Специальность 2-02 03 08 «Иностранный язык (английский)»

Специальность 2-02 03 08 «Иностранный язык (английский)»

IV курс, группа 219

Педагогика

Теоретические вопросы для комплексной контрольной работы

1.Охарактеризуйте предмет педагогики как науки и её основные категории: воспитание, образование, обучение.

Педагогику можно определить, как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образова­нии человека, которая раскрывает закономерности педагогиче­ского процесса, а также становления и развития личности в педа­гогическом процессе. Она изучает сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического про­цесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Педагогика познает свой объект - растущего, развивающего­ся посредством специально организованного процесса воспитания человека - в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем. Образование, обусловливающее разви­тие человеческого индивида, и будет являться объектом педаго­гической науки.

Предметом педагогики являются определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления педагогического процесса.

Педагогика выполняет одновременно теоретическую и техно­логическую функции.

Теоретическая функция реализуется на трех уровнях: описа­тельном или объяснительном (изучение передового педагогиче­ского опыта); диагностическом (выявление состояния педагоги­ческих явлений и причин этого); прогностическом (построение моделей преобразования педагогической действительности). Тех­нологическая функция тоже реализуется на трех уровнях: проек­тивном (разработка нормативного плана педагогической деятель­ности); преобразовательном (внедрение новшеств в целях совер­шенствования практики); рефлексивном (оценка влияния резуль­татов научных исследований на практику и внесение в нее кор­ректив).

Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.

К постоянным задачам относятся: • теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, про­тиворечий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания;

разработка новых методов, средств, форм, технологий, систем обучения, воспитания, основ инновационной педагогической деятельности;

обеспечение научно обоснованного целеполагания и планиро­вания развития системы воспитания;

анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта;

научно-методическое обеспечение управления образовательны­ми структурами;

внедрение результатов педагогических исследований в практи­ку и др.

Возникновение временных задач диктуется потребностями практики и самой науки педагогики: создание библиотек элек­тронных учебников; разработка стандартов педагогического про­фессионализма; выявление типичных стрессов в работе учителя; создание дидактических основ обучения «трудных» детей; анализ типовых конфликтов в отношениях учитель - ученик и др.

Педагогика, как и любая наука, имеет понятийный и категори­альный аппараты.

Понятие - то мысль, которая фиксирует в обобщенной форме предметы и явления действительности. Понятия необходимы в педагогике для точного обозначения элементов и явлений учебно-воспитательного процесса.

Категории - это общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные связи и отношения реальной действительности.

Понятия и категории составляют костяк науки педагогики. Они выражаются в терминах. Единая терминология нужна в нау­ке как общий язык.

К основным категориям педагогики относят в первую очередь воспитание, образование, обучение, педагогический процесс, вос­питательную систему, а также такие общенаучные категории, как развитие, формирование, социализация и др.

Воспитание как категория педагогики многозначно.

Воспитание в широком социальном смысле - это передача на­копленного опыта от старших поколений к младшим.

Воспитание в узком социальном смысле - направленное воз­действие на человека со стороны общественных институтов в це­лях формирования у него определенных знаний, взглядов, нрав­ственных ценностей, политических ориентации.

Воспитание в широком педагогическом смысле - процесс це­ленаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаи­модействие воспитателей и воспитуемых.

Воспитание в узком педагогическом смысле - процесс и ре­зультат воспитательной работы, направленный на решение кон­кретных воспитательных задач (трудовое, физическое воспита­ние). Это специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отноше­ний человека.

Таким образом, воспитание - целенаправленное формирова­ние личности на основе развития у нее: 1) определенных отноше­ний к предметам, явлениям окружающей жизни; 2) мировоззре­ния; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоз­зрения).

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как про­цесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятель­ности, отношений.

Образование как процесс - освоение в учреждениях дошколь­ного, общего, профессионального и дополнительного образова­ния, а также в результате самообразования системы знаний, уме­ний, навыков, опыта познавательной и практической деятельно­сти, ценностных ориентации и отношений.

Образование как результат - достигнутый уровень в освое­нии знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Образование как система - совокупность преемственных об­разовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

По объему знаний образование может быть начальное, сред­нее, высшее. По характеру и направленности - общее, профес­сиональное, политехническое.

Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, бла­годаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобре­тает разнообразные навыки. Под обучением можно также пони­мать специфический способ образования, направленный на раз­витие личности посредством организации усвоения обучающими­ся научных знаний и способов деятельности.

Приведем еще несколько определений понятия «обучение» из разных педагогических источников.

Обучение - совместная целенаправленная деятельность учите­ля и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие лично­сти, ее образование и воспитание (Российская педагогическая эн­циклопедия).

Обучение понимается как процесс целенаправленного взаимо­действия педагога и обучаемого или обучаемых (учителя и уча­щихся, преподавателя и студентов или слушателей), в результате которого обеспечивается развитие ученика (студента, слушателя) (О. Л. Жук).

В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, по­тенциальные способности и возможности. Обучение носит воспи­тывающий характер.

Развитие понимается как процесс и результат количествен­ных и качественных изменений различных сторон личности (ин­теллектуальной, эмоционально-волевой, действенно-практической сфер), ее взросление. В результате всех педагогических влияний, в том числе и собственных, формируется образ человека культуры.

Формирование - это процесс и результат становления лич­ности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и не­управляемых, социальных и природных факторов.

Социализация - это непрерывный процесс интеграции лич­ности в социальную систему путем адаптации и творческой само­реализации.

2. Раскройте систему педагогических наук. Покажите взаимосвязь педагогики с другими науками.

В процессе развития в педагогике стали формироваться и вы­деляться отдельные научные дисциплины.

Исторически первой появившейся педагогической наукой бы­ла общая педагогика, в которой оформились два раздела - «Ди­дактика» и «Теория воспитания». В XX в. появились еще два раз­дела - «Общие основы педагогики» и «Школоведение».

К настоящему времени педагогика представляет собой слож­ную систему педагогических наук. Структурно педагогическая наука подразделяется на историю педагогики и образования (изучает развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи), методологию педагогики (изучает общеме­тодологические теории и идеологию педагогики), общую педаго­гику (исследует основные закономерности образования), теорию обучения (дидактику) и теорию воспитания; школоведение, или менеджмент в образовании.

Педагогическая наука имеет множество отраслей, которые мо­гут быть классифицированы по разным основаниям.

Классификация по уровням образования (возрастная педагоги­ка) изучает особенности воспитания и образования человека на различных возрастных этапах. В нее входят дошкольная педаго­гика, педагогика школы, педагогика профессионально-техничес­кого образования, педагогика среднего специального образова­ния, педагогика высшей школы; педагогика последипломного об­разования; педагогика непрерывного образования и др.

Классификация по профессиональным отраслям (профессио­нальная педагогика): производственная педагогика; инженерная педагогика; художественная педагогика; театральная педагогика; военная педагогика и др.

Классификация по работе с детьми и взрослыми, имеющими особенности психофизического развития (специальная педагоги­ка) - сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабо­слышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи).

В структуру педагогической науки входят также частные ме­тодики (предметные дидактики), исследующие специфику при­менения общих закономерностей обучения к преподаванию от­дельных учебных предметов. Функцию сравнения образователь­ных теорий и систем в зарубежной и отечественной педагогике выполняет сравнительная педагогика.

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжа­ется. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как фи­лософия образования, лечебная педагогика, социальная педагоги­ка и др. Все разновидности педагогики имеют свой предмет ис­следования и в то же время составляют взаимосвязанную систе­му, дополняют друг друга и постоянно развиваются.

Связь педагогики с другими науками имеет два аспекта: первый - использование педагогикой идей, теоретических поло­жений, выводов, методов исследования, понятийного аппарата ряда других наук для разработки воспитательных теорий, вто­рой - заимствование другими науками ее отдельных методов и методик исследования.

В первую очередь, педагогика находится в тесной взаимосвя­зи с науками, которые имеют общий с педагогикой объект иссле­дования - воспитание, развитие и формирование личности. К та­ковым относятся, как их назвал К. Д. Ушинский, антропологиче­ские науки: анатомия, физиология, психология, логика, филосо­фия, география, статистика, политическая экономия, история.

Методологической основой педагогики является философия, гак как она изучает общие законы и движущие силы развития природы, человеческого общества, мышления, познания. Педаго­гика связана и с такими относительно самостоятельными облас­тями философии, как этика, эстетика.

Педагогика сотрудничает также с другими отраслями научно­го знания, с которыми на первый взгляд трудно уловить взаимо­связь: с анатомией и физиологией человека, математикой, кибер­нетикой и др.

