Особенности звукового аналитико-синтетического метода. Приемы звукового анализа и синтеза.
Традиционные черты метода:
а) обучение грамоте по аналитико-синтетическому методу носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает умственное развитие через систему аналитико-синтетических упражнений.
б) обучение грамоте опирается на живую речь учащихся, на уже имеющийся речевой навык, на образцовые тексты, включает в себя систему развития речи детей;
в) основа аналитической и синтетической работы – звук. Отсюда огромное внимание выделению звуков, звуковому анализу и синтезу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха;
г) единица чтения – слог, отсюда внимание к слоговой работе.
д) устанавливается определенная последовательность звуков и букв.
Принципы метода, сформированные недавно.
а) дифференцированный и индивидуализированный подход к учащимся;
б) систематическое введение элементов грамматики, словообразования,орфографии, лексикологии на практической основе;
в) введение слого-звукового анализа слова;
г) введение элементов моделирования: модели слогов, слов, предложений;
д) воспитательные задачи включаются в систему работы по букварю.
Необходимо отметить воспитывающую функцию уроков обучения грамоте.
Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте – основной метод формирования первоначальных навыков чтения и письма. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет чтением.
К приемам анализа относятся следующие позиции:
1. Выделение слов из речевого потока (из предложения); отчетливое произношение отдельного слова; деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, входящих в него; выделение ударного слога, произношение слова с усиленным, выделенным ударением, отчетливое произношение слов по слогам с выделением отдельного звука (мы-ллло, по-шлиии, шаррр).
2. Выделение звука нового, т. е. предназначенного для изучения на данном уроке.
3. Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове; то же — по слоговому составу, например: Слава — Сла-ва — с-л-а-в-а, пять звуков, пять букв, два гласных, три согласных, два слога, ударный [а]. Можно указать также: согласные с, л, в — твердые.
Данный прием анализа продолжается во втором полугодии, а также в последующих классах, под названием фонетического разбора.
4. Сопоставление, сравнение слов по звучанию и по начертанию особенно эффективно при знакомстве с парами мягких и твердых, звонких и глухих согласных.
В обучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны: анализ создает основу для овладения процессом чтения, синтез формирует сам навык чтения.
Приемы синтеза:
1. Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление из разрезной азбуки; чтение этого слога или слова (иными словами, сам процесс чтения представляет собой синтетическую деятельность, так как, узнав все звуки или все буквы, мы их объединяем и таким образом прочитываем).
2. Образование слоговых таблиц на основе согласного (ма, мо, му, мы) или на основе гласного (са, ма, ра, ша и т. д.); чтение таких таблиц по букварю или по плакату; составление таблиц из букв разрезной азбуки.
3. Чтение слов по подобию: мама — Маша — Саша (слова различаются одной согласной буквой). Примеры для чтения по подобию могут составляться и самими учащимися: сыр — сор — сом — сок.
4. Группа приемов, которые требует соединения звуковой работы с буквенной: дети манипулируют с разрезной азбукой, что дает им реальную, зрительную опору в синтезе. Для организации таких работ на уроке следует иметь такие дидактические пособия, как разрезная азбука, разрезные слоги и наборное полотно (общеклассное — на доске и индивидуальные — на партах у каждого учащегося); буквенный или слоговой абак — планшет с подвижными лентами, на которых напечатаны буквы или слоги: передвигая ленты, можно составлять на планшете слова; кадоскоп, позволяющий проецировать буквы на экране, составлять из них слоги и слова.