Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Оренбургский государственный университет»
ОТЧЕТ ПО
По учебной (научно-исследовательской по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) практике
студента(ки) _________________________________
(Ф.И.О.)
___курса факультета __________________________
____________________________________________
ОГТИ (филиала) ОГУ
в МАОУ «СОШ № ___ г. _________»
Факультетский руководитель:_____________
______________________________________
(Ф.И.О., уч.звание)
Орск 20__
Содержание
Информационная страница……………………………………………………..5
Цели учебно-исследовательской практики……………………........................5
Задачи учебно-исследовательской практики…………………….....................5
Права и обязанности студентов-практикантов………………………………..6
Расписание занятий и звонков………………………………………………….7
Список учащихся класса………………………………………………………..7
Сетка размещения учащихся в классе…………………………………………8
Индивидуальный план работы студента на каждый день……………………9
Материалы для изучения готовности детей к обучению в школе………….10
Учебно-исследовательская деятельность студентов………………………...19
Отчет о прохождении практики…………………………………………….....20
Итоги практики………………………………………………………………...22
Отчетная документация практики…………………………………………....21
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики……........24
Форма промежуточной аттестации (по итогам практики)…………………..25
Приложение…………………………………………………………………….26
Информационная страница
1. Полное название образовательного учреждения (базы практики)
______________________________________________________________________________________________________________________________
2. Юридический адрес образовательного учреждения (базы практики), телефон _____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сроки проведения практики_____________________________________
4. Класс, закрепленный за практикантом____________________________
5. Фамилия, имя, отчество, квалификационная категория учителя _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
6. Фамилия, имя, отчество директора образовательного учреждения ______________________________________________________________________________________________________________________________
7. Фамилия, имя, отчество завуча начальных классов образовательного учреждения _____________________________________________________
_______________________________________________________________
8. Образовательная программа, по которой обучаются учащиеся закрепленного класса ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цели практики
Целями практики являются:
1) закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося;
2) приобретение им практических навыков и компетенций в области педагогики и психологии;
3) приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности по организации первых дней ребенка в школе.
Задачи практики
Задачами практики являются:
1) ознакомление студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в первые дни обучения ребенка в школе;
2) ознакомление с особенностями планирования и организации работы учителя с первоклассниками и их родителями в первые недели учебного года;
3) формирование у студентов умений, связанных с выявлением уровня подготовленности детей к обучению в школе, а также условий социально-педагогической и психологической адаптации;
4) раскрытие преемственности в работе с детьми дошкольных учреждений, семьи, школы.
4 Права и обязанности студентов-практикантов
Студенты-практиканты имеют право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики от педагогического института, администрации, учителям образовательных учреждений, вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации практики; участвовать с согласия администрации в конференциях, педсоветах, производственных совещаниях, пользоваться библиотекой, кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями.
Студенты-практиканты должны выполнять все виды работ, предусмотренные положением о педагогической практике на факультете, тщательно готовиться к каждому уроку и проведению внеклассной работы, быть для учащихся образцом трудолюбия, организованности, вежливости, аккуратности, активно участвовать в общественной жизни коллектива образовательного учреждения.
Студентам-практикантам необходимо подчиняться правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения. Выполнять распоряжения администрации и руководителей практики.
Во время практики студент-практикант обязан ежедневно посещать образовательное учреждение, в котором проходит практику (за исключением выходных).
Студент-практикант обязан:
- участвовать в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике;
- своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики;
- проводить учебно-воспитательную работу, направленную на развитие, обучение и воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса;
- тщательно готовиться к каждому уроку и к проведению внеклассного мероприятия;
В случае невыполнения требований, предъявляемых практикантам, они могут быть отстранены от прохождения практики.
Студентам, отстранённым от практики или получившим по ней неудовлетворительную оценку, по решению Совета факультета назначается повторное прохождение педагогической практики без отзыва от учебных занятий в институте.