Учебные экскурсии

Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экс­курсий. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непо­средственного ознакомления с ними.

Функции экскурсии:

• С помощью экскурсий реализуется принцип нагляд­ности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явления­ми.

• Экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

• Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хо­зяйстве.

• Экскурсии играют важную роль в профессиональ­ной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельско­го хозяйства.

В учебных программах по каждому предмету должен устанавли­ваться обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделя­ются на несколько видов.

К первому виду относятся производственные экскурсии. Эти экскур­сии планируются в курсах физики, химии, математики, экономичес­кой географии. Они предполагают посещение учащимися предпри­ятий и сельскохозяйственных объектов, новостроек т.д. Производ­ственные экскурсии помогают изучению основ современного про­изводства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.

Вторым видом являются естественно-научные экскурсии. Они прово­дятся для углубления знаний по таким предметам, как ботаника, зоо­логия, география, и др. Это экскурсии в поле, в лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т.д.

К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экс­курсии, которые проводятся по литературе и истории и предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выста­вок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т.д.

Особый, четвертый, вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Наконец, необходимо отметить и пятый вид экскурсий, которые получили название комплексных. Это такие экскурсии, которые про­водятся по нескольким предметам одновременно. Например, экс­курсия на стеклозавод может проводиться одновременно для углуб­ления знаний по физике, химии, математике, географии, и по каж­дому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик знакомят учащихся с применением этих наук на производ­стве, математик раскрывает свои вопросы, географ рассказывает об экономических связях предприятия и т.д.

Дидактические основы проведения учебных экскурсий.

В общем плане эта методика включает в себя:

а) подготовку экскурсии;

б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (за­крепление) учебного материала по теме занятий;

в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.

Большое значения прежде всего имеет подготовительная работа к экс­курсии и, в частности, четкое определение ее цели.

Подготовка экскурсии связана также с выбором объекта изучения.

Третий момент подготовки экскурсии состоит в том, чтобы по­ставить перед учащимися конкретные вопросы, на которые им следует обратить особое внимание. Наконец, при подготовке экскурсии учитель посещает ее объект и решает, кто будет выступать в качестве экскурсовода.

Второй этап составляет содержательная часть экскурсии, т.е. орга­низация учебной работы по восприятию и усвоению (или закрепле­нию) изучаемого материала во время ее проведения. Делается это с помощью рассказа, объяснения, беседы и демонстрации (показа) важнейших частей и деталей изучаемого объекта.

В процессе экскурсии необходимо заботиться об активизации мышления учащихся и побуждать их к усвоению изучаемого материа­ла. Во время экскурсии учащиеся делают записи важнейших положений темы, а также чертежи, зарисовки и т.д. Экскурсия заканчивается подведением ее итогов, обобщением того нового, что учащиеся узнали во время ее проведения.

Факультативные занятия

а) Значение факультативных занятий. Как показано в главе о со­держании образования, в учебные планы общеобразовательных школ включены факультативные занятия по предметам, которые изучаются по выбору самих учащихся. Факультативные занятия как форма обучения введены в конце 60-х – начале 70-х гг., когда прово­дилась одна из очередных перестроек содержания школьного обра­зования. Свое название они получили от латинского слова facultatis, что означает возможный, необязательный, предоставляемый на выбор.

Следовательно, факультативные занятия проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных предметов.

С помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи: а) удовлетворять запросы в более глубоком изу­чении отдельных предметов, которые интересуют учащихся, б) раз­вивать учебно-познавательные интересы, творческие способности и дарования учащихся. В этом и состоит их важное педагогическое значение.

б) Содержание и организация факультативных занятий. Как уже отмечено, факультативные занятия проводятся параллельно с изу­чением обязательных учебных предметов с целью углубления и обогащения знаний учащихся и развития их творческих способностей и дарований. Это оказывает влияние на их содержание. Оно может включать в себя более глубокое изучение отдельных тем или разде­лов учебной программы по какому-либо предмету, а также содер­жать новые темы и проблемы, выходящие за пределы программы. Для этого в помощь учителю составляются специальные программы и создаются учебные пособия по факультативным предметам.

