Какие же существуют факторы закаливания?
Для закаливания детей раннего возраста основными факторами являются воздух, вода, солнце.
Закаливание воздухом. Закаливание детей в дошкольном учреждении осуществляется прежде всего созданием гигиенических условий их жизни, обеспечением чистоты и постоянной смены воздуха (проветривание, одностороннее или сквозное), а также температурным режимом: в помещении для детей младших групп температура должна быть 22—20°С.
Малышей постепенно приучают находиться в помещений- при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание проводят и отсутствии детей, допуская снижение температуры в групповой комнате до 16°, и прекращают его за 20—30 минут до их возвращения.
При любом виде закаливания воздухом очень важно правильно одевать ребенка — соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.
Таблица 8 Примерная схема
Одежды ребенка раннего возраста в зависимости от температуры окружающего воздуха
' Практически большая часть детей третьего и все дети второго года жизни относятся к III группе закаливания. Главный принцип закаливания этой группы — более короткие по времени, но более частые воздействия закаливающими факторами.
' В изложении принципов закаливания и некоторых рекомендаций по его осуществлению использована кн.: «Методические материалы по закаливанию детей
дошкольного возраста». Киев, 1984.
Обувь
Продолжение
Тапочки Туфли Сапоги утепленные Носки теплые |
в помещении при любой температуре
Примечание. В помещении нецелесообразно надевать детям раннего возраста носки или гольфы (можно это делать на короткое время с целью закаливания).
При температуре ниже—15° количество слоев одежды не меняется, меняется только ее качество (например, шерстяное платье, теплое белье и т. п.).
Таблица 9
Примерные закаливающие мероприятия
Возраст |
Мероприятия
1—3 месяца |
Температура в помещении 22°
Обязательный сон на воздухе при температуре от —10 до +30°
Во время пеленания и массажа воздушная ванна 5—6 минут
Умывание водой 28°
Купание при температуре воды 37—36°, продолжительность —5—6 минут
3—6 месяцев |
Температура в помещении 22—20°
Обязательный сон на воздухе при температуре от —10 до +30°
Во время пеленания и массажа воздушная ванна 6—8 минут
Умывание водой 25—23°. Купание при температуре воды
37—36° продолжительностью 5—6 минут с последующим
обливанием водой 35—34°
Летом обливание по 5—6 минут 2—3 раза в день под рассеянными лучами солнца
Температура в помещении 22—20°
7—12 месяцев |
Обязательный сон на воздухе при температуре от -—10 до
+30° „ .
Воздушные ванны по 10—12 минут во время переодевания, гимнастики, бодрствования
Умывание водой 24—20°. Купание при температуре воды 37—36°, с последующим обливанием водой 35—34°. Сухие обтирания в течение 7—10 дней производят фланелевой рукавичкой до слабого покраснения кожи, далее — влажные обтирания водой 35°, постепенно снижая ее до 30°
Летом пребывание на воздухе до 10 минут 2—3 раза в день под рассеянными лучами солнца Температура в помещении 22—20°
1—3 года |
Дневной сон на открытом воздухе при температуре воздуха от —15 до +30°
Воздушная ванна — при смене белья после ночного и дневного сна; детям старше 2 лет — во время утренней гигиенической гимнастики и умывания
Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от —15 до +30°
Умывание - вначале водой 20°. В дальнейшем ее постепенно снижают до 18—16°. Детям старше 2 лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя
Общее обливание — после прогулки; начальная температура воды 35—34°. В дальнейшем ее постепенно снижают до 26—24°. Обливание ног — перед дневным сном, начальная температура воды 28°, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18°
Купание при температуре воды 36° продолжительностью 5 минут с последующим обливанием водой 34°. Проводится перед ночным сном 2 раза в неделю.-
Летом — пребывание под лучами солнца, начиная с 5—6 до 3—10 минут 2—3 раза в день
Закаливающие мероприятия не исчерпываются указанными в перечне. Учитывая, что закаливание детей II и III групп (см. табл. 9) осуществляется практически без снижения температуры, в режиме дня следует использовать все возможности (например, при переодевании детей, на занятиях физкультурой, утренней гимнастикой, музыкальных занятиях и др.).
