Наблюдение в процессе слушания
Старая пословица гласит: «Бог дал нам два глаза, два уха, но лишь один рот, поэтому смотреть и слушать мы можем в четыре раза больше, чем говорить».
Конечно же, мы все осознаем, что разговор — не самая главная часть процесса коммуникации. Однако не все помнят об этом. Приходилось ли вам посещать программы обучения навыкам общения, в ходе которых преподаватель тратит большую часть времени на объяснение способов структурирования вашей презентации или использования наглядных пособий и совсем немного времени (если оно вообще остается) уделяет улучшению ваших навыков слушания?
Зачастую много внимания уделяется развитию навыков наблюдения, а не слушания. Если вы когда-нибудь участвовали в играх или упражнениях, где нескольким людям показывают одну картину и просят описать, что они видят, вы знаете, что нередко участники выдают совершенно противоречивые интерпретации. Визуальную коммуникацию затрудняют различные виды препятствий — не только плохое зрение! Ожидания, предположения, предрассудки, ценности и желания — все это влияет на восприятие сообщений, получаемых через наблюдение и слушание. Коучи и наставники в значительной мере опираются на эти навыки, поэтому они должны уметь применять их с высокой эффективностью.
Например, коуч, использующий «директивный» подход к обучению, должен не только в точности услышать ответ ученика, но и уловить ноты уверенности или колебаний в его голосе. Это подтвердит, понял ли последний сообщение коуча на самом деле или лишь сделал вид. Очень возможно, что уверенность и другие эмоции будут так же сильно проявляться в тоне ответа, как и в словах ученика.
Коуч, использующий «свободный» стиль, в значительной мере полагается на навыки задавания вопросов. Когда вопрос задан, коучу приходится выслушивать и интерпретировать ответ и в то же время
Наблюдать не просто ■ 151
очень быстро решать, какой вопрос должен последовать далее. Пауза с реакцией на полученный ответ часто является удобной техникой, но необходимость постоянно переспрашивать, возникающая в результате небрежного, «ленивого» слушания, разрушит доверие к коучу и эффективность занятий.
Наставники иногда проводят сессии прямо у себя в кабинете. Если в этом случае не предпринять элементарных мер по переадресации входящих телефонных звонков, это может привести к ненужным прерываниям слушания, а также явится сигналом отсутствия заинтересованности в данной сессии. Коучу, перед которым стоит задача развить специфический навык, часто приходится наблюдать профессиональную деятельность учеников на рабочем месте и делать выводы о ее качестве, сравнивая ее с четкой системой стандартов компетентности, и непосредственно после этого наблюдения задавать вопросы для проверки понимания. Если развитие навыка предполагает последующее присвоение квалификации, и поэтому необходима уверенность в его усвоении, важно, чтобы все коучи, наблюдающие одну и ту же демонстрацию деятельности и слушающие одни и те же ответы, могли вынести одно суждение относительно компетентности исполнителя. Так, стабильно повторяющееся успешное применение полученных навыков — требование к эффективному коучингу и наставничеству.
Наблюдать не просто
Первым правилом наблюдения, таким образом, должно быть убеждение, что «наблюдение не столь просто, как кажется». Наблюдение — вовсе не обязательно поэтапный процесс, который запросто можно проводить, ознакомившись с инструкцией для начинающих; часто оно является продолжительным, и множество событий происходит сразу же, в один момент. Возьмем в качестве примера коуча, проводившего сессии с всадницей, готовящейся к соревнованиям (более подробно эта ситуация обсуждалась в главе 3). Просто представьте, что этому коучу пришлось наблюдать за тем, как его подопечная тренирует некое простое движение:
• Какие вспомогательные средства использовала всадница?
• Как реагировала лошадь?
• Что прошло хорошо и почему?
• Что прошло плохо и почему?
152 ■ Глава 7. Наблюдение в процессе слушания
• Как это можно было бы улучшить?
• Был ли выдержан верный темп?
• Была ли правильной позиция всадницы?
• Выдерживала ли лошадь нужный рисунок?
• Сопротивлялась ли лошадь и почему?
• Каково было общее впечатление?
Возьмем еще один пример: коуч, наблюдающий за тем, как продавец или менеджер по работе с клиентами осуществляет продажу:
• Как он приветствует клиента?
• Какой была первоначальная реакция?
• Вопросы каких типов были заданы?
• Насколько хорошо продавец/менеджер слушал?
• Какие продукты были представлены и в каком порядке?
• Насколько был увлечен клиент?
• Какие вспомогательные средства продаж использовались?
• Грамотно ли продавец/менеджер отвечал на технические вопросы клиента?
• Как продавец/менеджер добился согласия или заключил договор?
• Что было упущено?
• Каковы были реакции клиента на протяжении продажи?
• Какие аспекты продажи прошли хорошо?
• Что можно было бы сделать лучше?
Эти и многие другие наблюдения должны осуществляться, когда происходят соответствующие события. Чтобы научиться концентрироваться на том, что вы видите, и интерпретировать увиденное, необходимо действительно много поработать. Чрезвычайно полезной в таких случаях бывает заранее составленная памятка. Также важно делать заметки; полагаться на память — значит иногда упускать важные моменты.
Некоторым людям непросто делать заметки, но с практикой этот навык можно приобрести. Одной их возможных техник является записывание ключевых слов или фраз, другой — когнитивные карты (mind maps). Блокнот подходящего размера и авторучка, которые всегда под рукой, — очевидная необходимость, о которой иногда забывают.
Наблюдать не просто ■ 153
Эти два примера коучинговых ситуаций иллюстрируют еще одну трудность, связанную с наблюдением. Чрезмерная вовлеченность коуча в любую из указанных ситуаций может снизить валидность наблюдений и последующей обратной связи или оценки. Поэтому очень важными навыками, которые вы должны развить, если действительно хотите помочь людям научиться на их собственном опыте, являются отвлеченное (unobtrusive) наблюдение и сдерживание желания вмешаться и взять ситуацию под свой контроль, которое возникает, когда все идет не так, как, по вашему мнению, должно было бы идти.
Еще одна опасность, о которой следует помнить, — это неспособность различать наблюдаемое поведение и гипотезу, или формируемый вывод, о причине этого поведения. Следующие примеры иллюстрируют потенциальные ловушки:
Наблюдение | Гипотеза | Настоящая причина поведения |
Джон пришел на встречу в рубашке с короткими рукавами. | Он непрофессионал | Он вымок под проливным дождем |
Венди всегда в течение дня на некоторое время покидает рабочее место | Она равнодушна к успехам организации | У няни, сидящей с ее ребенком,очень сложный характер |
Кен занес цифры не в ту колонку | Он невнимательный | Неудобно разработаны стандартные формы |
Энн вступает в пререкания | У нее дурной нрав | Сейчас она испытывает серьезный стресс |
на работе и дома |
Рис. 7.1. Наблюдения и гипотезы
Эти примеры показывают, как просто коучу или наставнику неверно истолковать ситуацию. Руководящие принципы здесь следующие:
• Наблюдения должны быть объективными — делайте точную безоценочную запись действительного поведения.
• Гипотезы субъективны — избегайте делать выводы и придерживайтесь описаний того, что вы видите.
154 ■ Глава 7. Наблюдение в процессе слушания