Педагогический процесс как система, своеобразие педагогического процесса в группах детей раннего и дошкольного возраста.

Зная общую цель воспитания детей дошкольного возраста и исходящие из нее конкретные задачи, ра­ботники дошкольных образовательных учреждений, опираясь на предложенные им программы, определя­ют содержание процесса обучения, воспитания и раз­вития детей различных возрастных групп.

Прежде чем знакомиться с содержанием учебно-воспитательного процесса, следует усвоить сущность воспитательного процесса в дошкольном учреждении.

В воспитательном процессе можно выделить ряд тесно связанных между собой компонентов: цель вос­питания и развития детей, формы и методы, направ­ленные на реализацию цели и содержания воспитания, предполагаемый результат.

Воспитательный процесс– это специально орга­низованный процесс для получения определенного ре­зультата на каждом возрастном этапе развития ребенка.

Это процесс двусторонний. В нем участвуют воспи­татели и воспитуемые. Дети в процессе воспитания являются и объектом, и субъектом воспитания. По отно­шению к воспитателю ребенок выступает как объект, на которого направлены воздействия взрослого, а сам по отношению к сверстникам и другим детям может выступать как субъект воспитания. Например, в про­цессе игровой деятельности ребенок предъявляет тре­бования выполнять правила игры к другим детям; по отношению к этим детям он является своеобразным субъектом воспитания.

Следует помнить, что воспитательный процесс будет только в том случае эффективным, если ребенок проявляет заинтересованность и активность.

Процесс воспитания дошкольников длительный и непрерывный, результат его проявляется не сразу. Толь­ко в старшей группе детского сада более или менее отчетливо видны результаты деятельности воспитателя, музыкальных работников, педагога по физическому воспитанию, педагога психолога. В полной мере резуль­таты воспитательного процесса проявляются только в школе. Поэтому педагоги дошкольных образовательных учреждений должны наблюдать за своими выпускника­ми, обучающимися в начальных классах школы. Это поможет увидеть положительные результаты своей де­ятельности, отметить недостатки и должным образом провести корректировку воспитательного процесса.

Результаты воспитания по отношению к разным детям не могут быть одинаковыми. Это объясняется индивидуальными особенностями ребенка, неравно­мерностью его психического и физического развития. Большое внимание на результат воспитания оказывает жизненный опыт воспитанников, их семьи и окруже­ния. Поэтому воспитатель при организации процесса воспитания должен учитывать всю совокупность вос­питательных влияний, их взаимосвязь, особое внима­ние обращая, на те факторы, которые могут оказать отрицательное воздействие на ребенка.

В воспитательном процессе дети вступают в сис­тему отношений: к окружающему миру, к природе, к сверстникам и взрослым, играм и занятиям и т. д. Что­бы вникнуть во внутренний мир ребенка, необходимо постоянно анализировать те отношения, в которые он вступает в процессе активной и разнообразной деятель­ности. Задача воспитателей заключается в том, чтобы в ходе воспитательного процесса целенаправленно и сознательно направлять складывающиеся отношения воспитанников, не забывая при этом о личностно-ориентированной педагогике.

Воспитательный процесс не остается неизменным, он постоянно развивается и изменяется. Это обусловле­но возрастными, индивидуальными особенностями де­тей, новыми теоретическими положениями психологии, физиологии и педагогики.

Движущие силы, которые определяют изменчи­вость, подвижность воспитательного процесса, связа­ны с противоречивостью развития личности ребенка и самого процесса воспитания. Противоречия могут быть ‘ внешними и внутренними.

Внешние противоречия связаны как с деятельнос­тью воспитателя, так и с деятельностью воспитанни­ков. С первых дней пребывания в детском саду дети включаются в его режимные моменты, осваивают оп­ределенные правила и нормы поведения в группе, на занятиях, на прогулке. Все эти требования исходят от взрослых. Но часто в силу домашнего воспитания, осо­бенностей физического и психического развития, дети не готовы к выполнению поставленных перед ними правил, задач, требований. Возникает противоречие. Чтобы этого не происходило, все правила, задачи, нор­мы поведения должны быть продуманы и приведены в соответствие с возрастными возможностями детей, уровнем их развития, с одной стороны, и целями вос­питательного процесса – с другой. При этом необхо­димо рассчитывать на «зону ближайшего развития» ребенка, на формирующиеся функции.

