Распределение программного материала по грамматике и правописанию.
Распределение программного материала по грамматике и правописанию.
Русский язык имеет свои специфические особенности в распределении программного материала во времени. В программе материал распределен ступенчато.
Программу начальной школы по русскому языку условно можно обозначить такой схемой:
Программа:
1. Звуки, буквы – 1 класс
2. Части слова, состав слова – 2 класс
3. Части речи – 3-4 класс
Предложение–основная тема.
1 КЛАСС
· подготовительный (добукварный), главной задачей которого является обучение анализу звучащей речи как предпосылке формирования навыков чтения и письма,
· основной (букварный), когда формируются механизмы чтения и письма на основе ознакомления с буквами и их звуковыми значениями,
· заключительный, обеспечивающий совершенствование умений чтения и письма и плавный переход к урокам литературного чтения и русского языка.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
1 КЛАСС Язык,речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Работа с текстом (общее представление) и предложениями, заголовок текста, диалог, знаки препинания в конце предложения
Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова, однозначные и многозначные (общее представление), близкие и противоположные по значению.
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).
Звуки и буквы. Алфавит, гласссные (ударные и безударные), согласные (все) звуки, мягкий знак, заглавная буква
Повторение
2 КЛАСС Требования к речи. Диалог и монолог.
Текст: признаки текста, тема и главная мысль, части, построение, воспроизведение.
Предложение, его члены, связь слов.
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова по слогам. Ударение словесное и логическое.
Звуки и буквы (повторение). Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).
Части речи. Имя существительное: Одушевленные и неодушевленные, Собственные и нарицательные, Число. Глагол: Число. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное: Единственное и множественное число. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.
Повторение
3 КЛАСС
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение И ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ по цели высказывания и интонации (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное. Словосочетания.
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова.
Правописание слов с безударными гласными в корне, с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне, с удвоенными согласными, суффиксов и приставок, приставок и предлогов, с разделительным твердым знаком (ъ).
Имя существительное Число и падеж.
Имя прилагательное Формы, Род , Число, Падеж.
Местоимение Лицо, число, род.
Глагол Формы, Число, Времена ,Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
4 КЛАСС Повторение ранее изученного о тексте, предложении (Обращение. Главные и второстепенные члены , Основа, Словосочетание. Однородные, Простые и сложные предложения)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.
Имя существительное Три скло-нения. Правописание безударных падежных окончаний в единственном (множественном) числе.
Имя прилагательное Правописание падежных окончаний. Склонение в единственном и множественном числе.
Личные местоимения падеж, Правописание
ГлаголНеопределенная форма, Спряжение. Изменение по лицам и числам. Правописание с безударными личными окончаниями, возвратных глаголов, в прошедшем времени.
ЛИНГВИСТИКА
Теоретические обобщения в области фонетики, графики, орфографии лежат в основе методики обучения грамоте и правописанию; грамматические теории (о частях речи, словосочетании, предложении) являются базой для методики обучения грамматике; на лексику, теорию текста и другие дисциплины, изучающие речь, опирается методика развития речи. Все вместе они составляют лингвистические основы методики обучения русскому языку.
ПСИХОЛОГИЯ
Второй составной частью основ методики обучения русскому языку являются психология,. психология, изучающая закономерности развития психики, новообразования возраста, сензитивные периоды развития тех или иных психических функций и т.д. Кроме того, теория обучения строится на основе теории познания, психологических теориях научения и умственного развития; теория воспитания - на основе теорий личности.
ПЕДАГОГИКА
Третьей составной частью основ методики обучения русскому языку является педагогика. Ей свойственно развитие гуманистического личностно-ориентированного воспитания и обучения.
Педагогика связана:
· с освоением первой социально-значимой роли – статуса ученика со своим кругом прав и обязанностей перед обществом;
· с формированием нового вида ведущей деятельности;
· с существенной перестройкой всей логики психического развития.
Задачи педагогики начального образования:
1. Накопление и систематизация научных знаний о воспитании в учебно-воспитательном процессе.
2. Обоснование закономерностей воспитания, обучения и развития детей младшего школьного возраста.
3. На основе изученных закономерностей разработка содержания, методов, приемов, технологий личностно-ориентированного образования детей младшего школьного возраста.
Диктант и его виды.
Диктанты, как и списывание, чрезвычайно распространены в практике школ. Различают диктанты слуховые, зрительные, «самодиктанты» и творческие диктанты.
