Важность наблюдения языка тела
Представьте себе ситуацию, когда вы, будучи коучем или наставником, решаете провести сессию с двумя подопечными одновременно. Это может происходить в конце проекта или же перед началом программы. Один из них сидит со скрещенными руками, трясет ногой и отвечает немногословно, но совершенно точно. Другой расположился очень удобно, руки на столе, смотрит вам прямо в глаза и отвечает спокойно, но тоже совершенно точно.
Если бы вы слушали только вербальные ответы, то получили бы только один набор сообщений и, возможно, сформировали бы лишь частичное видение целой картины. Однако, проведя целостное сознательное наблюдение, вы уловите так называемые «невербальные» сообщения. Эти сообщения могут нести не меньше информации, чем слова, и могут стать подсказками как о потребностях развития, так и о переживаемой фрустрации, о которой человек не сказал ни слова.
Чтобы разобраться с этой дилеммой, важно знать основы невербальной коммуникации, или так называемый язык тела. Выражение лица, жесты, поза, сигналы глаз, движения тела — все это является источником сообщений. Считается, что язык тела может быть окном в наши мысли, и действительно — чаще он звучит громче, чем слова; мы можем говорить одно, а наше тело — совсем другое.
Ниже приводятся ключевые невербальные сигналы:
• О наличии эмпатии говорят улыбки, открытые и позитивные жесты, близкое расположение в пространстве, контакт глаз или кивание головой.
• О том, что человек хочет занять оборону или не доверяет вам, можно сказать, если он сидит с обращенными к вам скрещенными ногами, тогда как скрещенные ноги, отставленные от вас, могут сигнализировать о готовности довериться.
• О гневе или агрессии могут сообщить напряженная поза, глаза навыкате, сжатые кулаки или плотно скрещенные руки, притоптывание ногой и выбивание барабанной дроби пальцами.
• О нервозности свидетельствуют потупленный взгляд, рука, закрывающая рот, или частые прикосновения к лицу, переминание с ноги на ногу или суетливые движения.
Важность наблюдения языка тела ■ 155
• О скуке может сказать сдувание несуществующих пылинок с рукава, ковыряние в ухе, сдерживаемая зевота или блуждание взгляда по комнате.
Рекомендуем вам книгу, в которой вы найдете полезную информацию о наблюдении за языком тела: «Язык жестов» Алана Пиза (Body Language; A. Pease, 1984). Лишь одно предостережение: заметьте, что мы говорим только о том, что все эти сигналы могут указывать на наличие различных эмоций. Одного жеста самого по себе практически никогда не будет достаточно, чтобы составить полную картину. Вам необходимо научиться интерпретировать именно всю комбинацию невербальных сигналов. Мы не только должны отмечать жесты других людей, но и осознавать, какие сигналы посылает при этом наше собственное тело и как окружающие могут их интерпретировать!
Кроме того, важно помнить, что хотя все люди, представляющие одну культуру или одну страну, получают и посылают похожие невербальные сигналы, люди из других культур или стран могут интерпретировать их совсем иначе. Например, англичане показывают цифру «один» при помощи указательного пальца. Однако если вы находитесь в баре в Германии и поднимаете указательный палец, чтобы заказать пиво, вам, вероятнее всего, принесут два пива, так как число «два» немцы показывают при помощи указательного пальца. Еще один пример культурологических различий состоит в том, что кольцо, образованное указательным и большим пальцами, означает «О'кей» для американцев и англичан, но французы воспримут его как 0 (ноль), и для них этот знак вовсе не означает ничего хорошего. В качестве примера различий культур скажем, что правила контакта глаз, используемого африканцами для демонстрации интереса и внимания, противоположны правилам, знакомым европейцам, часто неверно интерпретирующих поведение африканцев как грубость или угрюмость. Стили вербальной коммуникации также могут значительно различаться. Некоторые группы азиатов обычно дают очень детальные ответы, которые не-азиатами иногда считаются утомительно пространными.
Кроме того, необходимо внимательно относиться к манере другого человека вести беседу, ведь простая неловкость или недопонимание могут быть интерпретированы как попытка сбить с толку. Если кто-то обладает раздражающим или визгливым голосом или говорит
156 ■ Глава 7. Наблюдение в процессе слушания
слишком быстро, или его манера нагоняет на вас скуку, может оказаться более важным выслушать сообщение, чем отвлекаться на манеру его предоставления. Необходимо оценить именно данное сообщение, а не то, как оно было произнесено, и иногда добиться этого бывает чрезвычайно сложно. Совет слушателю: «Важно не то, что тебе говорят, но то, как это говорят», может быть очень опасным!