Что же касается организации факультативных занятий, то они могут проводиться в форме обычных уроков, экскурсий, се­минаров, дискуссий и т.д. К сожалению, в школах они нередко используются не для углубления знаний и развития способностей учащихся, а для преодоления их отставания в овладении про­граммным материалом, что, естественно, искажает их смысл и ди­дактическое назначение.

Задание 12.

В учительской возник спор. Одни учителя считали, что осно­вой основ обучения является мастерство учителя формировать «аппетит» к знаниям, умение сделать интересным каждый урок.

Другие делали упор на воспитании способности преодоления трудностей и признавали мнение первых ошибочным, полагая, что интересная учеба приучает только к интересной работе, а в жизни приходится часто заниматься неинтересными, порой скучными, но нужными делами.

• Докажите, кто же из них прав? Каким должно быть совре­менное обучение?

Задание 13.

Укажите принципы обучения, определения которых приведе­ны ниже.

1. Направлен на всестороннее развитие личности и индивиду­альности учащегося.

2. Отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.

3. Одним из направлений реализации принципа является ак­тивное подключение учащихся к общественно полезной деятель­ности в школе и за ее пределами.

4. Требует учета особенностей развития учащихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических пере­грузок.

5. Эффективность обучения зависит от целесообразного при­влечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

6. Требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учени­ков, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения.

7. Он требует логического построения, как содержания, так и
процесса обучения в целом.

Задание 14.

Из предложенных ниже понятий выберите методы контроля: 1) программированный опрос; 2) мотивация; 3) усвоение зна­ний; 4) зачет; 5) устный экзамен; 6) активизация; 7) дидактиче­ские тесты; 8) дидактические требования; 9) контрольные работы; 10) проверочные работы; 11) изложения; 12) индивидуальный под­ход; 13) индивидуальный опрос; 14) сочинения; 15) управление обу­чением; 16) диктанты; 17) эмоциональное воздействие; 18) семинар­ское занятие; 39) лабораторный контроль; 20) проблемное обучение.

Задание 15.

Какие особенности процесса воспитания проявляются в дан­ной педагогической ситуации?

б) Как-то учителя с большим стажем работы поспорили, что
считать результатом своей педагогической работы?

Я доволен - у меня отстающих нет. Да и троечников немного. Мои отметки подтверждают экзамены в вуз, - заметил один.

Горжусь тем, что многие мои выпускники стали крупными специалистами, - добавил другой.

- А меня волнует, какими они станут людьми, какой будет их последующая деятельность, как они будут воспитывать своих де­тей, - заключил третий.

- Можно ли по этим высказываниям сделать вывод о различии задач, которые эти учителя ставят и решают в процессе учебно-воспитательной работы ?

Задание 19.

Выпишите из нижеприведенных положений (укажите соот­ветствующие буквы):

1)закономерности воспитания;

2)принципы воспитания:

а) зависимость воспитания от уровня социально-экономи­ческого развития общества и его культуры; б) гуманистиче­ская направленность воспитания; в) социальная адекватность воспитания; г) ориентация воспитания на развитие личности путем присвоения ею социального опыта, культуры и духов­ных ценностей; д) воспитание личности происходит в обще­нии и деятельности; е) характер воспитания определяется объективными потребностями производства; ж) сочетание уважения и требовательности к личности; з) целостность и непротиворечивость воспитательных влияний; и) опора на положительное в человеке; к) активность личности в вос­питании; л) зависимость саморазвития личности от степени индивидуализации и творческой направленности процесса воспитания.

Задание 20

С учениками X класса классный руководитель договорилась пойти на экскурсию в художественный музей, но к указанному часу пришли 9 человек из 24, в основном девочки. Следующим был урок литературы. Учительница начала урок как обычно, не напоминая ученикам о неявке на экскурсию, хотя чувствовала, что они этого ожидают. Ребята были удивлены, что их не ругают. В конце урока учительница попросила приготовить листок бумаги и попросила каждого, кто не пришел на экскурсию, объяснить при­чину Сначала провинившиеся думали, что это легко, но оказалось, что неправду написать трудно, когда бываешь наедине с собой и не надо оправдываться перед учителем.

- Права ли учительница, выбравшая письменную форму выясне­ния причины неявки учащихся на экскурсию? С какой целью она это сделала?

Как бы вы поступили в подобной ситуации? Ответ обоснуйте.