Обязательным закаливающим мероприятием для детей раннего возраста является прогулка. Гулять с ребенком необходимо в любую погоду. Отменить ее можно лишь при сильном, пронизывающем ветре и проливном дожде. Если есть место, где ребенок будет защищен от таких воздействий (например, закрытая веранда), прогулку можно планировать даже и в плохую погоду. При этом следует помнить: для закаливания важно правильно одеть малыша.
Воспитатель, проявляя об этом заботу, беседует с родителями, дает им рекомендации, как одевать малышей в соответствии с погодными условиями и занятиями в помещении. На музыкальных занятиях и в подвижной игре детям можно облегчать одежду (только на время занятия!), например закатать рукава, снять теплую кофточку, надеть носки и т. д.
Для получения охлаждающего эффекта специалисты рекомендуют проводить занятия физкультурой в помещении при температуре 18—20°, а на улице, на открытом воздухе — в местах, защищенных от ветра; в тени — при температуре выше 18° (в пределах 19—22°).
Сон на воздухе относится к местным процедурам, повышающим устойчивость к холоду лица и верхних дыхательных путей. Особенно полезен в прохладное время (не ниже —10°) детям со склонностью к заболеваниям органов дыхания. Спальные принадлежности выносятся на веранду перед сном.
Закаливание водой. Из всех широко рекомендуемых водных процедур наименее трудоемкими, хорошо контролируемыми и надежными являются контрастные водные процедуры. Благодаря переходам от нагревания к охлаждению осуществляется своеобразная гимнастика периферических кровеносных сосудов. Цикл «нагревание — охлаждение» должен повторяться 3—5 раз и более, в зависимости от наличия времени (см. табл. 10).
Схема закаливания детей в дошкольном учреждении и дома (водные процедуры без снижения температуры)
Таблица 11
Дни недели | В утренние часы (дома или в суточной группе в детском учреждении) | Днем (в детском учреждении) | Перед ночным сном (дома или в детском учреждении в суточной группе) |
Понедельник | Умывание, полоскание горла (или питье воды) | Две прогулки в течение дня. Воздушные ванны при переодевании | Хождение босиком 5—10 минут по полу с последующим обливанием стоп |
Вторник | Влажное обтирание до пояса. Полоскание горла | Прогулка. Воздушные ванны на занятиях гимнастикой | Воздушная ванна перед сном |
Среда | То же | Прогулка. Воздушная ванна на Музыкальном занятии | Хождение босиком с последующим обливанием стоп |
Четверг | Душ. Полоскание горла | Прогулки в течение дня. Воздушная ванна при переодевании | Воздушная ванна перед сном |
Пятница | Влажное обтирание Или душ | Прогулки и воздушная ванна при переодевании | Хождение босиком с обливанием стоп |
Суббота | Душ. Полоскание горла | Прогулки и закаливание на воздухе с родителями | Гигиеническая ванна с последующим обливанием на 1—2° ниже |
Воскресенье | Обмывание или душ. Полоскание горла | То же | Воздушные ванны |
В первые дни дети могут находиться под прямымилучами солнца не более 5—6 минут, а после появления хорошего загара 8—10 минут по 2—3 раза в день. Голову от перегревания предохраняет белая шапочка (панамка).
Перед началом закаливания воспитатель знакомится с характеристикой состояния здоровья малышей группы и врачебными рекомендациями по закаливанию (вопрос о начале и характере процедур должен решать медицинский работник).
Противопоказаниями (временными) к проведению закаливающих процедур являются все виды лихорадящих состояний, обширные поражения кожных покровов, выраженные травмы, пищевые токсико-инфекции и другие заболевания со значительными нарушениями деятельности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной систем. Как только острое состояние патологического процесса миновало, можно приступать к закаливанию сначала с использованием местных, а затем и общих процедур.
