Тема 3. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада.
Понятия: педагогический процесс, педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения, структура педагогического процесса детского сада, детские виды деятельности
Вопросы и задания для обсуждения:
1. Какие особенности педагогического процесса детского сада отмечает Усова А.П.? Раскройте их.
2. Какие средства образовательной работы характеризует автор в своей книге? Раскройте их сущность, содержание и значение.
3. Какова роль обучения в образовательной работе и как оно должно быть организовано?
4. Какие виды деятельности включаются в педагогический процесс детского сада? Какова роль каждого из них в реализации целей и задач педагогического процесса.
Примечание: В заключительной части занятия студенты делятся на подгруппы, каждая из которых предлагает, обсуждает и формулирует 2-3 педагогические идеи по следующим направлениям:
-Практическое применение принципа интеграции основных видов детской деятельности в условиях современного образовательного учреждения.
-Практическое применение идей А.П. Усовой в работе педагога –гувернера.
- Неизвестное в известном: актуальность идей А.П. Усовой на современном этапе дошкольного образования.
Литература
Основная
С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: « Академия», 2005- с. 380-383.
Дополнительная
Усова А.П. Обучение в детском саду. - М., 1970. (или др. издание).-Предисловие., глава 1.: “ Роль образовательной работы в воспитательном процессе детского сада”.
Контрольные вопросы:
1.Почему А.П. Усова и современные авторы полагают, что педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении должен иметь особенности по сравнению с образовательным процессом в школе?
2. Почему в качестве фундамента и средства образовательного процесса в дестком саду А.П. Усова определяет ведущие виды детской деятельности?
Тема 4. Содержание образовательного процесса в детском саду.
Понятия: образовательный процесс, содержание образования, принципы отбора содержания образования, структура содержания образования, федеральные требования к содержанию дошкольного образования, направления образовательного процесса, образовательная область.
Вопросы и задания для обсуждения:
1. В чем состоит содержание и взаимосвязь понятий «содержание образования», «содержание дошкольного образования».
2В чем состоит значение и содержание современных требований (принципов) отбора содержания дошкольного образования. Укажите, какие элементы входят в структуру содержания дошкольного образования.
3. Что понимают по федеральными государственными требованиями к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования? Раскройте содержание основных разделов данного документа.
4.Каким образом связаны между собой образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направления образовательного процесса в ДОУ и требования к результатам освоения дошкольниками содержания образовательной программы?
ДОУ.
Примечание: во второй части занятия проводится диспут.
Тема « Стандартизация дошкольного образования: за и против».
Обсуждаемые в дискуссии позиции:
-Стандартизация образования на ранней ступени приведет к унификации развиваемой личности.
-Стандартизация дошкольного образования невозможна в силу специфичности развития и образования ребенка на этапе дошкольного детства.
-Стандартизация образования единственно эффективный путь к реализации принципа преемственности дошкольного и начального дошкольного образования.
Рекомендации к подготовке: группа студентов делится (произвольно) на три полгруппы. Каждая из подгрупп готовит краткое сообщение по выбранной позиции. Сообщение должно быть ориентировано на раскрытие сути и содержания выбранной позиции и ее аргументацию.
Литература
Основная
С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: « Академия», 2005
Дополнительная
О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание – 2010 -№ 5 –С. 37-79.
Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция // Дошкольное воспитание -2010 -№ 7. –С. 4-11.
Парамонова Л.А. Содержание дошкольного образования, с чем связано его обновление. / Л.А. Парамонова// Дошкольное воспитание. - 2003.- №3.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приложение к приказу Минобразования и науки, № 655 от 23 ноября 2009 г.// Дошкольное воспитание -2010 -№ 4 –С.4-11