Специальность 2-02 03 08 «Иностранный язык (английский)»

IV курс, группа 219

Педагогика

Теоретические вопросы для комплексной контрольной работы

1.Охарактеризуйте предмет педагогики как науки и её основные категории: воспитание, образование, обучение.

Педагогику можно определить, как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образова­нии человека, которая раскрывает закономерности педагогиче­ского процесса, а также становления и развития личности в педа­гогическом процессе. Она изучает сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического про­цесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Педагогика познает свой объект - растущего, развивающего­ся посредством специально организованного процесса воспитания человека - в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем. Образование, обусловливающее разви­тие человеческого индивида, и будет являться объектом педаго­гической науки.

Предметом педагогики являются определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления педагогического процесса.

Педагогика выполняет одновременно теоретическую и техно­логическую функции.

Теоретическая функция реализуется на трех уровнях: описа­тельном или объяснительном (изучение передового педагогиче­ского опыта); диагностическом (выявление состояния педагоги­ческих явлений и причин этого); прогностическом (построение моделей преобразования педагогической действительности). Тех­нологическая функция тоже реализуется на трех уровнях: проек­тивном (разработка нормативного плана педагогической деятель­ности); преобразовательном (внедрение новшеств в целях совер­шенствования практики); рефлексивном (оценка влияния резуль­татов научных исследований на практику и внесение в нее кор­ректив).

Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.

К постоянным задачам относятся: • теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, про­тиворечий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания;

разработка новых методов, средств, форм, технологий, систем обучения, воспитания, основ инновационной педагогической деятельности;

обеспечение научно обоснованного целеполагания и планиро­вания развития системы воспитания;

анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта;

научно-методическое обеспечение управления образовательны­ми структурами;

внедрение результатов педагогических исследований в практи­ку и др.

Возникновение временных задач диктуется потребностями практики и самой науки педагогики: создание библиотек элек­тронных учебников; разработка стандартов педагогического про­фессионализма; выявление типичных стрессов в работе учителя; создание дидактических основ обучения «трудных» детей; анализ типовых конфликтов в отношениях учитель - ученик и др.

Педагогика, как и любая наука, имеет понятийный и категори­альный аппараты.

Понятие - то мысль, которая фиксирует в обобщенной форме предметы и явления действительности. Понятия необходимы в педагогике для точного обозначения элементов и явлений учебно-воспитательного процесса.

Категории - это общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные связи и отношения реальной действительности.

Понятия и категории составляют костяк науки педагогики. Они выражаются в терминах. Единая терминология нужна в нау­ке как общий язык.

К основным категориям педагогики относят в первую очередь воспитание, образование, обучение, педагогический процесс, вос­питательную систему, а также такие общенаучные категории, как развитие, формирование, социализация и др.

Воспитание как категория педагогики многозначно.

Воспитание в широком социальном смысле - это передача на­копленного опыта от старших поколений к младшим.

Воспитание в узком социальном смысле - направленное воз­действие на человека со стороны общественных институтов в це­лях формирования у него определенных знаний, взглядов, нрав­ственных ценностей, политических ориентации.

Воспитание в широком педагогическом смысле - процесс це­ленаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаи­модействие воспитателей и воспитуемых.

Воспитание в узком педагогическом смысле - процесс и ре­зультат воспитательной работы, направленный на решение кон­кретных воспитательных задач (трудовое, физическое воспита­ние). Это специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отноше­ний человека.

Таким образом, воспитание - целенаправленное формирова­ние личности на основе развития у нее: 1) определенных отноше­ний к предметам, явлениям окружающей жизни; 2) мировоззре­ния; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоз­зрения).

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как про­цесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятель­ности, отношений.

Образование как процесс - освоение в учреждениях дошколь­ного, общего, профессионального и дополнительного образова­ния, а также в результате самообразования системы знаний, уме­ний, навыков, опыта познавательной и практической деятельно­сти, ценностных ориентации и отношений.

Образование как результат - достигнутый уровень в освое­нии знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Образование как система - совокупность преемственных об­разовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

По объему знаний образование может быть начальное, сред­нее, высшее. По характеру и направленности - общее, профес­сиональное, политехническое.

Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, бла­годаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобре­тает разнообразные навыки. Под обучением можно также пони­мать специфический способ образования, направленный на раз­витие личности посредством организации усвоения обучающими­ся научных знаний и способов деятельности.

