Особенности восприятия и понимания детьми поэтических произведений. Методика ознакомления с поэзией в детском саду.
Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение. Выразительное чтение – самостоятельная, сложная художественная деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка. Более глубокому воздействию стихов на ребенка помогает предварительная подготовка к их восприятию (объяснение непонятных слов, рассматривание картинок, экскурсии, наблюдения в природе и др.).
В младшем возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи(А. Барто «Игрушки».)
В среднем возрасте заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем. В средней группе, особенно в начале года, большое место занимают игровые приемы; используется наглядный материал.
В старшем возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»).
В подготовительной группе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.
Подготовка к обучению грамоте в системе работы детского сада. (направления работы)
Коллективом научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН (Л. Е. Журова, Н. С. Ба-ренцева, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) была создана методика обучения чтению детей 5 – 6 лет на основе системы Д. Б. Эльконина. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению.
Во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».
В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Длительность звучания слов (короткие и длинные). Формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (рррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.
В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.
В подготовительной группе завершается работа по овладению основами подготовки к освоению грамоты. Следующие направления:
- ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
- ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;
- ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление из слов (2–4) предложений;
- ознакомление со слоговым строением слова – членение слов (из 2–3 слогов) на части и составление слов из слогов;
- ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение
количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысла о различительной роли фонемы.