Специальность 2-02 03 08 «Иностранный язык (английский)»
Специальность 2-02 03 08 «Иностранный язык (английский)»
IV курс, группа 219
Педагогика
Теоретические вопросы для комплексной контрольной работы
1.Охарактеризуйте предмет педагогики как науки и её основные категории: воспитание, образование, обучение.
Педагогику можно определить, как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека, которая раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. Она изучает сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Педагогика познает свой объект - растущего, развивающегося посредством специально организованного процесса воспитания человека - в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем. Образование, обусловливающее развитие человеческого индивида, и будет являться объектом педагогической науки.
Предметом педагогики являются определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления педагогического процесса.
Педагогика выполняет одновременно теоретическую и технологическую функции.
Теоретическая функция реализуется на трех уровнях: описательном или объяснительном (изучение передового педагогического опыта); диагностическом (выявление состояния педагогических явлений и причин этого); прогностическом (построение моделей преобразования педагогической действительности). Технологическая функция тоже реализуется на трех уровнях: проективном (разработка нормативного плана педагогической деятельности); преобразовательном (внедрение новшеств в целях совершенствования практики); рефлексивном (оценка влияния результатов научных исследований на практику и внесение в нее корректив).
Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.
К постоянным задачам относятся: • теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания;
разработка новых методов, средств, форм, технологий, систем обучения, воспитания, основ инновационной педагогической деятельности;
обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания;
анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта;
научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами;
внедрение результатов педагогических исследований в практику и др.
Возникновение временных задач диктуется потребностями практики и самой науки педагогики: создание библиотек электронных учебников; разработка стандартов педагогического профессионализма; выявление типичных стрессов в работе учителя; создание дидактических основ обучения «трудных» детей; анализ типовых конфликтов в отношениях учитель - ученик и др.
Педагогика, как и любая наука, имеет понятийный и категориальный аппараты.
Понятие - то мысль, которая фиксирует в обобщенной форме предметы и явления действительности. Понятия необходимы в педагогике для точного обозначения элементов и явлений учебно-воспитательного процесса.
Категории - это общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные связи и отношения реальной действительности.
Понятия и категории составляют костяк науки педагогики. Они выражаются в терминах. Единая терминология нужна в науке как общий язык.
К основным категориям педагогики относят в первую очередь воспитание, образование, обучение, педагогический процесс, воспитательную систему, а также такие общенаучные категории, как развитие, формирование, социализация и др.
Воспитание как категория педагогики многозначно.
Воспитание в широком социальном смысле - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.
Воспитание в узком социальном смысле - направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов в целях формирования у него определенных знаний, взглядов, нравственных ценностей, политических ориентации.
Воспитание в широком педагогическом смысле - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Воспитание в узком педагогическом смысле - процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач (трудовое, физическое воспитание). Это специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
Таким образом, воспитание - целенаправленное формирование личности на основе развития у нее: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающей жизни; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения).
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.
Образование как процесс - освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений.
Образование как результат - достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.
Образование как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
По объему знаний образование может быть начальное, среднее, высшее. По характеру и направленности - общее, профессиональное, политехническое.
Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. Под обучением можно также понимать специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Приведем еще несколько определений понятия «обучение» из разных педагогических источников.
Обучение - совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание (Российская педагогическая энциклопедия).
Обучение понимается как процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемого или обучаемых (учителя и учащихся, преподавателя и студентов или слушателей), в результате которого обеспечивается развитие ученика (студента, слушателя) (О. Л. Жук).
В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности. Обучение носит воспитывающий характер.
Развитие понимается как процесс и результат количественных и качественных изменений различных сторон личности (интеллектуальной, эмоционально-волевой, действенно-практической сфер), ее взросление. В результате всех педагогических влияний, в том числе и собственных, формируется образ человека культуры.
Формирование - это процесс и результат становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.
Социализация - это непрерывный процесс интеграции личности в социальную систему путем адаптации и творческой самореализации.
2. Раскройте систему педагогических наук. Покажите взаимосвязь педагогики с другими науками.
В процессе развития в педагогике стали формироваться и выделяться отдельные научные дисциплины.
