Тема 2.2. Этапы становления педагогики: ведущие педагогические теории, системы.
Понятия: инициация, школа, педагог, пайдейя, схоластика. педагогика, дидактика, фактор развития, природосообразность, универсальность и утилитарность образования, классно-урочная система, домашнее воспитание, материнская школа. Образовательная реформа, начальное образование, профессиональная подготовка, дошкольное воспитание, детский сад, закрытое учреждение, педагогическая антропология, народность, гуманизация образования. Реформаторская педагогика, личностно-центрированное образование, альтернативная педагогическая система, педология, трудовая школа, комплексная образовательная программа.
Мифологические представления древних людей и накопление эмпирического педагогического опыта. Возникновение письменности как культурного феномена и школы как социального института. Идеалы образования и особенности функционирования учебных заведений Ближнего Востока и Древней Греции. Осмысление образовательной практики философами античности. Консервативный и схоластический характер средневекового образования. Влияние религии на развитие образовательной практики на Руси: распространение грамотности, православных идеалов воспитания, возникновение церковных учреждений по обучению и призрению детей. Педагогические идеи в поучениях и других произведениях русской литературы XI-XVII вв.
Я.А. Коменский как основоположник классической педагогики. Цель образования подрастающего поколения, идея природосообразности, универсальности, всеобщности обучения. Специфика обоснования классно-урочной системы и дидактических принципов.
Разработка фундаментальных основ классической педагогики И.Ф. Гербартом. Характеристика педагогики и воспитания в работах Н.И. Новикова.
Развитие альтернативных педагогических учений в XVII-XVIII вв. Гуманистические идеи М. Монтеня. Воспитание как ведущий фактор развития в работах Дж. Локка; домашний, утилитарно направленный характер образования джентльмена. Свободное и природосообразное воспитание в понимании Ж.-Ж. Руссо. «Эмиль, или О воспитании»: особенности произведения, сущность негативного воспитания. И.Б. Базедов как основатель филантропизма, «Элементарное руководство». Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци. «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей»: характер произведений.
Вклад М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Ф.И. Янковича в развитие системы народного образования. Учреждения начального образования XIX-начала ХХ в. Ведущие инновации в области начального образования. Классическое и реальное образование.
Становление русской педагогической школы. Развитие идеи гуманизма, природосообразности и народности в произведениях В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Соотношение семейного воспитания и школьного обучения подрастающего поколения. Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт о целях и идеалах воспитания, уникальном значении матери в воспитании маленьких детей. Целостное и разностороннее описание педагогики как науки в трудах П.Ф. Каптерева, С.И. Гессена.
Типология дошкольных учреждений XIX в. Педагогическая система Ф. Фребеля: философские основы, психическое развитие ребенка и цели образования, развивающие средства, понятие детского сада. Особенности использования идей Ф. Фребеля в России.
Кризис традиционного образования и возникновение «реформаторской педагогики», концепций «нового воспитания. Развитие идеи свободного воспитания в работах Э. Кей, М. Монтессори, К.Н. Вентцеля.
Педагогика экспериментализма Дж. Дьюи. Основные принципы работы трудовой школы: индивидуализация, личностная и развивающая направленность образовательного процесса, активность, самостоятельность и взаимодействие учащихся, проблемный и предметный характер учебного материала.
Становление трудовой школы в России. Концепция трудовой школы П.П. Блонского; индустриальная культура и образование, детская кооперация. С.Т. Шацкий как руководитель Первой Опытной станции по народному образованию. Роль среды в развитии ребенка, школа как лаборатория и культурно-образовательный центр. Особенности организации педагогического процесса в учреждениях, руководимых А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинским.