Иностранный язык (английский). Белорусский язык

Вопросы к экзамену

По учебной дисциплине «Общее языкознание»

Для специальностей

Английский язык. Немецкий язык

Иностранный язык (английский). Белорусский язык

1) Предмет, задачи и внутренняя структура языкознания как научной дисциплины.

2) Связь языкознания с другими науками. Междисциплинарные научные дисциплины на стыке языкознания и других наук.

3) Методы лингвистических исследований.

4) Основные проблемы современного языкознания.

5) Языковые антиномии (неустранимые противоречия) как внутренние факторы изменений в языке.

6) Внеязыковые (социальные) факторы языковых изменений. Язык и история.

7) Внеязыковые (психологические) факторы языковых изменений. Изменения в языке, обусловленные развитием человеческого мышления.

8) Типы языковых изменений.

9) Основные процессы, обусловленные контактированием языков: дифференциация и интеграция; дивергенция и конвергенция.

10) Понятие о субстрате, суперстрате и адстрате.

11) Причины и характер языковых изменений на фонетико-фонологическом уровне.

12) Причины и характер изменений в грамматике.

13) Причины и характер изменений в лексике.

14) Темпы языковых изменений.

15) Необходимость и случайность языковых изменений.

16) Универсальное в истории языков.

17) Понятие о семиотике. Определение и структура знака. План содержания и план выражения знака. Субзнаки.

18) Основные классификации знаковых систем.

19) Типы знаковых систем в зависимости от происхождения.

20) Типы знаков в зависимости от характера связи означающего и означаемого в различных знаковых системах.

21) Понятие об одноуровневых и неодноуровневых семиотиках. Преимущества многоуровневой организации знаковой системы.

22) Уровневое строение языка. Взаимодействие и корреляция уровней языковой структуры. Понятие об изоморфизме.

23) Различие знаковых систем по их генезису. Различия в онтогенезе усвоения важнейших семиотик особью (или индивидом).

24) Различия в составе функций, которые выполняет та или иная семиотика в психической или зоопсихической деятельности. Различия между семиотиками в характере и объеме передаваемой информации; различия в способности разных семиотик меняться.

25) Различия между семиотиками в характере и степени мотивированности плана выражения знаков. Различия в уровневом строении семиотик.

26) Основные функции языка.

27) Основные функции речи.

28) Формы существования языка.

29) Своеобразие языка как общественного явления.

30) Социолингвистическая типология языковых ситуаций.

31) Понятие о диглоссии.

32) Психолингвистическая типология двуязычия.

33) Понятие об интерференции.

34) Пиджин-языки. Креольские языки. Клуб мировых языков. Языки ООН.

35) Национально-языковая политика.

36) Язык и культура. Теория лингвистической относительности.

37) «Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра и его влияние на современное языкознание. Основные положения структурализма.

38) Противопоставление языка и речи.

39) Единицы языка и единицы речи.

40) Отношение речи и языка к норме (узусу).

41) Системный характер языка. Понятие значимости в концепции Ф. де Соссюра.

42) Фонологическая система и ее подсистемы.

43) Грамматическая система и ее подсистемы.

44) Лексическая система и ее подсистемы.

45) Характер системной организации словаря в сравнении с фонологической системой и системой грамматических категорий.

46) Теория оппозиций и ее значение для исследования фонологических, грамматических и лексических систем.

47) Парадигматические и синтагматические отношения между языковыми единицами.

48) Диахрония и синхрония. Взаимосвязь синхронного и диахронного подходов в изучении языка.

49) Основные формы выражения и аспекты плана содержания языкового знака.

50) Типы языковых значений.

51) Типы граммем.

52) Граммемы, грамматические категории, план содержания грамматической системы языка. Особенности отражения объективной действительности в грамматической семантике.

53) Соотношение грамматической и лексической семантики в языках мира.

54) План содержания слова. Различие между содержанием лексического значения слова и содержанием понятия.

55) Лексема и ее лексико-семантические и формальные варианты. Пределы варьирования и проблема тождества слова.

56) Структура лексического значения.

57) Устойчивость и идиоматичность сочетаний лексем. Фразеология.

58) Генетические, ареальные и типологические факторы, детерминирующие сходство языков. Способы систематизации языков по сходству и соответствующие им классы языков: языковая семья, языковой союз и языковой тип. Понятие о типологических закономерностях.

59) Понятие о типах языков. Основные направления типологических исследований. Типологические классификации.

60) Фонетико-фонологическая типология языков. Распространенные и редкие классы звуков. Типы звуковых цепей и слоговых структур.

61) Морфологические типы языков: аналитические, синтетические и полисинтетические языки. Количественные методы в типологии.

62) Агглютинация и фузия как два типа морфологической организации слова.

63) Лексическая типология. Понятие о типе лексикона.

64) Функциональная (социолингвистическая) типология языков.

65) Понятие о лингвистических универсалиях. Виды универсалий.

66) Фонетико-фонологические универсалии.

67) Морфологические и синтаксические универсалии.

68) Семантические универсалии. Универсалии, связанные с семиотическими свойствами языка.

69) Диахронические универсалии.

70) Место типологии и лингвистики универсалий в науке о языке. Типология и сравнительно-историческое языкознание. Сопоставительные и контрастивные исследования языков.

71) Язык и основные познавательные процессы. Несводимость познания к речемыслительным процессам. Виды невербального мышления.

72) Психолингвистическая трактовка языка в качестве устройства для порождения и восприятия текста (речи). Виды речевой деятельности.

73) Основные этапы порождения речи. Понятие внутренней речи. Глубинные и поверхностные синтаксические структуры.

74) Основные этапы и особенности восприятия речи. Связь процессов порождения и восприятия речи. Понятие пресуппозиции.

Наши рекомендации