Исторически первой появившейся педагогической наукой была общая педагогика, в которой оформились два раздела - «Дидактика» и «Теория воспитания». В XX в. появились еще два раздела - «Общие основы педагогики» и «Школоведение».
К настоящему времени педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. Структурно педагогическая наука подразделяется на историю педагогики и образования (изучает развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи), методологию педагогики (изучает общеметодологические теории и идеологию педагогики), общую педагогику (исследует основные закономерности образования), теорию обучения (дидактику) и теорию воспитания; школоведение, или менеджмент в образовании.
Педагогическая наука имеет множество отраслей, которые могут быть классифицированы по разным основаниям.
Классификация по уровням образования (возрастная педагогика) изучает особенности воспитания и образования человека на различных возрастных этапах. В нее входят дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионально-технического образования, педагогика среднего специального образования, педагогика высшей школы; педагогика последипломного образования; педагогика непрерывного образования и др.
Классификация по профессиональным отраслям (профессиональная педагогика): производственная педагогика; инженерная педагогика; художественная педагогика; театральная педагогика; военная педагогика и др.
Классификация по работе с детьми и взрослыми, имеющими особенности психофизического развития (специальная педагогика) - сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи).
В структуру педагогической науки входят также частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов. Функцию сравнения образовательных теорий и систем в зарубежной и отечественной педагогике выполняет сравнительная педагогика.
Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, лечебная педагогика, социальная педагогика и др. Все разновидности педагогики имеют свой предмет исследования и в то же время составляют взаимосвязанную систему, дополняют друг друга и постоянно развиваются.
Связь педагогики с другими науками имеет два аспекта: первый - использование педагогикой идей, теоретических положений, выводов, методов исследования, понятийного аппарата ряда других наук для разработки воспитательных теорий, второй - заимствование другими науками ее отдельных методов и методик исследования.
В первую очередь, педагогика находится в тесной взаимосвязи с науками, которые имеют общий с педагогикой объект исследования - воспитание, развитие и формирование личности. К таковым относятся, как их назвал К. Д. Ушинский, антропологические науки: анатомия, физиология, психология, логика, философия, география, статистика, политическая экономия, история.
Методологической основой педагогики является философия, гак как она изучает общие законы и движущие силы развития природы, человеческого общества, мышления, познания. Педагогика связана и с такими относительно самостоятельными областями философии, как этика, эстетика.
Педагогика сотрудничает также с другими отраслями научного знания, с которыми на первый взгляд трудно уловить взаимосвязь: с анатомией и физиологией человека, математикой, кибернетикой и др.
Учебные экскурсии
Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.
Функции экскурсии:
• С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
• Экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.
• Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве.
• Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.
В учебных программах по каждому предмету должен устанавливаться обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов.
К первому виду относятся производственные экскурсии. Эти экскурсии планируются в курсах физики, химии, математики, экономической географии. Они предполагают посещение учащимися предприятий и сельскохозяйственных объектов, новостроек т.д. Производственные экскурсии помогают изучению основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.
Вторым видом являются естественно-научные экскурсии. Они проводятся для углубления знаний по таким предметам, как ботаника, зоология, география, и др. Это экскурсии в поле, в лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т.д.
К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии, которые проводятся по литературе и истории и предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т.д.
Особый, четвертый, вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.
Наконец, необходимо отметить и пятый вид экскурсий, которые получили название комплексных. Это такие экскурсии, которые проводятся по нескольким предметам одновременно. Например, экскурсия на стеклозавод может проводиться одновременно для углубления знаний по физике, химии, математике, географии, и по каждому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик знакомят учащихся с применением этих наук на производстве, математик раскрывает свои вопросы, географ рассказывает об экономических связях предприятия и т.д.
Дидактические основы проведения учебных экскурсий.
В общем плане эта методика включает в себя:
а) подготовку экскурсии;
б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий;
в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.
Большое значения прежде всего имеет подготовительная работа к экскурсии и, в частности, четкое определение ее цели.
Подготовка экскурсии связана также с выбором объекта изучения.
Третий момент подготовки экскурсии состоит в том, чтобы поставить перед учащимися конкретные вопросы, на которые им следует обратить особое внимание. Наконец, при подготовке экскурсии учитель посещает ее объект и решает, кто будет выступать в качестве экскурсовода.
