Основные направления воспитания детей и учащейся молодежи в РБ.
Основными направлениями воспитания обучающихся являются:
идеологическое воспитание, которое определяется приоритетами развития белорусского общества и направлено на формирование целостной, нравственно зрелой, политически грамотной, активно участвующей в социальной жизни общества личности; обеспечивает формирование знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;
духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры;
поликультурное воспитание, направленное на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий и др.;
экономическое воспитание, направленное на формирование экономической культуры личности;
эстетическое воспитание, направленное на формирование эстетической культуры, развитие чувства прекрасного;
воспитание психологической культуры, определяющей развитие и саморазвитие личности;
воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;
воспитание в области охраны окружающей среды и природопользования, направленное на формирование экологической культуры личности;
воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;
семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей; осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся;
трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;
воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у детей и учащейся молодежи ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.
47. Семья – воспитательная среда ребенка. Взаимодействие учреждений образования и семьи в воспитании детей.
Роль семьи в воспитании ребенка не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, закладываются основы нравственности, воспитываются привычки поведения. Семья как первый воспитательный институт способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Семейное воспитание (как воспитательная деятельность родителей) - это взаимодействие родителей и ребенка, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для его полноценного развития. В широком смысле семейное воспитаниеесть форма социализации и воспитания детей, соединяющая объективное влияние культуры, традиций, обычаев народа, семейно-бытовые условия и взаимодействие родителей с детьми, способствующее развитию их личности.
Вопрос взаимодействия семьи и образовательных учреждений весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в воспитание?
Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества образовательных учреждений и семьи
Положительный результат зависит от контакта с семьёй обучающегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в образовательных учреждениях эти качества развиваются.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам детского сада, школы, класса, к делам вуза, группы.
Основными формами работы с семьёй в детских садах, школах являются групповые и индивидуальные (собрания, беседы, встречи и т. д.), а одной из форм взаимодействия семьи и школы являетсядневник ученика.
Одной из форм сотрудничества образовательного учреждения с родителями, а именно с группой наиболее опытных, инициативных родителей, является родительский комитет. Так в ГМУ г. Семей на Общемедицинском факультете с 2008 года функционирует родительский комитет, в состав которого входят родители студентов с 1–5 курсы, проживающие в городе Семей. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете. Он совместно с Советом кураторов и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества вуза и семьи.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности школьного учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы. Они могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью, в старших классах смог определиться со своей будущей профессией, а в вузе смог свою мечту воплотить в реальность.
Эффективность воспитания зависит от того, насколько тесно взаимодействуют образовательное учреждение и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества играют воспитатели в детских садах, классные руководители в школах и кураторы студенческих групп в вузе. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую образовательным учреждением по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития обучающегося