Педагогические особенности деятельности менеджера.
Педагогический процесс – исторически развивался на основе разных концепций:
-Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения (мы получаем знания на основе рефлексов и ассоциаций)
-Теория научения (бихивиористы)
-Концепции проблемного обучения
-Теория поэтапного формирования умственных действий (Гальперин)
-Концепция проблемно-деятельностного обучения
-Теория пограммированного обучения (компьютерная технология обучения)
-Суггестопедия
Будущему менеджеру необходимо обладать умениями и профессиональной мобильностью оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности, общественной практике в целом. Это станет возможным, если будущего выпускника подготовят как специалиста, умеющего востребовать и использовать полученные в процессе обучения знания, как основу и средство решения задач собственно познавательной и профессиональной деятельности. Особую важность для менеджера представляют знания, позволяющие проводить эффективную кадровую политику. В связи с этим актуальным представляется изучение психолого-педагогических дисциплин. Существует противоречие в актуальности проблемы между объективной необходимостью в педагогических знаниях для профессиональной деятельности будущего менеджера и недостаточным уровнем исследования этой проблемы в теории профессионального образования.
46. Процесс обучения, его сущность и содержание.
В целом обучаемость это восприимчивость к усвоению знаний и способов деятельности. Она является относительно устойчивым свойством личности. Это понятие по своему содержанию более узкое, чем понятие способность, определяемое как свойство личности, которое является условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способность включает в себя высокую степень обучаемости определенным видам деятельности. Подобно тому, как различают способности общие и специальные, так различают обучаемость общую и специальную. Вторая проявляется только при обучении определенному виду деятельности.
Обучаемость тесно связана с умственным развитием, но не тождественна ему. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться более низкая обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью.
Принципы и методы обучения.
Принципы:
-сознательность, активность и самостоятельность в обучении
- наглядность обучения
- систематичность, последовательность и комплексность
- обучение на высоком уровне трудности
- прочность овладения знаниями
- групповой и индивидуальный подход
Методы обучения выполняют определенные функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую и контрольно-коррекционную.
Методы для учителя служат средством побуждения учащихся к учению, являются стимулятором познавательной активности. Посредством методов учитель диагностирует ход и результаты учебного процесса.
48. Сущность и содержание воспитания.
Воспитание работа с чувствами, мотивами, эмоциями, потребностями.
Обучение работа с умом человека.
Воспитание одна из сторон социализации личности, приобретение им человеческого жизненного опыта. Это деятельность по передаче исторического опыта, подготовка к жизни и труду.
Центр внимания в обучении становление познавательных процессов человека, его способностей, приобретение знаний, умений, навыков.
Цель воспитания развитие и формирования человека как личности
Самовоспитание необходимо познать себя, познание себя важный этап в процессе самовоспитания, в процессе самосовершенствования надо находить хорошие моменты, самонасилие не дает должного эффекта, необходимо ставить перед собой миражные цели, чтобы достичь цели надо подкреплять хорошими моментами.
Принципы воспитания.
Принципы воспитания в своём разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием .В жизни существует и содействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребёнка формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни. Педагогом должно учитываться содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей.
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.
Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам воспитания:
1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация: они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию.
2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны - среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.
В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
- общественная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, трудом;
- опора на положительное в воспитании;
- гуманизация воспитания;
- личностный подход;
- единство воспитательных воздействий.
Методы воспитания.
Методы воспитания – научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и воспитанников, психолого-педагогического воздействия на сознание и поведение последних, стимулирования их деятельности и самовоспитания.
1) Индивидуально-специфическое воздействие воспитателя, заключающееся в передаче детям еще не освоенных ими образцов личностной активности, в которой выражаются его индивидуально-психологические характеристики (доброта, общительность).
2) Функционально-ролевое влияние воспитателя, т.е. осуществление его функций и взаимодействия с учениками, связанных с задаваемыми его ролью способами возможного поведения, в результате чего дети учатся у учителя социальным ценностям и поступкам.