Второй этап составляет содержательная часть экскурсии, т.е. организация учебной работы по восприятию и усвоению (или закреплению) изучаемого материала во время ее проведения. Делается это с помощью рассказа, объяснения, беседы и демонстрации (показа) важнейших частей и деталей изучаемого объекта.
В процессе экскурсии необходимо заботиться об активизации мышления учащихся и побуждать их к усвоению изучаемого материала. Во время экскурсии учащиеся делают записи важнейших положений темы, а также чертежи, зарисовки и т.д. Экскурсия заканчивается подведением ее итогов, обобщением того нового, что учащиеся узнали во время ее проведения.
Факультативные занятия
а) Значение факультативных занятий. Как показано в главе о содержании образования, в учебные планы общеобразовательных школ включены факультативные занятия по предметам, которые изучаются по выбору самих учащихся. Факультативные занятия как форма обучения введены в конце 60-х – начале 70-х гг., когда проводилась одна из очередных перестроек содержания школьного образования. Свое название они получили от латинского слова facultatis, что означает возможный, необязательный, предоставляемый на выбор.
Следовательно, факультативные занятия проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных предметов.
С помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи: а) удовлетворять запросы в более глубоком изучении отдельных предметов, которые интересуют учащихся, б) развивать учебно-познавательные интересы, творческие способности и дарования учащихся. В этом и состоит их важное педагогическое значение.
б) Содержание и организация факультативных занятий. Как уже отмечено, факультативные занятия проводятся параллельно с изучением обязательных учебных предметов с целью углубления и обогащения знаний учащихся и развития их творческих способностей и дарований. Это оказывает влияние на их содержание. Оно может включать в себя более глубокое изучение отдельных тем или разделов учебной программы по какому-либо предмету, а также содержать новые темы и проблемы, выходящие за пределы программы. Для этого в помощь учителю составляются специальные программы и создаются учебные пособия по факультативным предметам.
Что же касается организации факультативных занятий, то они могут проводиться в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, дискуссий и т.д. К сожалению, в школах они нередко используются не для углубления знаний и развития способностей учащихся, а для преодоления их отставания в овладении программным материалом, что, естественно, искажает их смысл и дидактическое назначение.
Задание 12.
В учительской возник спор. Одни учителя считали, что основой основ обучения является мастерство учителя формировать «аппетит» к знаниям, умение сделать интересным каждый урок.
Другие делали упор на воспитании способности преодоления трудностей и признавали мнение первых ошибочным, полагая, что интересная учеба приучает только к интересной работе, а в жизни приходится часто заниматься неинтересными, порой скучными, но нужными делами.
• Докажите, кто же из них прав? Каким должно быть современное обучение?
Задание 13.
Укажите принципы обучения, определения которых приведены ниже.
1. Направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.
2. Отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.
3. Одним из направлений реализации принципа является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.
4. Требует учета особенностей развития учащихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.
5. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.
6. Требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения.
7. Он требует логического построения, как содержания, так и
процесса обучения в целом.
Задание 14.
Из предложенных ниже понятий выберите методы контроля: 1) программированный опрос; 2) мотивация; 3) усвоение знаний; 4) зачет; 5) устный экзамен; 6) активизация; 7) дидактические тесты; 8) дидактические требования; 9) контрольные работы; 10) проверочные работы; 11) изложения; 12) индивидуальный подход; 13) индивидуальный опрос; 14) сочинения; 15) управление обучением; 16) диктанты; 17) эмоциональное воздействие; 18) семинарское занятие; 39) лабораторный контроль; 20) проблемное обучение.
Задание 15.
Какие особенности процесса воспитания проявляются в данной педагогической ситуации?
б) Как-то учителя с большим стажем работы поспорили, что
считать результатом своей педагогической работы?
Я доволен - у меня отстающих нет. Да и троечников немного. Мои отметки подтверждают экзамены в вуз, - заметил один.
Горжусь тем, что многие мои выпускники стали крупными специалистами, - добавил другой.
- А меня волнует, какими они станут людьми, какой будет их последующая деятельность, как они будут воспитывать своих детей, - заключил третий.