Приведем еще несколько определений понятия «обучение» из разных педагогических источников.

Обучение - совместная целенаправленная деятельность учите­ля и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие лично­сти, ее образование и воспитание (Российская педагогическая эн­циклопедия).

Обучение понимается как процесс целенаправленного взаимо­действия педагога и обучаемого или обучаемых (учителя и уча­щихся, преподавателя и студентов или слушателей), в результате которого обеспечивается развитие ученика (студента, слушателя) (О. Л. Жук).

В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, по­тенциальные способности и возможности. Обучение носит воспи­тывающий характер.

Развитие понимается как процесс и результат количествен­ных и качественных изменений различных сторон личности (ин­теллектуальной, эмоционально-волевой, действенно-практической сфер), ее взросление. В результате всех педагогических влияний, в том числе и собственных, формируется образ человека культуры.

Формирование - это процесс и результат становления лич­ности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и не­управляемых, социальных и природных факторов.

Социализация - это непрерывный процесс интеграции лич­ности в социальную систему путем адаптации и творческой само­реализации.

2. Раскройте систему педагогических наук. Покажите взаимосвязь педагогики с другими науками.

В процессе развития в педагогике стали формироваться и вы­деляться отдельные научные дисциплины.

Исторически первой появившейся педагогической наукой бы­ла общая педагогика, в которой оформились два раздела - «Ди­дактика» и «Теория воспитания». В XX в. появились еще два раз­дела - «Общие основы педагогики» и «Школоведение».

К настоящему времени педагогика представляет собой слож­ную систему педагогических наук. Структурно педагогическая наука подразделяется на историю педагогики и образования (изучает развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи), методологию педагогики (изучает общеме­тодологические теории и идеологию педагогики), общую педаго­гику (исследует основные закономерности образования), теорию обучения (дидактику) и теорию воспитания; школоведение, или менеджмент в образовании.

Педагогическая наука имеет множество отраслей, которые мо­гут быть классифицированы по разным основаниям.

Классификация по уровням образования (возрастная педагоги­ка) изучает особенности воспитания и образования человека на различных возрастных этапах. В нее входят дошкольная педаго­гика, педагогика школы, педагогика профессионально-техничес­кого образования, педагогика среднего специального образова­ния, педагогика высшей школы; педагогика последипломного об­разования; педагогика непрерывного образования и др.

Классификация по профессиональным отраслям (профессио­нальная педагогика): производственная педагогика; инженерная педагогика; художественная педагогика; театральная педагогика; военная педагогика и др.

Классификация по работе с детьми и взрослыми, имеющими особенности психофизического развития (специальная педагоги­ка) - сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабо­слышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи).

В структуру педагогической науки входят также частные ме­тодики (предметные дидактики), исследующие специфику при­менения общих закономерностей обучения к преподаванию от­дельных учебных предметов. Функцию сравнения образователь­ных теорий и систем в зарубежной и отечественной педагогике выполняет сравнительная педагогика.

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжа­ется. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как фи­лософия образования, лечебная педагогика, социальная педагоги­ка и др. Все разновидности педагогики имеют свой предмет ис­следования и в то же время составляют взаимосвязанную систе­му, дополняют друг друга и постоянно развиваются.

Связь педагогики с другими науками имеет два аспекта: первый - использование педагогикой идей, теоретических поло­жений, выводов, методов исследования, понятийного аппарата ряда других наук для разработки воспитательных теорий, вто­рой - заимствование другими науками ее отдельных методов и методик исследования.

В первую очередь, педагогика находится в тесной взаимосвя­зи с науками, которые имеют общий с педагогикой объект иссле­дования - воспитание, развитие и формирование личности. К та­ковым относятся, как их назвал К. Д. Ушинский, антропологиче­ские науки: анатомия, физиология, психология, логика, филосо­фия, география, статистика, политическая экономия, история.

Методологической основой педагогики является философия, гак как она изучает общие законы и движущие силы развития природы, человеческого общества, мышления, познания. Педаго­гика связана и с такими относительно самостоятельными облас­тями философии, как этика, эстетика.

Педагогика сотрудничает также с другими отраслями научно­го знания, с которыми на первый взгляд трудно уловить взаимо­связь: с анатомией и физиологией человека, математикой, кибер­нетикой и др.

Наши рекомендации