­вичкой до слабого покраснения кожи, далее — влажные обти­рания водой 35°, постепенно снижая ее до 30°

Летом пребывание на воздухе до 10 минут 2—3 раза в день под рассеянными лучами солнца Температура в помещении 22—20°

1—3 года

Дневной сон на открытом воздухе при температуре воздуха от —15 до +30°

Воздушная ванна — при смене белья после ночного и днев­ного сна; детям старше 2 лет — во время утренней гигиеничес­кой гимнастики и умывания

Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от —15 до +30°

Умывание - вначале водой 20°. В дальнейшем ее постепен­но снижают до 18—16°. Детям старше 2 лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя

Общее обливание — после прогулки; начальная температура воды 35—34°. В дальнейшем ее постепенно снижают до 26—24°. Обливание ног — перед дневным сном, начальная температура воды 28°, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18°

Купание при температуре воды 36° продолжительностью 5 минут с последующим обливанием водой 34°. Проводится перед ночным сном 2 раза в неделю.-

Летом — пребывание под лучами солнца, начиная с 5—6 до 3—10 минут 2—3 раза в день

Закаливающие мероприятия не исчерпываются указанными в перечне. Учитывая, что закаливание детей II и III групп (см. табл. 9) осуществляется практически без снижения температуры, в режиме дня следует использовать все возможности (например, при переоде­вании детей, на занятиях физкультурой, утренней гимнастикой, музыкальных занятиях и др.).

Обязательным закаливающим мероприятием для детей раннего возраста является прогулка. Гулять с ребенком необходимо в лю­бую погоду. Отменить ее можно лишь при сильном, пронизываю­щем ветре и проливном дожде. Если есть место, где ребенок будет защищен от таких воздействий (например, закрытая веранда), прогулку можно планировать даже и в плохую погоду. При этом следует помнить: для закаливания важно правильно одеть малы­ша.

Воспитатель, проявляя об этом заботу, беседует с родителями, дает им рекомендации, как одевать малышей в соответствии с по­годными условиями и занятиями в помещении. На музыкальных за­нятиях и в подвижной игре детям можно облегчать одежду (только на время занятия!), например закатать рукава, снять теплую коф­точку, надеть носки и т. д.

Для получения охлаждающего эффекта специалисты рекомен­дуют проводить занятия физкультурой в помещении при темпе­ратуре 18—20°, а на улице, на открытом воздухе — в местах, за­щищенных от ветра; в тени — при температуре выше 18° (в преде­лах 19—22°).

Сон на воздухе относится к местным процедурам, повышаю­щим устойчивость к холоду лица и верхних дыхательных путей. Осо­бенно полезен в прохладное время (не ниже —10°) детям со склон­ностью к заболеваниям органов дыхания. Спальные принадлеж­ности выносятся на веранду перед сном.

Закаливание водой. Из всех широко рекомендуемых водных процедур наименее трудоемкими, хорошо контролируемыми и на­дежными являются контрастные водные процедуры. Благодаря пе­реходам от нагревания к охлаждению осуществляется своеобраз­ная гимнастика периферических кровеносных сосудов. Цикл «нагре­вание — охлаждение» должен повторяться 3—5 раз и более, в за­висимости от наличия времени (см. табл. 10).




Какие же существуют факторы закаливания? - student2.ru

Схема закаливания детей в дошкольном учреждении и дома (водные процедуры без снижения температуры)

Таблица 11




Дни недели В утренние часы (дома или в суточной группе в детском учреждении) Днем (в детском учреждении) Перед ночным сном (дома или в детском учреждении в суточной группе)
Понедельник Умывание, полоскание горла (или питье воды) Две прогулки в течение дня. Воздушные ванны при переодевании Хождение босиком 5—10 минут по полу с последующим обливанием стоп
Вторник Влажное обтирание до пояса. По­лоскание горла Прогулка. Воздушные ванны на за­нятиях гимнастикой Воздушная ванна перед сном
Среда То же Прогулка. Воздушная ванна на Музыкальном занятии Хождение босиком с последующим обливанием стоп
Четверг Душ. Полоскание горла Прогулки в течение дня. Воздуш­ная ванна при переодевании Воздушная ванна перед сном
Пятница Влажное обтирание Или душ Прогулки и воздушная ванна при переодевании Хождение босиком с обливанием стоп
Суббота Душ. Полоскание горла Прогулки и закаливание на воз­духе с родителями Гигиеническая ванна с последую­щим обливанием на 1—2° ниже
Воскресенье Обмывание или душ. Полоскание горла То же Воздушные ванны  

В первые дни дети могут находиться под прямымилучами солнца не более 5—6 минут, а после появления хорошего загара 8—10 минут по 2—3 раза в день. Голову от перегревания предо­храняет белая шапочка (панамка).

