Тема 5. Традиции и инновации в организации педагогического процесса в детском саду.
Понятия: педагогический процесс, структура педагогического процесса, организация педагогического процесса, модели организации педагогического процесса.
Вопросы и задания к обсуждению
1. Чем обусловлена этапность педагогического процесса в детском саду? Раскройте задачи и содержание этапов организации и осуществления педагогического процесса в детском саду.
2. В чем состоит сходство и отличия моделей организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, сложившихся в практике дошкольного образования ( по организующим моментам, комплексное построение, на основе выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей)? Раскройте недостатки и преимущества этих моделей.
3. В чем заключается принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса в дошкольном образовании?
4. Что понимают под проектированием и планированием образовательного процесса в детском саду? Чем отличается традиционная и инновационная структура планирования образовательного процесса в детском саду?
Литература
Основная
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие дл студ. сред.пед.учеб. заведений –М.: Академия - С.380-389.
Дополнительная
Скоролупова О., Н. Федина Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание- 2010 -№ 8 –С.7-15.
Грибанова М.В. Блочно-тематическое планирование как средство оптимизации познавательно-эстетического развития детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие, GUGE –Пермь, 2003- С.10-27.
Грибанова М.В., Савельева Е.В. Использование проектирования и моделирования в организации педагогического процесса ДОУ.//Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика: Матер. Междунар. Науч-практ. Конф. – Пермь., 2005. – Часть 1.
Дополнительно рекомендуемая
Дошкольная педагогика. Учебное пособие./ Под ред. В.И. Логиновой , П.Г. Саморуковой.- М., 1988.- Часть 2.-С.
Фадеева Е.М. Планирование образовательной работы – одно из условий обеспечения качества образования. .//Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика: Матер. Междунар. Науч – практ. Конф. – Пермь., 2005. – Часть 1.
Контрольные вопросы:
1.В соответствии с какими закономерностями и особенностями развития ребенка дошкольного возраста принципы интеграции содержания и комплексного планирования педагогического процесса определены как приоритетные?
2. В чем состоит преемственность исторически сложившихся и современных моделей организации педагогического процесса в детском саду?
Тема 6. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения.
Понятия: развитие, среда, предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения, принципы построения развивающей среды.
Вопросы для обсуждения:
1.Чем вызвана необходимость разработки теории и практики построения предметно-развивающей среды ДОУ?
2. Какими закономерностями и особенностями развития ребенка дошкольника и его образования обусловлено выделение принципов построения развивающей среды?
3.Как связано содержание предметно-развивающий среды ДОУ с задачами и содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования?
Примечание:вторая часть семинарского занятия поводится как практическая.
Студентам необходимо разделиться на 3 группы и выполнить следующие задания:
1.Сформулируйте критерии оценки предметно-развивающей среды детского сада и аргументируйте их.
2.Сформулируйте и обоснуйте предложения для родителей по организации предметно-игровой среды для ребенка в домашних условиях.
3.Познакомьтесь с видеозаписью и дайте оценку предметно-развивающей среды с точки зрения ее соответствия основным принципам.
После выполнения заданий проводится обсуждение их результатов всей группой студентов.
Литература
Основная
С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: « Академия», 2005- с. 380-383.
Дополнительная
Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. / С.Л. Новоселова -М., 1995.
Петровский В.А.Концепция построения предметно – развивающей среды в ДОУ. / Дошкольное образование в России. Сборник нормативных документов./ В.А. Петровский, Л.В. Кларина и др - М., 1993.
Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений т( из опыта работы)-М.: Линка - пресс, 2003.
Тема 7. Содержание и методика воспитания дошкольников в труде.
Понятия: труд, трудовая деятельность, трудовое воспитание, система знаний, форма организации деятельности, вид труда, метод воспитания.
Вопросы к обсуждению:
1.В чем состоят развивающие и образовательные возможности детского труда?
2. Какие специфические особенности детского труда и каким образом должны учитываться в образовательном процессе ДОУ?
3. Раскройте связь задач формирования системы знаний о труде взрослых и формирование опыта трудовой деятельности детей.
4. Раскройте методику организации трудовой деятельности воспитанников.
Задание: для обсуждения вопросов студент по материалам учебников и рекомендованных программных документов готовит схему-таблицу « Система трудового воспитания детей дошкольного возраста»
цель | задачи | содержание | методы | Формы организации | Ожидаемый результат |
Младший дошкольный возраст( 3-4) | |||||
Средний дошкольный возраст( 4-5) | |||||
Старший дошкольный возраст( 5-6) | |||||
Задание: студенты знакомятся с одним из предложенных исследований по проблемам трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста, готовят индивидуальное сообщение по предложенному плану:
1.Какая проблема решалась в данном исследовании?
2.Что вносит данное исследование в постановку целей и задач трудового воспитания?
3.Как исследование обогащает и уточняет содержание трудового воспитания детей?
4.Что нового вносит исследование в разработку методов и технологии трудового воспитания?
5.Какие формы организации педагогической работы могут быть рекомендованы для применения на практике в детском саду и семье?
6.Что является ценным в данном исследовании и может быть использовано в опыте работы воспитателей и родителей?
Для выполнения задания студенты знакомятся со статьями Петровского А.В. «Воспитывает не деятельность, а деятельностно – опосредованное общение», Шатовой А. «Вне творческого труда нет созидания», Куликовой Т «Учите детей трудиться» , опубликованные в журнале « Дошкольное воспитание» (2000, № 7); Артамоновой О. «Как подвести детей к понятию “Рукотворный мир” ( Дошкольное воспитание,1997, №7.); Крулехт М.В. «Трудовое обучение как средство формирования знаний о труде и трудовых умений у детей дошкольного возраста» (Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Сб науч.тр. - Л.,1987), Крылова Н.М. Роль моделирования в формировании системных знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста. ( Умственное воспитание детей в детском саду. Сб.науч тр. - Л.,1981).
Литература
Основная
Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учеб пос. для студ. / Козлова С.А., Куликова Т.А. – М: Академия, 1998, 2002 – С 179-208.
Дополнительная литература
Буре Р.С. Дошкольик и труд. Тория и методика трудового воспитания: учебное пособие -/ Буре Р.С.- С.Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой –М.: Мозаика-Синтез, 2010 –С.95-96,117, 136-137,160181-183, 209. или
Детство. Примерная основная общеобразоватьельная пограмма дошкольного образования./ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др.-Спб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2011-С.47-59, 137-152, 235-252.
Контрольные вопросы:
1. Почему в современных нормативных и программных документах о дошкольном образовании вновь уделено значительное внимание задачам трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста?
2.С содержанием каких образовательных отраслей может быть интегрирован область « Труд» ?
3.Какую роль играет семья, родители в решении задач трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста? Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие ваш ответ.