На период практики один из студентов-практикантов в каждой школе назначается старостой группы. В обязанности старосты входит: учёт посещаемости практикантами образовательного учреждения, оповещение их о коллективных консультациях и семинарах, выполнение поручений руководителей практики, сбор и передача групповым руководителям материалов отчётности студентов-практикантов после окончания практики.
Список учащихся класса
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Интересы, увлечения |
7 Сетка размещения учащихся в классе
Учитель |
8 Индивидуальный план работы студента на каждый день
Дата | День | План педагогической деятельности | Подпись учителя |
Примечание
Примерные виды деятельности студента:
Воспитательная работа. Разработка и проведение классного часа – знакомства с учащимися. Наблюдение и анализ организации учителем внеурочной деятельности. Участие в проведении классных часов и воспитательных мероприятий, проводимых учителем. Проверка дневников и тетрадей. Участие в проведении игр по организации перемен и занятий второй половины дня школьников. Разработка и проведение одного зачетного воспитательного дела. Просветительская работа с родителями учащихся. Присутствие на родительском собрании. Составление психолого-педагогической характеристики личности младшего школьника. Индивидуальная работа с учащимися.
Учебно-методическая деятельность. Посещение и анализ уроков, проводимых учителем. Диагностика готовности первоклассников к обучению.
Исследовательская деятельность. Выполнение творческих исследовательских заданий.
Начальных классов
(автор Н.Г.Лусканова)
Форма проведения: групповая, предлагаются вопросы в устной форме, дети фиксируют ответы в виде цифр 0, 1 , 3.
Инструкция:
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень - 1
- нравится - 3
- не нравится - 0
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома -0
- бывает по-разному - 1
- иду с радостью - 3
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
- не знаю - 1
- остался бы дома 0
- пошел бы в школу 3
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится 3
- бывает по-разному - 1
- нравится - 0
Ж) Темп деятельности
1) соответствует средним показателям возрастной группы;
2) ниже средних показателей возрастной группы;
3) намного ниже средних показателей возрастной группы.
з) Учебные знания, умения(перечислить имеющиеся), указать конкретно, с каким запасом учебных умений ребенок идет в школу (знание букв, элементарные математические представления и др.,)
Вывод.Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности:
1) Выше среднего, средний (развитие большинства показателей оценивается первым уровнем);
2) Ниже среднего (развитие большинства показателей оценивается вторым уровнем);
3) Низкий (развитие большинства показателей оценивается третьим уровнем);
4) Очень низкий (развитие интеллектуальных умений оценивается четвертым уровнем при оценке большинства показателей третьим).
10 Учебно-исследовательская деятельность студентов
1) Задания студентам для наблюдений и изучения
1. Как школа выявила детей, подлежащих обучению.
2. Принципы комплектования классов.
3. Организация встречи первоклассников, участие в этом учителей, администрации, старшеклассников, родителей.
4. Оформление школы и класса.
5. Планирование работы учителя в первую неделю.
6. Изучить приемы работы учителя.
- по рассаживанию детей за парты;
- по выработке у детей навыков обращения с учебными принадлежностями;
- по использованию разных форм и методов, вызывающих интерес и устойчивое внимание у детей;
- по использованию наглядности в первую неделю и ее специфики;
7. Проанализировать:
- психологические особенности детей: речь, мышление, внимание, интересы;
-восприятие и выполнение учащимися указаний учителя;
- индивидуальную работу с детьми, в том числе со стеснительными детьми, с капризными, непоседливыми;
- использование учителем содержания материала урока в воспитательных целях;
- способы выявления знаний, умений, интересов и способностей, общественно-политических представлений детей и представлений у них об окружающей природе;
- приемы работы учителя, направленные на формирование коллективистских чувств у детей и культуры поведения.
8. Проследить, в каком порядке дети расходятся домой.
9. Изучить организацию работы с родителями в первую неделю.
Примерные темы для выступления на итоговой конференции
1. Характеристика первоклассников (опыт педагогических зарисовок).
2. Проявление эмоций у детей в первые дни пребывания в школе.
3. Как вы думаете. Почему через два-три месяца первоклассники перестают задавать столько вопросов, сколько они задают в первые дни?
4. Запас представлений первоклассников о природе.