Перед началом закаливания воспитатель знакомится с харак­теристикой состояния здоровья малышей группы и врачебными ре­комендациями по закаливанию (вопрос о начале и характере про­цедур должен решать медицинский работник).

Противопоказаниями (временными) к проведению закаливаю­щих процедур являются все виды лихорадящих состояний, обшир­ные поражения кожных покровов, выраженные травмы, пищевые токсико-инфекции и другие заболевания со значительными наруше­ниями деятельности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной систем. Как только острое состояние патологическо­го процесса миновало, можно приступать к закаливанию сначала с использованием местных, а затем и общих процедур.

Для осуществления контроля за результатами закаливания в группах раннего возраста важно четкое заполнение формы 127, дневника группы; при передаче дежурств в дневнике помещаются сведения о характере закаливающих процедур, полученных детьми в течение дня. Если же проводятся специальные водные процедуры, то они записываются в тетради или на отдельном листе и отмечают­ся знаком плюс ( + ) или минус (—) (чтобы при подведении итогов врач мог знать, сколько и каких процедур получил ребенок). Все это необходимо для врачебного контроля за здоровьем детей за ис%к-щее время. Подводя итоги оздоровительных мероприятий, можно су­дить об их эффективности и влиянии закаливания на здоровье малышей.

| Для текущего контроля за проведением закаливающих про­цедур и влиянием их на здоровье ребенка воспитатель должен знать внешние признаки переохлажденияи перегревания организма.

Различают три фазы действия холодового фактора на орга­низм:

1. Спазм (сужение) кожных сосудов, отлив крови к внутрен­
ним органам, кожа становится бледной и холодной.

2. Расширение сосудов, прилив крови из внутренних органов к
периферии, наступает ощущение тепла.

3. Застой крови в результате спастического состояния капил­
ляров, появление бледности с цианотическим оттенком, мышечная
дрожь, съеживание (поза сохранения тепла). Если физиологиче­
ская реакция проявляется при первой и второй фазах, внешние
признаки которых свидетельствуют об эффективности закаливаю­
щей процедуры, то третья фаза —- патологическая, говорящая о
том, что организм переохладился. Ее при закаливании допускать
нельзя.

Так же как переохлаждение, недопустимо и перегревание. Если наблюдаются покраснение л*ица и потоотделение, ребенка нужно увести в тень, напоить его чаем или морсом, дать немного отдохнуть, переключив на спокойную игру.

ГИМНАСТИКА

Физическое воспитание детей раннего возраста имеет целью укрепление здоровья, обеспечение оптимального физического раз­вития, расширения функциональных возможностей развивающе­гося организма, формирование точных двигательных навыков (правильная ходьба) и основных движений (ходьба, бег, лазанье и мотание), а также воспитание качества движения (быстрота, лов­кость, сила, выносливость и т. п.). Оно способствует выработке у детей привычки к специальным занятиям физическими упражнения­ми, воспитывает любовь к спорту.

Средствами физического воспитания являются физические упражнения, закаливающие факторы. Очень'важная роль в физи­ческом воспитании детей в раннем возрасте отводится рациональ­ному общему режиму, в частности двигательному.

Почему же необходимо развитие и воспитание движений начи­нать с самого раннего возраста? Какие именно движения необхо­димо и целесообразно развивать и воспитывать у детей? Каким образом воспитывать основные двигательные навыки и правильное качество движений и каких результатов следует добиваться, как их проконтролировать при проведении занятий с ребенком раннего возраста?

На эти и другие вопросы мы постараемся здесь ответить.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГИМНАСТИКИ И МАССАЖА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Влияние движений на любой живой организм многогранно. Об этом написано много книг и статей. Здесь следует отметить, что .движения способствуют поддержанию постоянства внутрен­ней среды организма, улучшают питание тканей, способствуют вос­питанию чувства ритма, обладают антистрессовым действием. Специальные исследования показали, что на 7—8-е сутки неподвиж­ного лежания в организме развивается сложнейший комплекс из­менений, которые у людей, не занимавшихся физкультурой, могут быть необратимы.

