Лекция 2. Воспитание и школа в античном мире.
План лекции:
1. Общая характеристика античности
2. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.
3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.
Семинарское занятие 2
1. Просвещение в эпоху эллинизма (3-1вв. до н.э.)
2. Зарождение педагогической теории в трудах древнегреческих философов. (Тезисы).
3. Традиции воспитания и обучения в Древнем Риме.
Внеаудиторная самостоятельная работа: 6 часов.
1.Ответьте на вопросы:
- Каковы источники древнегреческой культуры?
- Каковы общие идеи философов Древней Греции?
- Назовите общекультурные традиции греческих полисов?
2. Подготовка к самостоятельной работе.
Литература:
1. История педагогики: Учеб. пособие для пед. ун-тов. Ч.1: От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII века. - М.: ТЦ "Сфера", 1998
2. Джуринский А. Н. История педагогики: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. спец. - М.: ВЛАДОС, 2000
3. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: Таблицы. Схемы. Опорные конспекты: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
4. Латышина Д. И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика". - М.: Гардарики, 2002, 2003, 2005
Тема 3. Воспитание и образование в Западной Европе периода Средневековья и эпохи Возрождения.
Лекции: 4 часа. Семинарские занятия: 4 часа.
Внеаудиторная самостоятельная работа: 16 часов.
Лекция 1.
План лекции:
- Влияние церковной культуры на развитие образования.
- Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.
- Реформация и контрреформация и их влияние на образование и воспитание.
- Педагоги – гуманисты. Воспитание жизнерадостных, здоровых людей. В. да Фельтре и его «Дом радости», Ф. Рабле, М. Монтень, Т.Мор и др.
Семинарское занятие 1.
1.Развитие педагогической теории в трудах Климента Александрийского, Василия Кессарийского, Иоанна Златоуста, Михаила Пселла, патриарха Фотия.
2. Педагогическая мысль Западной Европы. Раскол христианства и его влияние на теорию воспитания.
3. Наследие западной патристики (Августин Аврелий). Схоластика и развитие христианской педагогики в трудах Алкуина, Беды Достопочтенного, Фомы Аквинского, Пьера Абеляра.
Внеаудиторная самостоятельная работа: 8 часов.
1. Ответьте на вопросы:
- В чем смысл религиозного идеала Средневековья?
- Каковы характерные особенности схоластического обучения?
2. Подготовка сообщения на тему: «Образование и воспитание в исламском мире».
Лекция 2. Развитие школы как социального института, становление высшего образования.
План лекции:
- Развитие школы как социального института.
- Становление высшего образования.
- Иезуитская система воспитания
Семинарское занятие 2.
1. Типы учебных заведений: церковные школы, цеховые, гильдейские, городские школы. Характер воспитания и обучения.
2. Воспитание светских феодалов. Воспитание мальчиков рыцарского сословия.Характер воспитания и обучения.
3. Система западноевропейского среднего образования.
4. Схоластическая педагогика и средневековые университеты. Характер воспитания и обучения.
5. Иезуитские коллегии.
Внеаудиторная самостоятельная работа: 8 часов.
1. Ответьте на вопрос:
- Каковы характерные особенности схоластического обучения?
2.Составьте тестовое задание на тему «Развитие школы и становление высшего образования» (8-10 заданий).
Литература:
- История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматя.: Учебн. пособ /Под ред. С.Ф.Егорова. - М.: Academia, 2000.
- История педагогики: Учеб. пособие для пед. ун-тов. Ч.1: От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII века. - М.: ТЦ "Сфера", 1998
- Джуринский А. Н. История педагогики: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. спец. - М.: ВЛАДОС, 2000
- Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: Таблицы. Схемы. Опорные конспекты: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
- Латышина Д. И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика". - М.: Гардарики, 2002, 2003, 2005
- Монтень М. Опыты. Избранные главы. . 1., 1991.
- Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1956.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. И автор вводных статей А. И, Пискунов. 2-е изд. М., 1981.