Использование игр с мячом в развитии

Фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями

Игры с мячом широко применяются как на логопедических занятиях (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных), так и на занятиях по развитию речи в старших и в подготовительных к школе группах. Допустимо использование некоторых видов игр и на уроках в начальной школе.

Помимо активизации мыслительной деятельности, они развивают ловкость, быстроту реакции; в этих играх находит выход мышечная энергия детей, поэтому игры с мячом можно использовать в качестве физкультурных минуток.

Рассмотрим некоторые виды подвижных игр с мячом на примере изучения темы «Гласные звуки». Приводимые далее игры целесообразно проводить лишь после того, как дети научатся выделять гласные из состава слова.

Игры с мячом, в которых гласные воспринимаются только на слух, дополняются настольными играми и работой с магнитной доской, позволяющими подключать зрительный анализатор и представить детям для восприятия гласные буквы. Приводимые далее игры используются и на занятиях по обучению грамоте в подготовительных к школе группах. Требование к подбору речевого материала: сильная позиция для отрабатываемых гласных.

Какой гласный начинает слово?

Дети сидят или стоят вокруг логопеда (воспитателя). Он бросает мяч ребенку и говорит слово, начинающееся на любой гласный. Ребенок ловит мяч и, произнося этот гласный звук, возвращает мяч логопеду. Игра идет по кругу. Примерный набор слов: аист, утка, иней, эхо, осы, ухо, астры и т. д.

КАКОЙ ГЛАСНЫЙ ПРЯЧЕТСЯ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА?

Игра проводится так же, как и предыдущая, но гласный звук стоит в середине односложных слов типа: мак, лук, стол, Рекс, лист, дом, мышь и т. д.

Какой гласный убежал в конец слова?

Правила игры те же. Примерный набор слов: окно, стена, столы, бегу, беги, каратэ, село и пр. Обязательными условиями проведения этих трёх игр являются следующие:

· Выделяемые в словах гласные должны стоять в сильной позиции и ясно слышаться;

· Гласные звуки на письме должны обозначаться теми же звуками (нельзя использовать слова типа: ель, шип, оса, мел, люк и т.д.).

Выбери правильно

Дети сидят или стоят вокруг логопеда (воспитателя). Он бросает мяч ребенку и произносит ряд слогов или слов. Ребенок должен из этого ряда выбрать слог или слово с заданным звуком (в зависимости от темы занятия) и, назвав его, вернуть мяч логопеду (воспитателю).
Можно подбирать и «провокационные» ряды слогов или слов, где контрольного звука нет, тогда, возвращая мяч логопеду (воспитателю), ребенок говорят: «Звука... здесь нет!»
Например, занятия по теме «Звук а» могут включать следующие варианты игры.
а) «Выбери слог со звуком а».
Ряды слогов: да – до - ди, шу – ша - шо, пу – пы - пи и т.д.
б) «Какое слово начинается со звука а?»
Ряды слов: утка — аист — индюк; осы — Ира — армия; уши — осень — ирис и т. д.
в) «В каком слове звук а прячется в середине?»
Ряды слов: сом — лук — мак; сыр — класс — рис; нос — рысь — мир и т. д.
г) «Какое слово заканчивается звуком а?»
Ряды слов: весна — беги — весело; ведро — столы — голова; пальто — коньки — часы и т. д.

Условия подбора слов этой игры те же, что и для предыдущих игр с мячом: отрабатываемые гласные звуки должны стоять в сильной позиции и слышаться ясно.

Логопеду (воспитателю) при проведении всех этих игр необходимо на первых порах четко выделять голосом отрабатываемые гласные звуки; то же самое должен делать при ответах и ребенок. Со временем, по мере развития фонематического слуха у детей, необходимость в этом отпадет.

Использование упражнений с элементами кодирования

В коррекционной работе

Устные и письменные упражне­ния с элементами кодирования развивают слуховую и зрительную память и внимание, фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, способствуют предупреждению и коррекции нарушений письма и чтения.

Важную роль в коррекционной работе играет эмоциональный на­строй ребенка, его желание активно вза­имодействовать в работе, способность к проявлению волевых усилий для достиже­ния успеха в процессе коррекционного об­учения. Поэтому трениро­вочные упражнения должны быть эмоциональными, динамичными, разнообразными и неутоми­тельными. В процессе работы очень важно не до­пускать переутомления ребенка, непре­менно чередовать упражнения с кратковременным от­дыхом, дыхательной и общеукрепляющей минигимнастикой, упражнениями для сня­тия напряжения с глазных мышц.

Предложенные С. В. Коноваленко упражнения оказывают комплексное воздействие как на ребенка старшего дошкольного возрас­та (готовят его к полноценному овладению устной и письменной речью и в конечном итоге - к успешному обучению в школе), так и на учащихся младшего и среднего звена (способствуют коррекции нарушений письма, чтения, счета). Каждый педагог из предложенных упражнений может вы­брать те, которые соотносятся с возможно­стями ребенка при изучении соответствую­щего раздела программы обучения.

При выполнении предложенных заданий необходим строгий, но дозированный кон­троль, уверенность в успехе ребенка, уме­ние видеть и радоваться вместе с ним ма­лейшему достижению.

Упражнения с использова­нием различных приемов кодирования

Возможные кодовые обозначения: А - хлопок в ладоши перед собой, О - хлопок обеими руками по коленкам, У - удар кулаком о кулак, И - хлопок в ладоши над головой, Ы - хлопок тыльными сторонами ладоней друг о друга,

Э - хлопок в ладоши за спиной. Недопустимо использование гласного звука О в безударном положении в упражне­нии на основании закона о редукции гласных в русском языке в слабой позиции. На на­чальном этапе не желательно использовать для кодирования слова с йотированными гласными и аффрикатами. Задания могут быть усложнены установкой на запомина­ние группы слов, выделение лишнего слова с объяснением своего решения и т.п.

Гласные взрослый кодирует определен­ным движением, согласные отчетливо про­износит. Ребенок (дети) отгадывают, за­поминают разгаданные слова, выделяют лишнее слово в каждой группе

Примерный лексический материал: ВОЛК, ЛОСЬ, КОШКА, РЫСЬ; ГРУША, АЙВА, ПЕРСИК, КАПУСТА; ТАПКИ, ТУФЛИ, ШНУРКИ, КЕДЫ; ГИТАРА, БАРАБАН, КУВШИН, СКРИПКА ит.п.

Аналогично могут кодироваться неболь­шие специально составленные предложе­ния. Требования к предложениям такие же, как и к подбору слов для кодирования. На­личие безударных гласных, оглушение со­гласных требует обязательного пояснения написания и обязательного подбора прове­рочных слов.

Примерный лексический материал: В САДУ У ДОМА РАСТУТ АЙВА, КРЫ­ЖОВНИК, МАЛИНА.

Для развития зрительного внимания, мышления и памяти мы предлагаем упраж­нения на исключение лишнего, усложнен­ное кодированием с использованием та­блицы-ключа № 1, в которой каждой цифре соответствует гласная буква, и заданием на запоминание. Необходимо расшифровать, выделить лишнее слово в каждой группе, объяснить свое решение. Через час вспом­нить лишние слова, записать их в расшиф­рованном виде. Подобрать слова-признаки к каждому выделенному слову. При помощи данной таблицы-ключа зашифровыва­ются только гласные буквы (согласные бук­вы, твердый и мягкий знаки не шифруются).

Таблица-ключ

А О У И Ы Э Е Ё Ю Я

Образец. 8ж, л4с1, к2р2в1 , в2лк (ёж, лиса, корова, волк)

Наши рекомендации