Необходимо помнить, что движения являются органической потребностьюмалыша, и чем он моложе, тем труднее ему подав­лять эту потребность. Двигательная активность — величина отно­сительно постоянная, поэтому ребенок, который не смог удовлет­ворить потребность в движении в первую половину дня, будет стре­миться сделать это вечером.

Особенностью ребенка раннего возраста является и то, что все двигательные структуры созревают по времени неодинаково,на протяжении 3,5 лет они качественно отличаются не только от таковых у взрослого, но и у ребенка дошкольного возраста.

Рассмотрим структуру так называемой двигательной единицы. Клетки центральной периной системы созревают к моменту рож­дения ребенка, пирамидные пути спинного мозга — в течение пер-



1 (] Ц Л И Ц (1

СЛ


Формы двигательной деятельности ребенка второго итретьего года жизни в течение дня  
Вид двигательной деятельности Время Главная воспитательная и физиологи­ческая задача Необходимые условия Точность вылолнения
Движения во время бодрствования Около 4 часов Удовлетворение постоянной потребности в движениях Площадь Одежда Пособия
Подвижные игры 5 минут или 2 раза в день по 5 минут Умение сочетать движения с окружающими детьми (с 1,5-летнего возраста), окру­жающими предметами, т. е^ умение начать и остановиться, двигаться по сигналу, по пра­вилам Любые пособия и правила игры  
Музыкальные заня­тия (движения под му­зыку) 2 раза в неделю по 15—20 минут Воспитание чувства ритма Музыкальное сопровождение  
Зарядка (движения после сна) 5 минут сраз?* пос­ле сна Разбудить ребенка, сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию Сразу после пробуждения от сна г
Специальные занятия гимнастикой 2—3 раза в неделю по 15 минут Точность движений. Конкретное ^воздействие на мышцы. * Выработка точного двига­тельного навыка Обязательное наличие гим­настических пособий: на пер­вом году — руки взрослого, пособия — после 9 месяцев, в каждой возрастной группе они свои (скамьи, доски, гимнасти­ческие палки и др.) +


Т а б л ил а 13

Принципы назначения и содержания занятий гимнастикой и массажем со здоровыми детьми раннего возраста

Общие принципы (независи­мо от возраста) 1. Учет возрастных особенностей возможностей нервногмышечного аппарата и задачи на будущее 2. Обязательное наличие гимнастического пособия или рук взросли! о 3. Охват всех мышечных групп 4: Чередование исходных положений (лежа на спине, на животе, на боку, сидя, стоя — у детей второго и третьего года жизни) '5. Чередование работы и отдыха (гимнастики, массажа, коллективных и индивидуальных упражнений) 6. Обязательное положительное отношение ребенка к занятию.
Возраст в месяцах 1,5—3 3—4 4—6 6—10
Комплекс
Особенности нервно-мышечного аппарата Повышенный тонус мышц-сгибателей — не­возможность пассивных упражнений Наличие безусловных двигательных рефлексов для выбора активных упражнений, связанных с разгибанием Массаж только погла­живающий — для ос­лабления тонуса сгиба­телей Исчезновение физиологи­ческой гипертонии сгибате­лей рук — первые пассив­ные упражнения Вводятся новые виды массажа (растирание, раз­минание, вибрационный массаж грудной клетки) Первые попытки изме­нить положение тела — по­вороты на живот — вво­дятся рефлекторные пово­роты на живот. Укрепляют­ся задние мышцы шеи — вводится новое упражнение «разгибание головы в поло­жении на весу» Полностью уравнове­шивается тонус сгибате­лей и разгибателей ног — вводятся пассивные упражнения для ног Укрепление передних мышц шеи — вводится «парение» на спине Попытка приподнять туловище — приподни­мание из положения на спине за отведенные в сторону руки Созревает слуховой анализатор — вводятся упражнения под счет Согласованность в ра­боте крупной мускулату­ры — упражнения на координацию движений («напряженное выгиба­ние») Появление статиче­ских функций —"'куль­тивирование ползания Развитие мышц кис­ти — вводятся упражне­ния с кольцами Введение речевой ин­струкции, связь с раз­витием понимаемой речи
Задачи Содействовать урав­новешиванию тонуса сгибателей и разгиба­телей рук и ног Полностью уравновесить сгибатели и разгибатели ног, воспитывать навыки в изменении положения тела Подготовка к полза­нию. Развивать ритм движений путем звуко­вых сигналов Укрепление мускула­туры. Воспитывать ко­ординацию движений

