Тема 11. Формирование педагогической культуры родителей.

Вопросы и задания к изучению темы:

1.Раскройте содержание понятий « педагогическая культура», « педагогическая культура родителей».

2.Укажите основные направления работы ДОУ по формированию у родителей педагогических знаний и опыта воспитания ребенка.

3.Дайте характеристику основным методам и формам работы ДОУ с семьей по решению задач формирования педагогической культуры.

4. Проанализируйте опыт решения задач формирования педагогической культуры родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста

( Коломийченко Л.В., Оглезнева О.В.).

Примечание: В анализе следует отразить направление работы, в рамках которого решаются задачи формирования педагогической культуры родителей, какие компоненты педагогической культуры формируются, какова последовательность работы с родителями, какие методы и формы работы используются, в какой степени задачи, содержание и методы работы соответствуют друг другу, в какой степени используется опыт воспитания родителей, активные формы и методы работы с ними?

Во второй части занятия проводится презентация и защита проектов по различным направлениям работы педагогов с родителями. Для разработки проекта студенты объединяются в подгрупп по 8 человек. Из числа студентов группы выбираются эксперты ( 3-4 человека). Каждая из подгрупп работает над одной из проектных тем и готовит его презентацию и защиту ( 10-15 минут). После презентации организуется обсуждение проекта и его оценка ( экспертами). Группе экспертов необходимо подготовить к занятию критерии анализа и оценки проектов .

Примерная тематика проектов:

« Воспитываем гражданина»

«Скоро в школу»

« Играем вместе»

«Читаем всей семьей»

Требования к оформлению проекта:

-тема и вид проекта;

-обоснование актуальности (значимости) темы и содержания проекта с точки зрения значимости для его участников;

-цель и задачи;

-сроки реализации;

-участники проекта;

-возможные риски и пути их устранения;

-ожидаемые результаты

-этапы реализации проекта( подготовительный, основной, обобщающий)

-стратегия реализации проекта:

мероприятие цель результат сроки
1 год реализации проекта
…..      
       
Торой год реализации проекта….и т.д.
       
       
       

С примером проекта можно познакомиться в пособии А.А. Майер и др. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» / М.6 ТЦ « сфера», 2011.-С.102-108, 113-114.

Литература

Основная

Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб пособ для студ сред пед учеб завед/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М.: Академия, 1998.- С 361-372.

Дополнительная

Арнаутова Е. Педагог и семья. / Е. Арнаутова -М.: Карапуз , 2002.

Загик Л.В.Воспитатели и родители. Из опыта работы. / Сост. Л.В. Загик, В.М. Иванова / Л.В. загик.-М. Просвещение , 1985.

Маркова Т.А. Детский сад и семья. / Под ред. Т.А. Марковой / Т.А. Маркова -М.: Просвещение , 1986.

Зверева О.Л. Школа родителей./ О.Л. Зверева // Дошкольное воспитание.-1994.- №3.

Неретина Н.Б. Педагогическое просвещение родителей или школа для мам/ Н.Б. Неретина // Управление дошкольным учреждением.-2003.- №3.

Для анализа педагогического опыта:

Коломийченко Л.В. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста./ Л.В. Коломийченко, О.В. Оглезнева –Добрянка, 2005.

Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)