Для осуществления контроля за результатами закаливания в группах раннего возраста важно четкое заполнение формы 127, дневника группы; при передаче дежурств в дневнике помещаются сведения о характере закаливающих процедур, полученных детьми в течение дня. Если же проводятся специальные водные процедуры, то они записываются в тетради или на отдельном листе и отмечаются знаком плюс ( + ) или минус (—) (чтобы при подведении итогов врач мог знать, сколько и каких процедур получил ребенок). Все это необходимо для врачебного контроля за здоровьем детей за ис%к-щее время. Подводя итоги оздоровительных мероприятий, можно судить об их эффективности и влиянии закаливания на здоровье малышей.
| Для текущего контроля за проведением закаливающих процедур и влиянием их на здоровье ребенка воспитатель должен знать внешние признаки переохлажденияи перегревания организма.
Различают три фазы действия холодового фактора на организм:
1. Спазм (сужение) кожных сосудов, отлив крови к внутрен
ним органам, кожа становится бледной и холодной.
2. Расширение сосудов, прилив крови из внутренних органов к
периферии, наступает ощущение тепла.
3. Застой крови в результате спастического состояния капил
ляров, появление бледности с цианотическим оттенком, мышечная
дрожь, съеживание (поза сохранения тепла). Если физиологиче
ская реакция проявляется при первой и второй фазах, внешние
признаки которых свидетельствуют об эффективности закаливаю
щей процедуры, то третья фаза —- патологическая, говорящая о
том, что организм переохладился. Ее при закаливании допускать
нельзя.
Так же как переохлаждение, недопустимо и перегревание. Если наблюдаются покраснение л*ица и потоотделение, ребенка нужно увести в тень, напоить его чаем или морсом, дать немного отдохнуть, переключив на спокойную игру.
ГИМНАСТИКА
Физическое воспитание детей раннего возраста имеет целью укрепление здоровья, обеспечение оптимального физического развития, расширения функциональных возможностей развивающегося организма, формирование точных двигательных навыков (правильная ходьба) и основных движений (ходьба, бег, лазанье и мотание), а также воспитание качества движения (быстрота, ловкость, сила, выносливость и т. п.). Оно способствует выработке у детей привычки к специальным занятиям физическими упражнениями, воспитывает любовь к спорту.
Средствами физического воспитания являются физические упражнения, закаливающие факторы. Очень'важная роль в физическом воспитании детей в раннем возрасте отводится рациональному общему режиму, в частности двигательному.
Почему же необходимо развитие и воспитание движений начинать с самого раннего возраста? Какие именно движения необходимо и целесообразно развивать и воспитывать у детей? Каким образом воспитывать основные двигательные навыки и правильное качество движений и каких результатов следует добиваться, как их проконтролировать при проведении занятий с ребенком раннего возраста?
На эти и другие вопросы мы постараемся здесь ответить.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГИМНАСТИКИ И МАССАЖА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Влияние движений на любой живой организм многогранно. Об этом написано много книг и статей. Здесь следует отметить, что .движения способствуют поддержанию постоянства внутренней среды организма, улучшают питание тканей, способствуют воспитанию чувства ритма, обладают антистрессовым действием. Специальные исследования показали, что на 7—8-е сутки неподвижного лежания в организме развивается сложнейший комплекс изменений, которые у людей, не занимавшихся физкультурой, могут быть необратимы.
Необходимо помнить, что движения являются органической потребностьюмалыша, и чем он моложе, тем труднее ему подавлять эту потребность. Двигательная активность — величина относительно постоянная, поэтому ребенок, который не смог удовлетворить потребность в движении в первую половину дня, будет стремиться сделать это вечером.
Особенностью ребенка раннего возраста является и то, что все двигательные структуры созревают по времени неодинаково,на протяжении 3,5 лет они качественно отличаются не только от таковых у взрослого, но и у ребенка дошкольного возраста.
