Тема 6. Современные дидактические концепции и системы.
Понятия: система, концепция, дидактика, обучение, дидактическая система, дидактическая концепция.
Вопросы для обсуждения
1.Что понимают под дидактической концепцией, дидактической системой?
2. Какова структура дидактической концепции, дидактической системы?
3.В чем состоят сходства и различия дидактических концепций и систем?
Примечание: вопрос № 3 обсуждается после знакомства с групповыми сообщениями по различным концепциям и системам. Для подготовки сообщения студенты объединяются в группы (по 5-6 человек), выбирают тему сообщения, распределяют основные вопросы темы, обязанности по поиску и подготовке содержания сообщения, его презентации (видео-презентации, схемы или таблицы). Участники выступления готовят контрольные вопросы (1-2) для слушателей.
Темы групповых сообщений:
Тема 1. Концепция и система традиционного обучения.
Литература
Основная
Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое сообщество России, 2003.- С. 129-131.
Дополнительная
Подласый И.П. педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС»,2003. -Кн.1: Общие основы педагогики. Процесс обучения - С. 302-304.
Тема 2. Концепция и система развивающего обучения Л.В. Занкова.
Литература
Основная
Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого –М.: Педагогическое сообщество России, 2003- С. 128-129
Дополнительная
Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н, Шиянов/ Под ред. В.А. Сластенина -2-е изд. стереотип –М.: ИЦ « Академия». -С.185-188.
Тема 3.Концепция содержательного обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
Литература
Основная
Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н, Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина -2-е изд., стереотип –М.: ИЦ « Академия». -С.188-192.
Тема 4. Концепция и система поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной.
Литература
Основная
Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н, Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина -2-е изд., стереотип –М.: ИЦ « Академия». -С.192-193.
Тема 5. Педоцентрическая концепция обучения
Литература
Основная
Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое сообщество России, 2003- С. 131-134.
Дополнительная
Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н, Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина - 2-е изд., стереотип –М.: ИЦ « Академия» -С.193-196.
Дополнительно рекомендуемая
Подласый И.П. педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. –М.: ГИЦ «ВЛАДОС»,2003.-Кн.1: Общие основы педагогики. Процесс обучения - С. 304-307.
Тема 6.Концепция личностно-развивающего обучения.
Литература
Основная
Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н, Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина -2-е изд, стереотип –М.: ИЦ « Академия». -С.208-209.
Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: уч. пособие для студ. выс.уч.зав./В.В. Сериков; Под ред В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой.-М.: ИЦ 2Академия», 2008. – стр. 160-179
По результатам обсуждения групповых сообщений каждый студент заполняет схему-таблицу «Современные дидактические концепции и системы»
Сущностные характеристики Современной дидактической системы | Концепция и система Л.В. Занкова | Концепция и система Д.Д. Эльконина, В.В. давыдова | Концепция и система П.Я. Гальперина, Н.Ф Талызиной | Педоцентрическая концепция Дж. Дьюи | Традиционная концепция обучения |
Демократический характер отношений в систем «учитель-ученик» ( сотрудничество) | |||||
Ориентация целей обучения на развитие и воспитание личности, приобщение ее к социокультурному опыту | |||||
Ориентация содержания обучения на освоение способов познания и творческого преобразование действительности | |||||
Движущие силы учения – мотивация к творчеству, самореализации, стремления к личностному росту | |||||
Доминирование активных методов обучения и обучения в сотрудничестве | |||||
Практикоориентарованная направленность обучения | |||||
Субъектный характер обучения | |||||
Преобладание взаимоконтроля в рамках общих ценностей и смыслов | |||||
Высокая степень самостоятельности и самоорганизации учеников в процессе обучения |
Рекомендации в заполнению схемы-таблицы
Схема –таблица запонлняется студентами на семинарском занятии после обсуждения групповых сообщений. В схеме-таблице необходимо отметить наличие-отсутствие сущностных характеристик современной концепции обучения в частных, конкретных концепциях и системах.
Литература ( для подготовки по вопросам 1,2).
Основная
Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого –М.: Педагогическое сообщество России, 2003.- С. 128-129,135-147.
Дополнительная
Подласый И.П. педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. –М.: ГИЦ «ВЛАДОС»,2003.-Кн.1: Общие основы педагогики. Процесс обучения. - С. 307-309.
Контрольные вопросы
1.Чем обусловлено появление новых концепций и систем обучения в истории развития дидактики?
2. В основу какого вида обучения положены ведущие идеи дидактической концепции Дж. Дьюи: развивающего, проблемного, дистанционного?
3.О чем свидетельствует частичное совпадение целей обучения во всех дидактических концепциях: о существовании непреходящих ценностей обучения и образования; о консерватизме практики обучения; о трудностях в перестройке устоявшейся системы обучения; о нежелании педагогов внедрять новые идеи? Аргументируйте свои предположения.