- Можно ли по этим высказываниям сделать вывод о различии задач, которые эти учителя ставят и решают в процессе учебно-воспитательной работы ?
Задание 19.
Выпишите из нижеприведенных положений (укажите соответствующие буквы):
1)закономерности воспитания;
2)принципы воспитания:
а) зависимость воспитания от уровня социально-экономического развития общества и его культуры; б) гуманистическая направленность воспитания; в) социальная адекватность воспитания; г) ориентация воспитания на развитие личности путем присвоения ею социального опыта, культуры и духовных ценностей; д) воспитание личности происходит в общении и деятельности; е) характер воспитания определяется объективными потребностями производства; ж) сочетание уважения и требовательности к личности; з) целостность и непротиворечивость воспитательных влияний; и) опора на положительное в человеке; к) активность личности в воспитании; л) зависимость саморазвития личности от степени индивидуализации и творческой направленности процесса воспитания.
Задание 20
С учениками X класса классный руководитель договорилась пойти на экскурсию в художественный музей, но к указанному часу пришли 9 человек из 24, в основном девочки. Следующим был урок литературы. Учительница начала урок как обычно, не напоминая ученикам о неявке на экскурсию, хотя чувствовала, что они этого ожидают. Ребята были удивлены, что их не ругают. В конце урока учительница попросила приготовить листок бумаги и попросила каждого, кто не пришел на экскурсию, объяснить причину Сначала провинившиеся думали, что это легко, но оказалось, что неправду написать трудно, когда бываешь наедине с собой и не надо оправдываться перед учителем.
- Права ли учительница, выбравшая письменную форму выяснения причины неявки учащихся на экскурсию? С какой целью она это сделала?
Как бы вы поступили в подобной ситуации? Ответ обоснуйте.
Специальность 2-02 03 08 «Иностранный язык (английский)»
IV курс, группа 219
Педагогика
Теоретические вопросы для комплексной контрольной работы
1.Охарактеризуйте предмет педагогики как науки и её основные категории: воспитание, образование, обучение.
Педагогику можно определить, как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека, которая раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. Она изучает сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Педагогика познает свой объект - растущего, развивающегося посредством специально организованного процесса воспитания человека - в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем. Образование, обусловливающее развитие человеческого индивида, и будет являться объектом педагогической науки.
Предметом педагогики являются определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления педагогического процесса.
Педагогика выполняет одновременно теоретическую и технологическую функции.
Теоретическая функция реализуется на трех уровнях: описательном или объяснительном (изучение передового педагогического опыта); диагностическом (выявление состояния педагогических явлений и причин этого); прогностическом (построение моделей преобразования педагогической действительности). Технологическая функция тоже реализуется на трех уровнях: проективном (разработка нормативного плана педагогической деятельности); преобразовательном (внедрение новшеств в целях совершенствования практики); рефлексивном (оценка влияния результатов научных исследований на практику и внесение в нее корректив).
Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.
К постоянным задачам относятся: • теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания;
разработка новых методов, средств, форм, технологий, систем обучения, воспитания, основ инновационной педагогической деятельности;
обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания;
анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта;
научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами;
внедрение результатов педагогических исследований в практику и др.
Возникновение временных задач диктуется потребностями практики и самой науки педагогики: создание библиотек электронных учебников; разработка стандартов педагогического профессионализма; выявление типичных стрессов в работе учителя; создание дидактических основ обучения «трудных» детей; анализ типовых конфликтов в отношениях учитель - ученик и др.
Педагогика, как и любая наука, имеет понятийный и категориальный аппараты.
Понятие - то мысль, которая фиксирует в обобщенной форме предметы и явления действительности. Понятия необходимы в педагогике для точного обозначения элементов и явлений учебно-воспитательного процесса.
Категории - это общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные связи и отношения реальной действительности.
Понятия и категории составляют костяк науки педагогики. Они выражаются в терминах. Единая терминология нужна в науке как общий язык.
К основным категориям педагогики относят в первую очередь воспитание, образование, обучение, педагогический процесс, воспитательную систему, а также такие общенаучные категории, как развитие, формирование, социализация и др.
Воспитание как категория педагогики многозначно.
Воспитание в широком социальном смысле - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.