Рассмотрим структуру так называемой двигательной единицы. Клетки центральной периной системы созревают к моменту рождения ребенка, пирамидные пути спинного мозга — в течение пер-
1 (] Ц Л И Ц (1
СЛ
Формы двигательной деятельности ребенка второго итретьего года жизни в течение дня | ||||
Вид двигательной деятельности | Время | Главная воспитательная и физиологическая задача | Необходимые условия | Точность вылолнения |
Движения во время бодрствования | Около 4 часов | Удовлетворение постоянной потребности в движениях | Площадь Одежда Пособия | — |
Подвижные игры | 5 минут или 2 раза в день по 5 минут | Умение сочетать движения с окружающими детьми (с 1,5-летнего возраста), окружающими предметами, т. е^ умение начать и остановиться, двигаться по сигналу, по правилам | Любые пособия и правила игры | |
Музыкальные занятия (движения под музыку) | 2 раза в неделю по 15—20 минут | Воспитание чувства ритма | Музыкальное сопровождение | |
Зарядка (движения после сна) | 5 минут сраз?* после сна | Разбудить ребенка, сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию | Сразу после пробуждения от сна г | — |
Специальные занятия гимнастикой | 2—3 раза в неделю по 15 минут | Точность движений. Конкретное ^воздействие на мышцы. * Выработка точного двигательного навыка | Обязательное наличие гимнастических пособий: на первом году — руки взрослого, пособия — после 9 месяцев, в каждой возрастной группе они свои (скамьи, доски, гимнастические палки и др.) | + |
Т а б л ил а 13 |
Принципы назначения и содержания занятий гимнастикой и массажем со здоровыми детьми раннего возраста |
Общие принципы (независимо от возраста) | 1. Учет возрастных особенностей возможностей нервногмышечного аппарата и задачи на будущее 2. Обязательное наличие гимнастического пособия или рук взросли! о 3. Охват всех мышечных групп 4: Чередование исходных положений (лежа на спине, на животе, на боку, сидя, стоя — у детей второго и третьего года жизни) '5. Чередование работы и отдыха (гимнастики, массажа, коллективных и индивидуальных упражнений) 6. Обязательное положительное отношение ребенка к занятию. | |||
Возраст в месяцах | 1,5—3 | 3—4 | 4—6 | 6—10 |
Комплекс | ||||
Особенности нервно-мышечного аппарата | Повышенный тонус мышц-сгибателей — невозможность пассивных упражнений Наличие безусловных двигательных рефлексов для выбора активных упражнений, связанных с разгибанием Массаж только поглаживающий — для ослабления тонуса сгибателей | Исчезновение физиологической гипертонии сгибателей рук — первые пассивные упражнения Вводятся новые виды массажа (растирание, разминание, вибрационный массаж грудной клетки) Первые попытки изменить положение тела — повороты на живот — вводятся рефлекторные повороты на живот. Укрепляются задние мышцы шеи — вводится новое упражнение «разгибание головы в положении на весу» | Полностью уравновешивается тонус сгибателей и разгибателей ног — вводятся пассивные упражнения для ног Укрепление передних мышц шеи — вводится «парение» на спине Попытка приподнять туловище — приподнимание из положения на спине за отведенные в сторону руки Созревает слуховой анализатор — вводятся упражнения под счет | Согласованность в работе крупной мускулатуры — упражнения на координацию движений («напряженное выгибание») Появление статических функций —"'культивирование ползания Развитие мышц кисти — вводятся упражнения с кольцами Введение речевой инструкции, связь с развитием понимаемой речи |
Задачи | Содействовать уравновешиванию тонуса сгибателей и разгибателей рук и ног | Полностью уравновесить сгибатели и разгибатели ног, воспитывать навыки в изменении положения тела | Подготовка к ползанию. Развивать ритм движений путем звуковых сигналов | Укрепление мускулатуры. Воспитывать координацию движений |
вого года жизни, периферический нерв — только к 3,5 годам, мышцы ребенка раннего возраста отличаются качественной незрелостью волокна. Такая структура двигательного анализатора обязывает взрослого с большой ответственностью относиться к воспитанию движений с первых дней жизни ребенка, правильно применять специальные воздействия на разные мышечные группы для более качественного их созревания (именно качественное созревание помогает своевременному включению в деятельность периферических помощников сердца, расположенных в скелетных мышцах), а также помнить о трудности статических нагрузок для малыша. Ребенку трудно длительное время сохранять одну и ту же позу (напри-, мер, стоять или сидеть на стуле).
