Организация и этапы педагогического исследования.
МЕТОДОЛОГИЯ - учение о методе (гр.) - занимается теоретическими проблемами путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования как творческого процесса.
ЦЕТ0ДЫ - это пути и способы, которыми наука получает факты. Факты - это воздух ученого (И.П.Павлов).
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решений разнообразных научно-педагогических проблем.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - поиск путей, средств и методов усовершенствования педагогического процесса.
Исследование представляет собою процесс, ведущий к формированию новых научных знаний. Существуют различные виды исследования. По продолжительности исследования делятся на краткосрочные и долгосрочные. С познавательной точки зрения исследования можно классифицировать в соответствии с их различием по глубине познания:
а) описательные (диагностические) - например, определяют уровень готовности ребенка к школе;
б) исследования эксплимативные, объясняющие явления и их причины;
в) аксплоративные исследования (открывают новые процессы).
В зависимости от цели и задач исследование может постичь свой предмет с разной мерой полноты: частные (специальные) и комплексные.
Основой научного исслед-я явл-ся следующие положения:
1) объективность рассмотрения явления;
2) необходимость рассмотрения фактов относительно других;
3) важность изучения особенностей поведения, физических качеств, трудовых навыков и т.д. в развитии;
4) необходимость поиска внутренних противоречий;
5) рассмотрение явлений как единство противоположностей;
6) соединение анализа и синтеза.
Психолого-педагогическое исследование включает 5 этапов.
1 этап. Определение проблемы и постановка цели исследования.
Изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, обобщение передового педагогического опыта, формулировка гипотезы исследования, определение задач исследования. Научное исследование включает следующие характеристики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики.
П атап. Проведение поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Ш этап. Формирование теоретических выводов, обработка полученных фактов, сопоставление итогов с первоначальными данными.
IV этап. Оформление результатов научного исследования.
V этап. Внедрение результатов исследования в практику работы
дошкольных учреждений, школ, вузов и т.д.(подготовка тезисов выступлений, статей, методических пособий и др.).
4. Общая характеристика дошкольного образования как педагогической системы.
Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством уровней (образовательных цензов), удостоверенных соответствующим документом (Закон РФ «Об образовании»).
Дошкольное образование как разносторонний, целенаправленный, функционально единый процесс воспитания и обучения, обеспечивающий физическое и психическое развитие ребенка, своевременный переход его на следующую ступень образовательной системы.
Система образования – социальный институт, обеспечивающий передачу подрастающему поколению знаний, умений, навыков, накопленных обществом.
Образовательная система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих материально-технических, финансовых, кадровых, правовых, программно-методических элементов (ресурсов), учебно-воспитательного процесса и его результатов.
Система дошкольного образования – это совокупность основных общеобразовательных программ, сети дошкольных организаций, системы органов управления, ФГОС 2013 г. (в силе с 1 января 2014).
Деятельность ДОО строится на основе ФЗ РФ «Об образовании в РФ» (№273 от 29.12.2012), ФГОС дошкольного образования от 2013 г., Устава ДОО, образовательной программы.
Ø ФЗ – основные понятия, принципы образования. 15 глав: Общие положения; Система образования; Лица, осуществляющие образовательную деятельность; Обучающиеся и их родители (законные представители); Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность; Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений; Общее образование; Профессиональное образование; Дополнительное образование; Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся; Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности; Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования; Международное сотрудничество в сфере образования; Заключительные положения
Статья 23. Дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
Глава 7 Статья 64. Дошкольное образование
1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ø Устав (согласно ФЗ) - Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:
1) тип образовательной организации;
2) учредитель или учредители образовательной организации;
3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом.
Ø ФГОС состоит из четырех разделов: Общие положения (устанавливает нормы, обязательные для всех ДОО), Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему (4 направления развития детей, содержание образовательных областей, принципы построения программы, структура и объем программы), Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде), Требования к результатамосвоения основной образовательной программы дошкольного образования (представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования).
1.4. Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.8. Стандарт включает в себя требования к:структуре Программы и ее объему;условиям реализации Программы;результатам освоения Программы.
2.6. Определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие;познавательное развитие; речевое развитие;художественно-эстетическое развитие; физическое развитие (подробно см. билет 1).
Ø Концепция дошкольного образования (1989) – документ, определивший основные положения, пути совершенствования ДО, гуманизацию, отказ от стереотипов, идеологизацию образовательного процесса, разработку новых образовательных программ, создание предметно-развивающей среды, изменение стиля общения, взаимодействие педагогов и детей.
Ø Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (2011) определяет задачи, виды ДОО, организацию деятельности, комплектование групп, характеристику участников образовательного процесса, управление ДОО.
6. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
- воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
6.4. Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России.
Дошкольные организации выполняют социальную функцию (оказание помощи родителям в воспитании детей), педагогическую функцию (осуществляют развитие детей с учетом индивидуальных особенностей).
Цель ДОО – всестороннее развитие дошкольников.
Задачи ДОО:
1. Охрана жизни и здоровья, физическое развитие детей.
2. Обеспечение индивидуального, социально-личностного, художественно-эстетического развития, приобщение детей к общественным ценностям.
3. Осуществление коррекции в развитии детей.
4. Взаимодействие, сотрудничество с семьей.
Дошкольная организация – общественно-социальное учреждение.
С соответствии с Типовым положением система дошкольных образовательных учреждений включает следующие виды:
• Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др).
• Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
•Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий и процедур;
•Детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;
• Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекция и оздоровление всех детей.
ДОО могут посещать дети с двух до семи лет. Орган управление – педсовет.
Система управления ДО в стране включает на федеральном уровне Министерство образования и науки РФ; на региональном – органы управления образованием областей, городов, районов, краев, автономных республик (Мин-во обр. и науки мурманской области); на муниципальном – городские, районные органы управления образованием или отдел образования при администрациях (Комитет образования); на уровне управления конкретной образовательной организации – органы самоуправления (общее собрание и совет педагогов).
6.5. Основные направления развития дошкольников в соответствии с ФГОС (см. билет 1).
Таким образом, система ДО – это динамичная, развивающаяся, сложная система, включающая образовательные программы, ФГОС, сеть дошкольных организаций, систему органов управления.