Использование игр с мячом в развитии
Фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями
Игры с мячом широко применяются как на логопедических занятиях (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных), так и на занятиях по развитию речи в старших и в подготовительных к школе группах. Допустимо использование некоторых видов игр и на уроках в начальной школе.
Помимо активизации мыслительной деятельности, они развивают ловкость, быстроту реакции; в этих играх находит выход мышечная энергия детей, поэтому игры с мячом можно использовать в качестве физкультурных минуток.
Рассмотрим некоторые виды подвижных игр с мячом на примере изучения темы «Гласные звуки». Приводимые далее игры целесообразно проводить лишь после того, как дети научатся выделять гласные из состава слова.
Игры с мячом, в которых гласные воспринимаются только на слух, дополняются настольными играми и работой с магнитной доской, позволяющими подключать зрительный анализатор и представить детям для восприятия гласные буквы. Приводимые далее игры используются и на занятиях по обучению грамоте в подготовительных к школе группах. Требование к подбору речевого материала: сильная позиция для отрабатываемых гласных.
Какой гласный начинает слово?
Дети сидят или стоят вокруг логопеда (воспитателя). Он бросает мяч ребенку и говорит слово, начинающееся на любой гласный. Ребенок ловит мяч и, произнося этот гласный звук, возвращает мяч логопеду. Игра идет по кругу. Примерный набор слов: аист, утка, иней, эхо, осы, ухо, астры и т. д.
КАКОЙ ГЛАСНЫЙ ПРЯЧЕТСЯ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА?
Игра проводится так же, как и предыдущая, но гласный звук стоит в середине односложных слов типа: мак, лук, стол, Рекс, лист, дом, мышь и т. д.
Какой гласный убежал в конец слова?
Правила игры те же. Примерный набор слов: окно, стена, столы, бегу, беги, каратэ, село и пр. Обязательными условиями проведения этих трёх игр являются следующие:
· Выделяемые в словах гласные должны стоять в сильной позиции и ясно слышаться;
· Гласные звуки на письме должны обозначаться теми же звуками (нельзя использовать слова типа: ель, шип, оса, мел, люк и т.д.).
Выбери правильно
Дети сидят или стоят вокруг логопеда (воспитателя). Он бросает мяч ребенку и произносит ряд слогов или слов. Ребенок должен из этого ряда выбрать слог или слово с заданным звуком (в зависимости от темы занятия) и, назвав его, вернуть мяч логопеду (воспитателю).
Можно подбирать и «провокационные» ряды слогов или слов, где контрольного звука нет, тогда, возвращая мяч логопеду (воспитателю), ребенок говорят: «Звука... здесь нет!»
Например, занятия по теме «Звук а» могут включать следующие варианты игры.
а) «Выбери слог со звуком а».
Ряды слогов: да – до - ди, шу – ша - шо, пу – пы - пи и т.д.
б) «Какое слово начинается со звука а?»
Ряды слов: утка — аист — индюк; осы — Ира — армия; уши — осень — ирис и т. д.
в) «В каком слове звук а прячется в середине?»
Ряды слов: сом — лук — мак; сыр — класс — рис; нос — рысь — мир и т. д.
г) «Какое слово заканчивается звуком а?»
Ряды слов: весна — беги — весело; ведро — столы — голова; пальто — коньки — часы и т. д.
Условия подбора слов этой игры те же, что и для предыдущих игр с мячом: отрабатываемые гласные звуки должны стоять в сильной позиции и слышаться ясно.
Логопеду (воспитателю) при проведении всех этих игр необходимо на первых порах четко выделять голосом отрабатываемые гласные звуки; то же самое должен делать при ответах и ребенок. Со временем, по мере развития фонематического слуха у детей, необходимость в этом отпадет.
Использование упражнений с элементами кодирования
В коррекционной работе
Устные и письменные упражнения с элементами кодирования развивают слуховую и зрительную память и внимание, фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, способствуют предупреждению и коррекции нарушений письма и чтения.
Важную роль в коррекционной работе играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно взаимодействовать в работе, способность к проявлению волевых усилий для достижения успеха в процессе коррекционного обучения. Поэтому тренировочные упражнения должны быть эмоциональными, динамичными, разнообразными и неутомительными. В процессе работы очень важно не допускать переутомления ребенка, непременно чередовать упражнения с кратковременным отдыхом, дыхательной и общеукрепляющей минигимнастикой, упражнениями для снятия напряжения с глазных мышц.
Предложенные С. В. Коноваленко упражнения оказывают комплексное воздействие как на ребенка старшего дошкольного возраста (готовят его к полноценному овладению устной и письменной речью и в конечном итоге - к успешному обучению в школе), так и на учащихся младшего и среднего звена (способствуют коррекции нарушений письма, чтения, счета). Каждый педагог из предложенных упражнений может выбрать те, которые соотносятся с возможностями ребенка при изучении соответствующего раздела программы обучения.
При выполнении предложенных заданий необходим строгий, но дозированный контроль, уверенность в успехе ребенка, умение видеть и радоваться вместе с ним малейшему достижению.
Упражнения с использованием различных приемов кодирования
Возможные кодовые обозначения: А - хлопок в ладоши перед собой, О - хлопок обеими руками по коленкам, У - удар кулаком о кулак, И - хлопок в ладоши над головой, Ы - хлопок тыльными сторонами ладоней друг о друга,
Э - хлопок в ладоши за спиной. Недопустимо использование гласного звука О в безударном положении в упражнении на основании закона о редукции гласных в русском языке в слабой позиции. На начальном этапе не желательно использовать для кодирования слова с йотированными гласными и аффрикатами. Задания могут быть усложнены установкой на запоминание группы слов, выделение лишнего слова с объяснением своего решения и т.п.
Гласные взрослый кодирует определенным движением, согласные отчетливо произносит. Ребенок (дети) отгадывают, запоминают разгаданные слова, выделяют лишнее слово в каждой группе
Примерный лексический материал: ВОЛК, ЛОСЬ, КОШКА, РЫСЬ; ГРУША, АЙВА, ПЕРСИК, КАПУСТА; ТАПКИ, ТУФЛИ, ШНУРКИ, КЕДЫ; ГИТАРА, БАРАБАН, КУВШИН, СКРИПКА ит.п.
Аналогично могут кодироваться небольшие специально составленные предложения. Требования к предложениям такие же, как и к подбору слов для кодирования. Наличие безударных гласных, оглушение согласных требует обязательного пояснения написания и обязательного подбора проверочных слов.
Примерный лексический материал: В САДУ У ДОМА РАСТУТ АЙВА, КРЫЖОВНИК, МАЛИНА.
Для развития зрительного внимания, мышления и памяти мы предлагаем упражнения на исключение лишнего, усложненное кодированием с использованием таблицы-ключа № 1, в которой каждой цифре соответствует гласная буква, и заданием на запоминание. Необходимо расшифровать, выделить лишнее слово в каждой группе, объяснить свое решение. Через час вспомнить лишние слова, записать их в расшифрованном виде. Подобрать слова-признаки к каждому выделенному слову. При помощи данной таблицы-ключа зашифровываются только гласные буквы (согласные буквы, твердый и мягкий знаки не шифруются).
Таблица-ключ
А | О | У | И | Ы | Э | Е | Ё | Ю | Я |
Образец. 8ж, л4с1, к2р2в1 , в2лк (ёж, лиса, корова, волк)