Движения для ребенка раннего возраста необходимы ему для познания окружающего мира— ив этом тоже его отличие от взрослого. Полноценное нервно-психическое развитие малыша невозможно также без достаточного количества движений.
Для воспитания движений ребенку необходимы различные формы двигательной деятельности (см. табл. 12), массаж и специальные занятия гимнастикой. Все воздействия в целях развития движений объединяют в специальные комплексы, составленные по определенным принципам.
Планируя развитие движений ребенка раннего возраста, воспитатель опирается еще на одну важнейшую возрастную особенность ребенка — трудность (а в ряде случаев невозможность) выполнения точного, конкретного движения по слову взрослого. Исследования показывают, что для формирования точнего двигательного навыка у детей от 2,5 до 3 лет им необходимо повторить это движение от 33 до 68 раз, т. е. воспитание навыка (точно выполнять то или иное движение по слову взрослого) надо планировать минимально в течение 4 месяцев и максимально в течение 8 месяцев на каждом занятии (Н. М. М у р а е н к о). Но это невозможно. Поэтому для воспроизведения ребенком движения на специальных занятиях нужны средства, конкретизирующие его, т. е. гимнастические пособия, соответствующие возрастным возможностям ребенка (см. перечень гимнастических пособий для детей раннего возраста).
Гимнастические комплексы упражнений для детей раннего возраста1
Для детей от 1,5 до 3 месяцев Комплекс 1
1. Поглаживающий массаж рук.
2. Поглаживающий массаж ног.
3. Выкладывание на живот.
4. Массаж спины.
5. Массаж живота.
6. Массаж стоп и рефлекторные упражнения для стоп.
См.: Губерт К. Д., Рысс М. Г.Гимнастика и массаж в раннем возрасте. М..
1978. 60
7. Рефлекторное разгибание спины в положении на боку (два раза
в обе стороны).
8. Выкладывание на живот.
9. Рефлекторное ползание.
Для детей от 3 до 4 месяцев Комплекс 2
1. Охватывающие движения руками. (Скрещивание рук на груди и
разведение их в стороны.)
2. Массаж рук (поглаживание + растирание, разминание).
3. Массаж ног (то же).
4. Рефлекторные повороты на живот при поддержке за правую
руку.
5. Массаж спины.
6. «Положение пловца». (Разгибание головы назад в положении на
весу.)
7. Массаж живота.
8. Массаж стоп.
9. Упражнения для стоп.
10. Вибрационный массаж грудной клетки.
11. Сгибание ,и разгибание рук.
12. Поворот на живот при поддержке за левую руку.
Для детей от 4 до 6 месяцев Копмлекс 3
1. Охватывающие движения руками.
2. Массаж ног.
3. «Скользящие» шаги.
4. Поворот на живот вправо.
5. Массаж спины.
6. «Парение» на животе.
7. Массаж живота.
8. Приподнимание верхней части туловища из положения на спине.
9. Массаж и упражнения для стоп.
10. Сгибание и разгибание рук.
11. Сгибание и разгибание ног.
12. Парение на спине.
13. Массаж грудной клетки.
14. Поворот на живот.
Для детей от 6 до 10 месяцев Комплекс 4
1. Охватывающие движения руками (с кольцами) или сгибание и
разгибание рук (с кольцами).
2. «Скользящие» шаги или сгибание и разгибание ног.
3. Поворот на живот вправо.
4. Массаж спины.
5. Стимулирование ползания.
6. Массаж живота.
7. Присаживание, держась за кольца.
8. Круговые движения руками.
9. Поднятие выпрямленных ног.
10. Напряженное выгибание.