Воспитание в узком социальном смысле - направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов в целях формирования у него определенных знаний, взглядов, нравственных ценностей, политических ориентации.
Воспитание в широком педагогическом смысле - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Воспитание в узком педагогическом смысле - процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач (трудовое, физическое воспитание). Это специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
Таким образом, воспитание - целенаправленное формирование личности на основе развития у нее: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающей жизни; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения).
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.
Образование как процесс - освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений.
Образование как результат - достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.
Образование как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
По объему знаний образование может быть начальное, среднее, высшее. По характеру и направленности - общее, профессиональное, политехническое.
Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. Под обучением можно также понимать специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Приведем еще несколько определений понятия «обучение» из разных педагогических источников.
Обучение - совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание (Российская педагогическая энциклопедия).
Обучение понимается как процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемого или обучаемых (учителя и учащихся, преподавателя и студентов или слушателей), в результате которого обеспечивается развитие ученика (студента, слушателя) (О. Л. Жук).
В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности. Обучение носит воспитывающий характер.
Развитие понимается как процесс и результат количественных и качественных изменений различных сторон личности (интеллектуальной, эмоционально-волевой, действенно-практической сфер), ее взросление. В результате всех педагогических влияний, в том числе и собственных, формируется образ человека культуры.
Формирование - это процесс и результат становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.
Социализация - это непрерывный процесс интеграции личности в социальную систему путем адаптации и творческой самореализации.
2. Раскройте систему педагогических наук. Покажите взаимосвязь педагогики с другими науками.
В процессе развития в педагогике стали формироваться и выделяться отдельные научные дисциплины.
Исторически первой появившейся педагогической наукой была общая педагогика, в которой оформились два раздела - «Дидактика» и «Теория воспитания». В XX в. появились еще два раздела - «Общие основы педагогики» и «Школоведение».
К настоящему времени педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. Структурно педагогическая наука подразделяется на историю педагогики и образования (изучает развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи), методологию педагогики (изучает общеметодологические теории и идеологию педагогики), общую педагогику (исследует основные закономерности образования), теорию обучения (дидактику) и теорию воспитания; школоведение, или менеджмент в образовании.
Педагогическая наука имеет множество отраслей, которые могут быть классифицированы по разным основаниям.
Классификация по уровням образования (возрастная педагогика) изучает особенности воспитания и образования человека на различных возрастных этапах. В нее входят дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионально-технического образования, педагогика среднего специального образования, педагогика высшей школы; педагогика последипломного образования; педагогика непрерывного образования и др.
Классификация по профессиональным отраслям (профессиональная педагогика): производственная педагогика; инженерная педагогика; художественная педагогика; театральная педагогика; военная педагогика и др.
Классификация по работе с детьми и взрослыми, имеющими особенности психофизического развития (специальная педагогика) - сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи).
В структуру педагогической науки входят также частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов. Функцию сравнения образовательных теорий и систем в зарубежной и отечественной педагогике выполняет сравнительная педагогика.
Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, лечебная педагогика, социальная педагогика и др. Все разновидности педагогики имеют свой предмет исследования и в то же время составляют взаимосвязанную систему, дополняют друг друга и постоянно развиваются.
Связь педагогики с другими науками имеет два аспекта: первый - использование педагогикой идей, теоретических положений, выводов, методов исследования, понятийного аппарата ряда других наук для разработки воспитательных теорий, второй - заимствование другими науками ее отдельных методов и методик исследования.
В первую очередь, педагогика находится в тесной взаимосвязи с науками, которые имеют общий с педагогикой объект исследования - воспитание, развитие и формирование личности. К таковым относятся, как их назвал К. Д. Ушинский, антропологические науки: анатомия, физиология, психология, логика, философия, география, статистика, политическая экономия, история.
Методологической основой педагогики является философия, гак как она изучает общие законы и движущие силы развития природы, человеческого общества, мышления, познания. Педагогика связана и с такими относительно самостоятельными областями философии, как этика, эстетика.
Педагогика сотрудничает также с другими отраслями научного знания, с которыми на первый взгляд трудно уловить взаимосвязь: с анатомией и физиологией человека, математикой, кибернетикой и др.