К внутренним противоречиям воспитательного про­цесса относится противоречие между возрастающими внешними требованиями к ребенку и его личными стремлениями. Несоответствие между притязаниями ребенка и его возможностями также ведет к возникно­вению внутреннего противоречия.

Все противоречия в воспитательном процессе долж­ны быть разрешены. Преодоление противоречий спо­собствует развитию и воспитанию ребенка.

Систему воспитания и развития определяют прин­ципы воспитания, принятые педагогической наукой.

Система воспитательной работы дошкольных об­разовательных учреждений организуется по следую­щим принципам:

• воспитание личности в процессе деятельности;

• единство требований к воспитаннику и уважение его личности;

• сочетание педагогического руководства и развитием инициативы, творчества и самодеятельности детей;

• соответствие воспитания возрастным и индивиду­альным особенностям детей.

Главными факторами воспитания и развития лич­ности являются деятельность и общениеребенка. Именно эти факторы определяют процесс психичес­кого развития и воспитания ребенка, формирование его взглядов, суждений, оценок, отношений и в конечном итоге – формирование качеств личности.

В процессе специально организованной деятель­ности с ее определенным содержанием дети овладева­ют культурными ценностями общества, приобретают навыки общения со сверстниками и взрослыми.

От возраста к возрасту деятельность детей изме­няется – расширяется, наполняется новым содержа­нием, становится более сложной. Воспитатель до­школьного учреждения, организуя деятельность детей, определяет ее конечный результат и таким образом влияет на их развитие.

В дошкольном возрасте ведущими видами деятель­ности являются – игровая, познавательная, художе­ственно-эстетическая, предметная, оздоровительная.

Все вышеперечисленные виды деятельности нахо­дят место в воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений, но при этом имеются специфические особенности их использования в рабо­те с детьми различных возрастных групп.

Опираясь, на теорию деятельности А.Н. Леонтье­ва, можно утверждать, что развитие психики зависит не просто от любой деятельности ребенка, а от веду­щей деятельности. Каждая возрастная группа детей в своем развитии характеризуется своим видом ведущей деятельности. Для дошкольников такой ведущей дея­тельностью является сюжетно-ролевая игра. Но для психического развития детей дошкольного возраста и их воспитания важную роль играет общение (как вид деятельности, присущей человеку), конструирование, изобразительная деятельность.

Принцип единства требований к ребенку и ува­жение его личностиориентирует педагогов на гуман­ное отношение к ребенку, на создание доброжела­тельного микроклимата в детском коллективе. Воспитатель должен не только заботиться о детях, но, самое главное, в каждом ребенке видеть личность, которая имеет свое мнение

Это право ребенка на самостоятельное мнение следует уважать, ни при каких обстоятельствах не унижать его достоинство, не допускать придирчивости и предвзятости. Требова­ния к ребенку должны быть понятными ему, соответ­ствовать его возможностям.

Воспитательный процесс управляем. Главная фигу­ра в нем – педагог, организующий деятельность детей. Поэтому принцип сочетания педагогического руковод­ства и развития инициативы и самодеятельности де­тейзанимает важное место в воспитательном процес­се. На основе этого принципа строится вся работа с детьми, т. е. определяются ее содержание, формы и методы. Содержание игр, музыкальных занятий, обще­ние с природой должны способствовать развитию са­мостоятельности, инициативы детей. Особенно хорошо это заметно в сюжетно-ролевых играх детей. Конечно, воспитатель должен учитывать, что самостоятельность и инициатива детей дошкольного возраста носят отно­сительный характер, так как дети имеют еще незначи­тельный жизненный опыт.

Принцип соответствия воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей ориентирует до­школьных работников на личностную модель воспита­ния. Воспитатели должны постоянно изучать детей, хорошо знать особенности их психического и физиоло­гического развития на каждом возрастном этапе. Для каждого ребенка воспитатель должен быть добрым, четким, уметь привлекать и правильно оценивать его дела, поведение. Поэтому воспитателю особенно важно знать внутренний мир каждого ребенка, домашнюю обстановку. Сами дошкольники очень эмоциональны, и каждое замечание от взрослых они часто воспринима­ют неадекватно своему поведению.

Зная цель, задачи, сущность процесса воспитания его основные принципы, можно определить направле­ния и содержание учебно-воспитательного процесса дошкольников.

Наши рекомендации