Современные методы обучения русскому языку: метод конструирования, коммуникативные методы, игра как метод.

В учебных целях синтез чаще всего используется как конструирование.

Виды учебного языкового конструирования:

сложение слов, синтез звуковой: построение слов (фонетических) из сочетаний звуков;

то же в буквенном, письменном варианте: сложение слов из букв и их сочетаний (на наборном полотне или письменно);

образование слов из данных или подбираемых морфем;

составление гнезд родственных слов (однокорневых);

образование форм слов - их склонение, спряжение, образование форм рода, числа и пр.;

образование словосочетаний различных типов, с предлогами и без;

составление предложений различных типов: простых, сложных, с союзной связью и пр.;

составление (конструирование) текстов различных типов: повествования, описания, сравнительного описания и мн. др.

Коммуникативных технологий – развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне.

Игры в школе должны быть дидактическими, т.е. вести школьников по пути познания, развития.

Функции игры в школе:

1. Облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и пр.

2. «Театрализация» учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей - Незнайки и Знайки, Буратино или Алисы из Страны чудес... Артистические приемы используются в ролевых диалогах и полилогах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, сказок, в составлении силами самих учащихся различных упражнений, задач и даже в составлении страниц предполагаемого учебника.

3. Соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству. Но от этих простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к литературному творчеству, к соревнованию в качестве и глубине знаний.

17. Педагогические требования кВнимание первоклассников отличается неустойчивостью, колебанием во время урока, ребенок еще не умеет его концентрировать или распределять.

Отличительная особенность пaмяти ребенка – преоблaдание наглядных образов нaд словесными, поэтому словесный материaл запоминается им механически и без осмысления.

Восприятие в этом возрасте характеризуется тем, что дети воспринимают предмет в целом, не расчленяя его. И в слове они воспринимают прежде всего его смысл, а не состав. B первые недели ребенок часто смешивает понятия слово, слог, звук, буква; путает буквы, сходные по форме, и звуки, близкие по звучанию.

Первоклассник мыслит конкретными образами, абстрактное мышление практически отсутствует.

Важное место на уроке занимает игра.

Сформулируем основные педагогические требования к процессу обучения грамоте.

1. В начале каждого этапа урока учитель сообщает детям, что они будут делать и зачем, a по окончании работы оценивает, что и как сделали.

2. Задания и вопросы формулируются конкретно и короткими фразами.

3. Преоблaдает общеклассная форма работы, постоянно учитель показывает образцы выполнения зaданий .

4. На уроке чтения большую часть времени дети должны читать, a на уроке письма – писать.

5. В течение урока необходимо несколько рaз менять виды деятельности учащихся.

6. Наглядные пособия, дидактический материaл, игровые задания должны использоваться в такой мере, чтобы обучение было доступным и интересным, но не перегружало внимание учащихся.

7. Планируя работу, необходимо учитывать подготовленность всего класса и отдельно каждого ученика (группы учеников).

8. Осторожно использовать методы наказания, отдавая предпочтение поощрению ребенка.

Успех организации обучения грамоте зависит от того, насколько учитель влaдеет лингвистическими знаниями, учитывает требования психологии и педагогики.

18. Педагогические требования к процессу обучения грамоте

В начале каждого этапа урока учитель сообщает детям, что они будут делать и зачем, а по окончании работы оценивает, что икак сделали.

2. Задания и вопросы формулируются конкретно и короткими фразами.

3. Преобладает общеклассная форма работы, постоянно учитель показывает образцы выполнения или исполнения заданий.

4. На уроке чтения большую часть времени дети должны чи­тать, а на уроке письма — писать.

5. В течение урока необходимо несколько раз менять виды дея­тельности учащихся.

6. Наглядные пособия, дидактический материал, игровые за­дания должны использоваться в такой мере, чтобы обучение было доступным и интересным, но не перегружало внимание учащихся.

7. Планируя работу, необходимо учитывать подготовленность всего класса и отдельно каждого ученика (группы учеников).

8. Осторожно использовать методы наказания, отдавая пред­почтение поощрению ребенка.

Успех организации обучения грамоте зависит от того, насколько учитель владеет лингвистическими знаниями, учитывает требова­ния психологии и педагогики.

В структуре урока предусматривается: 1) смена видов умственной деятельности; 2) паузы: физкультурные минутки (2-3 минуты), минутки юмора, загадок.

Наши рекомендации