С л у х о в о й диктант определяют как такое орфографическое упражнение, в процессе которого пишет, руководствуясь правилами графики и орфографии либо памятью в непроверяемых случаях.
Зр и т е л ь н ы м и диктантами называют такие орфографические упражнения, которые исключают слуховое восприятие, не опираются на звучание слова. Они формируют зрительный фактор в орфографии.
С а м о д ик т а н т , или диктант «проверяю себя», есть, в сущности, вариант зрительного диктанта: он ориентирован на самостоятельную работу без учителя. Его порядок: внимательное прочтение значительного отрывка текста, выявление в нем орфограмм, после чего текст убирается. Затем ученик его пишет, потом проверяет по образцу. Это способ преодоления отставания в правописании. Работа требует длительной системы, без нее вряд ли удастся добиться улучшения грамотности.
Творческие диктанты очень разнообразны: от составления текста на заданную тему по опорным словам, которые дает учитель (обычно это трудные в орфографическом отношении слова, их называют также ключевыми словами), – до «диктовки мыслей, а не слов» (В. А. Флеров, 1913), т. е. свободного диктанта: текст прочитывается по абзацам, по компонентам, и каждый ученик излагает его по-своему,в своем индивидуальном ключе.
Выборочный диктант. При выборочном диктанте производится запись не всего текста, а лишь отдельных слов, словосочетаний или предложений. Этот приём работы позволяет учащимся целиком сосредоточиться на на изучаемом явлении, что создаст условия для прочного запоминания правила.
В методической литературе можно встретить и такие названия диктантов, как п р е д м е т н ы й диктат (требуется написать названия всех предметов определенной тематической группы, например названия деревьев), диктанты п о в о о б р а ж е н и ю , п о в о с п о м и н а н и ю , п о к а р т и н е .
Распределение программного материала по грамматике и правописанию.
Русский язык имеет свои специфические особенности в распределении программного материала во времени. В программе материал распределен ступенчато.
Программу начальной школы по русскому языку условно можно обозначить такой схемой:
Программа:
1. Звуки, буквы – 1 класс
2. Части слова, состав слова – 2 класс
3. Части речи – 3-4 класс
Предложение–основная тема.
1 КЛАСС
· подготовительный (добукварный), главной задачей которого является обучение анализу звучащей речи как предпосылке формирования навыков чтения и письма,
· основной (букварный), когда формируются механизмы чтения и письма на основе ознакомления с буквами и их звуковыми значениями,
· заключительный, обеспечивающий совершенствование умений чтения и письма и плавный переход к урокам литературного чтения и русского языка.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
1 КЛАСС Язык,речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Работа с текстом (общее представление) и предложениями, заголовок текста, диалог, знаки препинания в конце предложения
Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова, однозначные и многозначные (общее представление), близкие и противоположные по значению.
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).
Звуки и буквы. Алфавит, гласссные (ударные и безударные), согласные (все) звуки, мягкий знак, заглавная буква
Повторение
2 КЛАСС Требования к речи. Диалог и монолог.
Текст: признаки текста, тема и главная мысль, части, построение, воспроизведение.
Предложение, его члены, связь слов.
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова по слогам. Ударение словесное и логическое.
Звуки и буквы (повторение). Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).
Части речи. Имя существительное: Одушевленные и неодушевленные, Собственные и нарицательные, Число. Глагол: Число. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное: Единственное и множественное число. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.
Повторение
3 КЛАСС
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение И ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ по цели высказывания и интонации (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное. Словосочетания.
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова.
Правописание слов с безударными гласными в корне, с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне, с удвоенными согласными, суффиксов и приставок, приставок и предлогов, с разделительным твердым знаком (ъ).
Имя существительное Число и падеж.
Имя прилагательное Формы, Род , Число, Падеж.
Местоимение Лицо, число, род.
Глагол Формы, Число, Времена ,Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
4 КЛАСС Повторение ранее изученного о тексте, предложении (Обращение. Главные и второстепенные члены , Основа, Словосочетание. Однородные, Простые и сложные предложения)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.
Имя существительное Три скло-нения. Правописание безударных падежных окончаний в единственном (множественном) числе.
Имя прилагательное Правописание падежных окончаний. Склонение в единственном и множественном числе.
Личные местоимения падеж, Правописание
ГлаголНеопределенная форма, Спряжение. Изменение по лицам и числам. Правописание с безударными личными окончаниями, возвратных глаголов, в прошедшем времени.