Тема 10. Социальное воспитание детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности.
Понятия: социальное развитие, социальное воспитание, нравственность, эмоциональная отзывчивость, социальная активность, гражданственность, культура поведения, метод воспитания.
Вопросы для обсуждения:
1. В чем состоит сущность и значение социального воспитания детей дошкольного возраста?
2. Какие направления входят в содержание социального воспитания детей дошкольного возраста в детском саду? Как они взаимосвязаны?
3. Какие образовательные области включают в себя задачи и содержание педагогической работы по социальному воспитанию детей?
4. В чем состоят особенности использования разных видов детской деятельности при решении задач социального воспитания детей дошкольного возраста?
Примечание: обсуждение вопросов семинара проводится после знакомства с содержанием докладов студентов по различным направлениям социального развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.
Темы докладов:
Правовое воспитание детей и воспитывающих взрослых в детском саду.
Примерный план
Введение
1.Основные международные и государственные акты о защите прав ребенка.(авторы, уровень, цель разработки, структура, содержание, связь друг с другом).
2.Характеристика современного положения детей в России.
3.Основные положения Конвенции о правах ребенка.
4.Пути реализации прав ребенка в дошкольном образовании.
5.Задачи и содержание работы с педагогами ДОУ, родителями по проблеме защиты прав ребенка.
6. Задачи, содержание, методику работы с дошкольниками по правовому воспитанию.
Литература
Основная
Доронова Т. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада. Пособие для работников образовательного учреждения / Т. Доронова, Л.Г. Жичкина и др.- М.: Просвещение , 2001.
Конвенция о правах ребенка. // Советская педагогика.- 1991.- № 10.
Дополнительная
Доронова Т. Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и семье./ Т. Доронова // Дошкольное воспитание.- 2001.- № 8.-C. 6
Азбука прав человека: всеобщая декларация прав человека адаптированная для детей.- М.Просвещение , 1994.
Кочергина В. Правовое воспитание дошкольников./ В. Кочергина // Дошкольное воспитание.- 2004.- №7.-С.50.
Соловьева Е.В. Знакомим ребенка с конвенциях о правах ребенка. Практическое пособие для работников ДОУ/ Е.В. Соловьева, Т.А. Данилина и до. –М.: Аркти – 2004.
Воспитание основ гуманности у дошкольников.
Примерный план
Введение
1.Срдержание и связь определений понятий: гуманность, доброжелательность, чуткость, альтруизм.
2. Особенности проявления гуманности у детей дошкольного возраста.
3.Причины проявления жестокости у детей.
4. Задачи воспитания гуманности у дошкольников.
5. Содержание, методы и формы воспитания гуманности у дошкольников в разных видах детской деятельности: восприятие художественных произведений, труд, игра, общение.
8.Значение и возможности создания коллизийных ситуаций как метода воспитания гуманности у детей.
Выводы
Литература
Основная
Буре Р.С. Воспитание гуманистической направленности поведения у детей среднего дошкольного возраста / Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей -./ Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. - М.: Просвещение , 2004. – С.23-33.
Воробьева М.В. Формирование гуманистической отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста / Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей -./ Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. - М.: Просвещение , 2004. – С.23-33
Кияченко Е.А. Роль правил в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников/ Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников.Пособие для воспитателей ДОУ и родителей -./ Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. - М.: Просвещение , 2004. – С. 33-44
Дополнительная
Князева Л.П. Пути индивидуального подхода к детям старшего дошкольного возраста в процессе воспитания доброжелательности к сверстникам // Проблема индивидуального подхода к детям дошкольного возраста. Сб. науч. тр./ под ред. Пимеговой Л.В. / Л.П. Князева - Пермь., 1983.
Кошелева А.Д. Особенности восприятия сверстника в ситуациях взаимодействия детей младшего дошкольного возраста. // Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста./ А.Д.Кошелева, Л.В. Пименова Сб. науч. тр - Пермь., 1990.
Виноградова А.М. Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств/ Виноградова А.М. / Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников А.М. Виноградова, Буре Р.С., Шатова А.Д. и др.. -М.: Просвещение 1989 – С.32-49.
А.Д. Кошелева нравственные эмоции детей в условиях практической деятельности /Эмоциональное развитие дошкольника. Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. А.Д.Кошелевой./ А.Д. Кошелева -М.:Просвещение , 1985. – С. 44-58