№ и название разделов и тем Цель и содержание лабораторной работы Результаты лабораторной работы
Лабораторная работа №1:
Педагогическая культура и профессиональная компетентность педагога Закрепить представления о сущности, структуре и содержании пед. культуры и проф компетентности, развивать диагностические умения, способствовать осознанию значимости развития собственной пед культуры и проф компетентности 1. Раскройте, в чем состоит содержание понятий «культура», «общая культура личности», «педагогическая культура», « компетентность», «профессиональная компетентность», «профессиональная компетентность педагога». Укажите, в чем состоит взаимосвязь этих понятий. 2. Раскройте структуру общей и педагогической культуры учителя, содержание каждого компонента. 3. Раскройте пути формирования педагогической культуры учителя. 4. Раскройте структуру и содержание профессиональной компетентности учителя, пути ее формирования. 5. Раскройте взаимосвязь педагогической культуры и профессиональной компетентности учителя. Блок-схема «Профессиональная компетентность», «Педагогическая культура»
Лабораторная работа №2
Нормативно-правовая база образования в РФ Сформировать умение анализировать и сопоставлять нормативно-правовые документы, устанавливать преемственность между ними.
  1. Раскройте сущность и значение документа
  2. Обозначьте структуру и дайте краткую характеристику каждой структурной части
  3. Укажите в чем проявляется взаимосвязь содержания документов
  4. Чем обусловлена разработка данного документа
Закон РФ «Об образовании» Национальная доктрина образования Концепция модернизации российского образования
Карта-схема «Нормативно-правовая база образования2
Методы и средства образовательного процесса Развивать умения обозначать методы, средства в образовательном процессе, определять их целесообразность и педагогическую ценность
  1. Раскройте понятии: метод обучения, метод воспитания, средство обучения, средство воспитания, форма организации образовательного процесса
  2. Представьте классификации средств, методов и форм организации в образовательном процессе
  3. Выделите форму, методы, средства и обозначьте их целесообразность (на основе просмотра видеофрагментов)
Анализ фрагментов видеозаписей


Технологии обучения

6.1. Технологии аудиторной работы:

Традиционные технологии:

· академические лекции,

· установочные и обобщающие лекции,

· семинарские занятия,

· практические занятия,

· лабораторные занятия.

Технологии проблемного обучения:

· проблемные лекции,

· лекция с заранее запланированными ошибками

· выступление с докладом, сообщением по реферату,

· разбор конкретных ситуаций.

· рецензирование студентами работ друг друга;

· экспертные оценки проектов группами студентов.

Технологии формирования научно-исследовательской деятельности:

· практические занятия,

· лабораторные работы,

Интерактивные и активные технологии:

· деловая игра,

· ролевая игра,

· разбор педагогических ситуаций,

· мозговой штурм,

· дискуссия.

6.2. Технологии внеаудиторной работы:

Традиционные технологии:

· конспектирование литературы.

· подготовка к коллоквиуму, собеседованию по теме,

· реферирование

· подготовка реферата и доклада.

Технологии формирования научно-исследовательской деятельности:

· написание эссе и иные творческие работы.

· подготовка презентаций проектов или научно-исследовательских проблем.

· поиск и создание базы данных материалов, размещенных в сети Интернет.

Занятия лекционного типа составляют 40 % от аудиторных занятий Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют 20 % аудиторных занятий

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной (обязательной) работы студентов

№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины Виды самостоятельной работы Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)
Исследовательско-творческая деятельность Эссе Составление аналитических таблиц Реферирование Аннотирование Конспектирование Подготовка к семинарским занятиям Подготовка с лабораторным занятиям Подготовка к контрольным работам Подготовка к коллоквиуму  
1. 1.Общая педагогика Д Д   Д   Д О   оО    
2. 2. История педагогики                 о    
3.Основы дошкольной педагогики Д Д   Д   Д О О О    
4. Социальная педагогика                      
                           

