Тема 6. Развитие педагогики в 21 веке.
Внеаудиторная самостоятельная работа: 10 часов.
- Образование в начале третьего тысячелетия.
- Гуманизация общественных отношений и современное образование.
- Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
- Современные проблемы школы и педагогической науки.
- Болонский процесс и его значение (проанализировать статью, подготовить тезисы).
Литература:
- Болонский процесс и его значение для России. /Ред.-сост. С.Медведев, К. Пурсиайнен. М., 2005.
- Малькова З.А., Вульфсон Б.А. Современные школы в капиталистических странах. М., 1985.
3. Эволюция образовательных систем и управления процессом обучения. - Псков, 1995.
Вопросы для самоконтроля
1. История образования как отрасль научного знания.
2. Воспитание в первобытном обществе как источник трансляции традиционной культуры.
3. Становление педагогики Западной цивилизации в эпоху Античности.
4. Философы Древней Греции о воспитании (Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит).
5. Педагогика древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
6. Воспитание и школа в Древнем Риме (Цицерон, Сенека, Плутарх, Квинтилиан).
7. Влияние раннего христианства на развитие педагогических традиций (Иоанн Златоуст, Аврелий Августин).
8. Развитие педагогических традиций в эпоху Возрождения (Т. Компанелла, Ф. Рабле, Э.Роттердамский, Т. Мор, М. Монтень).
9. Базисные педагогические традиции Западной Средневековой цивилизации (Ф.Аквинский, Раймон Луллия).
10. Развитие педагогических традиций Западной цивилизации в 17 веке (Ф. Бэкон, В. Ратке, Р. Декарт).
11. Роль религии в формировании педагогических традиций цивилизаций Востока и Запада.
12. Зарождение научной педагогики и роль в этом Я.А. Каменского.
13. Механистический взгляд на человека как на продукт воспитания в концепции Д. Локка.
14. Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо.
15. Педагогические взгляды французских просветителей 18 века (К. Гельвеций, Д. Дидро).
16. Гуманистические идеи И.Г. Песталоцци.
17. Развитие педагогических традиций Западной цивилизации в 19 в. (Л. Спенсер, А. Дистервег).
18. Экспериментальная педагогика (Э. Кей, Э. Мэйман, О. Декроли, Э. Торндайк).
19. Развитие идей “Свободного воспитания” в начале 20 века (М. Монтессори, Р. Штейнер).
20. “Школа учебы” и “Школа труда” в философско-педагогической трактовке и в практике западной культуры на рубеже 19-20 вв. (Т. Кершенштейнер).
21. Прагматическая педагогика Д. Дьюи.
22. Развитие принципов природосообразности и культуросообразности образования в контексте европейской истории образования.
Рекомендуемая литература
Основная:
- Джуринский А. Н. История педагогики : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. спец. - М.: ВЛАДОС, 1999, 2000
- Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. спец. - М.: ВЛАДОС, 2004
- Егоров С.В. История дошкольной педагогики в России : Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обуч. по спец. "Педагогика и психология ". - М.: Academia, 1999
- История педагогики в России : хрестоматия: для студентов гуманит. фак. вузов. - М.: Academia, 1999, 2000, 2002
- История образования и педагогической мысли за рубежом и в России : учеб. пособие для студентов пед. вузов по дисциплине "Педагогика" (Блок ОПД). - М.: Academia, 2001, 2002
- История педагогики : Учеб. пособие для пед. ун-тов. Ч.1: От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII века. - М.: ТЦ "Сфера", 1998
- История педагогики : Учеб. пособие для пед. ун-тов. Ч.2: С XVII в. до середины XX в. - М.: Творч. центр "Сфера", 1998
- Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики : Учеб. пособие. - М.: Б.и., 1994
- Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли : Таблицы. Схемы. Опорные конспекты: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
- Латышина Д. И. История педагогики : История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика". - М.: Гардарики, 2002, 2003, 2005
- Парамонова Л. А. Дошкольное и начальное образование за рубежом : История и современность: Учеб. пособие для студентов пед. вузов, обучающихся по спец.: 030900 - Дошк. педагогика и психология, 031100 - Педагогика и методика дошк. образования, 031200 - Педагогика и методика нач. образования. - М.: Academia, 2001
- Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли : учеб. для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003, 2006
- Фрадкин Ф. А. Лекции по истории отечественной педагогики : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений. - М.: СФЕРА, 1995
Дополнительные пособия:
- XIV Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства
-XVIII вв. - М.. 1985. - Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2 т. - М., 1994.
- Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1988.
- Всемирный историко-педагогический процесс. Концепции, модели,
историография. - М., 1996. - Дмитриев С.С. Очерки истории русской педагогики начала XX века. - М., 1985.
- История отечественного образования (государственная политика в области образования в России X-XIII веков)- СПб., 1994.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци ИГ. Педагогическое наследие. - М., 1987.
- Корнетов Г.Б. Становление воспитания как общественного явления. -
М., 1992. - Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. - М., 1994.
- Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен до нашего времени. - СПб., 1999.
- Основные направления и тенденции развития педагогической науки в
конце XIX - начале XX в. - М., 1980. - Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец
XIX - начало XX в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. - М., 1991. - Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. - М., 1989.
- Петров В.М. Семейно-школьное воспитание в Древнем мире и средневековой России. - Орехово-Зуево, 1992.
- Петров В.М. Семейно-школьное воспитание в Древнем мире и средневековой России. - Орехово-Зуево, 1992.
- Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. - М., 1995.
- Российское образование: история и современность. – М., 1994.
- Гейдар Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989.
- Хофмон Ф. Мудрость воспитания. - М., 1979.
- Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового
временя. - М., 1991. - Эволюция образовательных систем и управления процессом обучения. - Псков, 1995.
22. Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США. - М., 1989.