вого года жизни, периферический нерв — только к 3,5 годам, мышцы ребенка раннего возраста отличаются качественной незрелостью во­локна. Такая структура двигательного анализатора обязывает взрослого с большой ответственностью относиться к воспитанию движений с первых дней жизни ребенка, правильно применять спе­циальные воздействия на разные мышечные группы для более ка­чественного их созревания (именно качественное созревание помо­гает своевременному включению в деятельность периферических помощников сердца, расположенных в скелетных мышцах), а так­же помнить о трудности статических нагрузок для малыша. Ребен­ку трудно длительное время сохранять одну и ту же позу (напри-, мер, стоять или сидеть на стуле).

Движения для ребенка раннего возраста необходимы ему для познания окружающего мира— ив этом тоже его отличие от взрослого. Полноценное нервно-психическое развитие малыша не­возможно также без достаточного количества движений.

Для воспитания движений ребенку необходимы различные фор­мы двигательной деятельности (см. табл. 12), массаж и специаль­ные занятия гимнастикой. Все воздействия в целях развития дви­жений объединяют в специальные комплексы, составленные по определенным принципам.

Планируя развитие движений ребенка раннего возраста, вос­питатель опирается еще на одну важнейшую возрастную особен­ность ребенка — трудность (а в ряде случаев невозможность) выполнения точного, конкретного движения по слову взрослого. Исследования показывают, что для формирования точнего дви­гательного навыка у детей от 2,5 до 3 лет им необходимо повторить это движение от 33 до 68 раз, т. е. воспитание навыка (точно вы­полнять то или иное движение по слову взрослого) надо планиро­вать минимально в течение 4 месяцев и максимально в течение 8 месяцев на каждом занятии (Н. М. М у р а е н к о). Но это невоз­можно. Поэтому для воспроизведения ребенком движения на спе­циальных занятиях нужны средства, конкретизирующие его, т. е. гимнастические пособия, соответствующие возрастным возможно­стям ребенка (см. перечень гимнастических пособий для детей ран­него возраста).

Гимнастические комплексы упражнений для детей раннего возраста1

Для детей от 1,5 до 3 месяцев Комплекс 1

1. Поглаживающий массаж рук.

2. Поглаживающий массаж ног.

3. Выкладывание на живот.

4. Массаж спины.

5. Массаж живота.

6. Массаж стоп и рефлекторные упражнения для стоп.

Какие же существуют факторы закаливания? - student2.ru См.: Губерт К. Д., Рысс М. Г.Гимнастика и массаж в раннем возрасте. М..

1978. 60

7. Рефлекторное разгибание спины в положении на боку (два раза
в обе стороны).

8. Выкладывание на живот.

9. Рефлекторное ползание.

Для детей от 3 до 4 месяцев Комплекс 2

1. Охватывающие движения руками. (Скрещивание рук на груди и
разведение их в стороны.)

2. Массаж рук (поглаживание + растирание, разминание).

3. Массаж ног (то же).

4. Рефлекторные повороты на живот при поддержке за правую
руку.

5. Массаж спины.

6. «Положение пловца». (Разгибание головы назад в положении на
весу.)

7. Массаж живота.

8. Массаж стоп.

9. Упражнения для стоп.

10. Вибрационный массаж грудной клетки.

11. Сгибание ,и разгибание рук.

12. Поворот на живот при поддержке за левую руку.

Для детей от 4 до 6 месяцев Копмлекс 3

1. Охватывающие движения руками.

2. Массаж ног.

3. «Скользящие» шаги.

4. Поворот на живот вправо.

5. Массаж спины.

6. «Парение» на животе.

7. Массаж живота.

8. Приподнимание верхней части туловища из положения на спине.

9. Массаж и упражнения для стоп.

10. Сгибание и разгибание рук.

11. Сгибание и разгибание ног.

12. Парение на спине.

13. Массаж грудной клетки.

14. Поворот на живот.

Для детей от 6 до 10 месяцев Комплекс 4

1. Охватывающие движения руками (с кольцами) или сгибание и
разгибание рук (с кольцами).

2. «Скользящие» шаги или сгибание и разгибание ног.

3. Поворот на живот вправо.

4. Массаж спины.

5. Стимулирование ползания.

6. Массаж живота.

7. Присаживание, держась за кольца.

8. Круговые движения руками.

9. Поднятие выпрямленных ног.

10. Напряженное выгибание.

11. Поворот на живот влево.

12. Приподнимание туловища из положения на животе.

Для детей от 10 месяцев до 1 года 2 месяцев Основным содержанием комплексов является:

1. Формирование осанки и ходьбы без опоры (некоторые упражне­
ния из положения сидя и стоя).

2. Появление новых элементов моторики.
Приседание на корточках (для укрепления мышц ног).

Ко м п л е к с 5

1. Сгибание и разгибание рук.

2. «Скользящие» шаги.

3. Поворот со спины на живот (в обе стороны).

4. Поднимание тела из положения на животе.

5. Массаж спины.

6. Наклоны и выпрямление туловища.

7. Массаж живота.

8. Доставание палочки прямыми ногами.

9. Присаживание, держась за кольца.

10. Напряженное выгибание на коленях взрослого.

Для детей от 1 года 2 месяцев до 2,5 лет

При составлении комплексов упражнений для детей этого возраста учитывают следующее:

1. Упражнения в основном активные, поэтому возрастает роль посо­
бий и руководства взрослого через них.

2. Естественное состояние — вертикальное положение, поэтому обя­
зательна смена положений (в комплексе 50% упражнений с исходным
положением лежа).

3. Для занятия подбирают только те упражнения, которые доступны
детям (75% детей группы, подгрупп и т. д.) для выполнения.

В целях воспитания точности движения, двигательных нЛыков — ходьбы, лазанья, упражнениями, входящими в комплексы, решаются сле­дующие задачи:

1. Воспитание правильной ходьбы;

2. Воспитание чувства равновесия;

3. Профилактика плоскостопия;

4. Воспитание координации;

5. Формирование правильной осанки (упражнения для спины).
Комплекс 6 (для детей от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев)

1. Ходьба по ребристой доске, лежащей на полу.

2. Поднимание выпрямленных ног до гимнастической палки.

3. Перешагивание через палку, лежащую на полу.

4. Пролезание в обруч.

5. Приседание с кольцами.

6. Ходьба по дорожке шириной 25—30 см.
Комплекс 7 (для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет)

1. Ходьба по наклонной ребристой доске.

2. Поднимание выпрямленных ног до гимнастической палки.

3. Перешагивание через палку, приподнятую на 5—10 см, или через
ряд препятствий.

4. Пролезание под гимнастическую скамью.

5. Приседание, держась за палку.

6. Ходьба по скамье № 1.
Комплекс 8 (для детей от 2 до 3 лет)

1. Ходьба по пособиям: скамье, ребристой доске, лесенке и т. д.

2. Наклоны туловища с прямыми ногами.

3. Перешагивание через палку, приподнятую на 10—15 см, или через
ступеньки лесенки.

4. Пролезание под гимнастическую палку.

5. Приседание с обручем.

6. Ходьба по скамье № 2.

7. Подвижная игра «Жуки».

8. Ходьба по ребристой доске «крышечкой».

Для ослабленных детей (рахит и гипотрофия, независимо от возраста, но в основном до 1,5 лет). Ослабленные дети составляют особую группу для занятий. При вы­боре для них упражнений учитывают состояние здоровья, особенности перенесенных заболеваний:

1. Мышечный тонус при рахите снижен, рефлекторная возбудимость
понижена. Используются упражнения пассивные, все виды массажа.

2. При гипотрофии склонность к гипертонусу; рекомендуются мас­
саж поглаживающий, упражнения пассивно-активные.

3. Ослабление опорно-связочного аппарата; выполняются упраж­
нения с исходным положением только лежа.

Комплекс 9

1. Массаж рук (все приемы).

2. Скрещивающиеся движения руками.

3. Массаж ног (все приемы).

4. Сгибание и разгибание ног.

5. Массаж живота.

6. Поворот на живот.

7. Массаж спины.

8. Массаж стоп и рефлекторные упражнения для стоп.

9. Поднятие выпрямленных ног.

10. Поворот на живот.

11. Вибрационный массаж грудной клетки.

Если есть гипертония мышц, необходим общий поглаживающий массаж.

Наши рекомендации