11. Поворот на живот влево.
12. Приподнимание туловища из положения на животе.
Для детей от 10 месяцев до 1 года 2 месяцев Основным содержанием комплексов является:
1. Формирование осанки и ходьбы без опоры (некоторые упражне
ния из положения сидя и стоя).
2. Появление новых элементов моторики.
Приседание на корточках (для укрепления мышц ног).
Ко м п л е к с 5
1. Сгибание и разгибание рук.
2. «Скользящие» шаги.
3. Поворот со спины на живот (в обе стороны).
4. Поднимание тела из положения на животе.
5. Массаж спины.
6. Наклоны и выпрямление туловища.
7. Массаж живота.
8. Доставание палочки прямыми ногами.
9. Присаживание, держась за кольца.
10. Напряженное выгибание на коленях взрослого.
Для детей от 1 года 2 месяцев до 2,5 лет
При составлении комплексов упражнений для детей этого возраста учитывают следующее:
1. Упражнения в основном активные, поэтому возрастает роль посо
бий и руководства взрослого через них.
2. Естественное состояние — вертикальное положение, поэтому обя
зательна смена положений (в комплексе 50% упражнений с исходным
положением лежа).
3. Для занятия подбирают только те упражнения, которые доступны
детям (75% детей группы, подгрупп и т. д.) для выполнения.
В целях воспитания точности движения, двигательных нЛыков — ходьбы, лазанья, упражнениями, входящими в комплексы, решаются следующие задачи:
1. Воспитание правильной ходьбы;
2. Воспитание чувства равновесия;
3. Профилактика плоскостопия;
4. Воспитание координации;
5. Формирование правильной осанки (упражнения для спины).
Комплекс 6 (для детей от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев)
1. Ходьба по ребристой доске, лежащей на полу.
2. Поднимание выпрямленных ног до гимнастической палки.
3. Перешагивание через палку, лежащую на полу.
4. Пролезание в обруч.
5. Приседание с кольцами.
6. Ходьба по дорожке шириной 25—30 см.
Комплекс 7 (для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет)
1. Ходьба по наклонной ребристой доске.
2. Поднимание выпрямленных ног до гимнастической палки.
3. Перешагивание через палку, приподнятую на 5—10 см, или через
ряд препятствий.
4. Пролезание под гимнастическую скамью.
5. Приседание, держась за палку.
6. Ходьба по скамье № 1.
Комплекс 8 (для детей от 2 до 3 лет)
1. Ходьба по пособиям: скамье, ребристой доске, лесенке и т. д.
2. Наклоны туловища с прямыми ногами.
3. Перешагивание через палку, приподнятую на 10—15 см, или через
ступеньки лесенки.
4. Пролезание под гимнастическую палку.
5. Приседание с обручем.
6. Ходьба по скамье № 2.
7. Подвижная игра «Жуки».
8. Ходьба по ребристой доске «крышечкой».
Для ослабленных детей (рахит и гипотрофия, независимо от возраста, но в основном до 1,5 лет). Ослабленные дети составляют особую группу для занятий. При выборе для них упражнений учитывают состояние здоровья, особенности перенесенных заболеваний:
1. Мышечный тонус при рахите снижен, рефлекторная возбудимость
понижена. Используются упражнения пассивные, все виды массажа.
2. При гипотрофии склонность к гипертонусу; рекомендуются мас
саж поглаживающий, упражнения пассивно-активные.
3. Ослабление опорно-связочного аппарата; выполняются упраж
нения с исходным положением только лежа.
Комплекс 9
1. Массаж рук (все приемы).
2. Скрещивающиеся движения руками.
3. Массаж ног (все приемы).
4. Сгибание и разгибание ног.
5. Массаж живота.
6. Поворот на живот.
7. Массаж спины.
8. Массаж стоп и рефлекторные упражнения для стоп.
9. Поднятие выпрямленных ног.
10. Поворот на живот.
11. Вибрационный массаж грудной клетки.
Если есть гипертония мышц, необходим общий поглаживающий массаж.