7.2. План-график самостоятельной работы студентов

№ п/п Виды самостоятельной работы Раздел дисциплины курса   Сроки (неделя семестра) Форма контроля
Обязат. Допол.
1. Подготовка к семинарскому занятию Педагогическая профессия в современном обществе   1 неделя Семинар Конкурс эссе, презентация плана, проверочная работа
Подготовка к проверочной и контрольной работе  
Эссе  
Cоставление плана самообразования  
  Подготовка к семинарскому занятию Педагогика как наука   3-5 неделя Семинар Контрольная работа Проверка и обсуждение со студентами материалов
Подготовка к контрольной работе  
Составление словаря  
Составление схем-таблиц  
  Подготовка к семинарскому занятию Образование как фактор развития личности и общества   6-8 неделя Семинар, Лабораторная работа, Взаимопроверка и аннотирование рефератов
Подготовка к лабораторной работе  
Реферат  
  Подготовка к семинарскому занятию Теория и методика обучения   9-11 неделя Проверка, защита продуктов творческой работы, тестирование,
Подготовка к лабораторной работе  
Выполнение практического и творческого задания  
Работа с кейс-материалами  
  Подготовка к семинарскому занятию Теория и методика воспитания   12-14 неделя Дискуссионные качели, спич
  Аннотирование литературы  
Работа с кейс-материалами  
  Подготовка к семинарскому занятию История педагогики   15-16 неделя Семинар проверочная работа, взаимопроверка аналитических карт
  Подготовка к проверочной и контрольной работе  
  Заполнение аналитической карты  
  Работа с источниками  
  Подготовка к семинарскому занятию Дошкольная педагогика как наука об образовании человека на этапе дошкольного детства     Семинар, взаимопроверка аналитических карт
  Заполнение аналитической карты  
  Подготовка к семинарскому занятию Дошкольное образование в системе образования Российской Федерации.       Семинар, отчет о выполнении задания
  Выполнение практического и творческого задания  
  Эссе  
  Подготовка к семинарскому занятию Теоретические и содержательные основы образовательного процесса в ДОУ     Семинар, представление аналитических таблиц, сравнительный анализ
  Заполнение аналитической таблицы  
  Анализ нормативных актов  
  Подготовка к семинарскому занятию Организационно-методические основы образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении     Семинар, презентация творческого продукта, спич
  Выполнение практического и творческого задания  
  Работа с источниками  
  Подготовка к семинарскому занятию Образование и развитие ребенка дошкольного возраста в разных видах деятельности     Семинар, конкурс рецензий, презентация творческого продукта
  Рецензирование  
  Выполнение практического и творческого задания  
  Подготовка к семинарскому занятию Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения, семьи и школы      
  Выполнение практического и творческого задания  
  Заполнение аналитической таблицы  
    СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА        

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные с указанием шифра библиотеки (по усмотрению кафедры) Краткая аннотация
Педагогика: учеб пособие для студ выс учеб заведения/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов, А.М. Байбаков ; под ред. Н.М. Борытко. М.: Издательский центр «Академия», 2009.  
  Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое сообщество России, 2003. – 640 с.    
  Егоров С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева ; под ред. С.Ф. Егорова. М.: Академия, 2001. – 320 с.  
  Попов В.А. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Попов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2010. – 208 с.  
  С.А. Козлова , Т.А. Куликова Дошкольная педагогика Учебное пособие для студ. сркед.пед. учебюзаведений.-М.: Академия», 1998 – 432 с. В пособи раскрыты основные вопросы курса « Основы дошкольной педагогики». Наряду с теоретическим материалом представлен практический( иллюстративный) материал, предложены вопросы для самостоятельного размышления студента над наиболее актуальными проблемами воспитания и обучения детей дошкольного возраста
     

8.2. Дополнительная литература

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные с указанием шифра библиотеки (по усмотрению кафедры) Краткая аннотация
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000.- 304 с.    
  Теория обучения: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. И.П. Андриади / И.П. Андриади, С.Н. ромашова, С.Ю. Темина. М.: ИЦ Академия, 2010.-336 с.  
  Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб для студентов высш. учеб. завед.: в 2 кн. М., Гуманитарн. центр ВЛАДОС, 2004. -532 с.  
  Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М: педагогическое общество россии, 2002-224 с.  
  Дошкольная педагогика Учебное пособие для студентов пед.ин-тов по спец № 2110 « Педагогика и псиология (дошк)» В 2-х ч. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой –М.: Просвещение», 1988. В пособии представлен теоретический и методический материла по веем разделам учебного курса « Основы дошкольной педагогики». Ведущие теоретические положения проиллюстрированы данными научных исследований.
История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др.; под ред. С.Ф. Егорова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987. – 432 с  

Наши рекомендации