5. Объем умений и навыков в области устной речи.
6. Объем умений и навыков в области чтения.
7. Объем умений и навыков в области письма (счета).
8. Математические представления первоклассников.
9. Подготовка учителя к работе с первоклассниками в первые дни.
10. Первые уроки по различным предметам.
11. Наглядность на уроках первой недели.
12. Воспитательная работа в первые дни пребывания детей в школе.
13. Правила поведения детей в школе и работа над ними в первые дни.
14. Как я проведу первый день в первом классе.
15. Первое родительское собрание, особенности его проведения.
Итоги практики
Вот и закончилась моя педагогическая практика.
Я для себя понял (а)....................................................................…………………..
..........................................................................................................................................................................................................................................................................
Практика помогла мне …………………………………..………………………..
............................................................................................................................................................................................................................................…………………..……………..………………………………………………………………………...
При выполнении задач практики самым трудным оказалось…...……………………………………………………………………….
...................................................................................................................................................................................................................…………………………………...
особенно удалось…..……………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Адаптация детей к обучению в школе будет проходить успешнее, если………………………………………………………………………………….
..................................................................................................................................................................................................................................................……………………….....................................................…………………………………………………………………………………………………………………………………….
Мне кажется, при подготовке студентов к практике «Первые дни ребенка в школе» необходимо………………………………………………………………
……………..……………………………………………….………………………………………………………………………………………....................................
…....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................…………………………………………………………………………………………….
13 Отчетная документация практики
После окончания практики студент сдает руководителю практики следующую отчетную документацию:
1) дневник педагогической практики с анализом всех посещенных уроков и внеклассных занятий;
2) отчет о прохождении практики.
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
14.1 Основная литература
1. Мухина, В.С. Возрастная психология. / В.С. Мухина – М., 2000
2. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2004
3. Педагогика : учебное пособие для студентов педвузов и педколледжей / под.ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2005
4. Петрова, Л. И. Воспитание младшего школьника : учебно-методическое пособие / Л. И. Петрова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 347с.
5. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс : учебник для студентов высших учебных заведений : В 2 кн. - М., 2005. - Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. - 576 с. - ISBN 5-691-00174-4, ISBN 5-691-00175-2 (1)
6. Программа практики «Первые дни ребенка в школе» /сост.А.А.Максимова, А.Х.Попова, Т.Е.Сергеева. – Орск: ОГТИ (филиал) ОГУ, 2012. – 22 с.
14.2 Дополнительная литература
1. Косачева, И. П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания / И. П. Косачева. - М. : АРКТИ, 2005. – 64 с. - (Развитие и воспитание)
2. Кукушин, В.С., Болдырева-Вараксина, А.В. Педагогика начального образования / Под общ.ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с. (Серия «Педагогическое образование»)
3. Общественное объединение младших школьников [Текст] : игровые модели, досуговые мероприятия / авт.-сост. И. В. Марущева и [др.]. - Волгоград : Учитель, 2009. - 147 с. - ISBN 978-5-7057-2023-1
4. Подласый, И. П.Педагогика начальной школы : учеб.пособие для студ. пед. колледжей / Подласый И. П. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
14.3 Периодические издания
1. Журнал «Педагогика» - научный журнал по педагогике, отражающий результаты современных исследований по актуальным проблемам педагогической науки
2. Журнал «Воспитание школьников» - научно-методический журнал, содержащий материалы, отражающие передовой педагогический опыт воспитания учащихся
3. Журнал «Классный руководитель» - научно-методический журнал, содержащий методические материалы по воспитанию учащихся во внеурочной воспитательной работе в помощь классному руководителю
4. Журнал «Начальная школа» - научно-методический журнал для специалистов в области начального образования, осуществляющих учебно-воспитательную работу с детьми младшего школьного возраста
Интернет-ресурсы
1. Академия младшего школьника (1-4 класс) : программно-методический комплекс для компьютерной поддержки учебного процесса в 1-4 классах начальной школы по основным предметам [Электронный ресурс]. - Электронная версия методического пособия для учителя. – Режим доступа :http://www.logozavr.ru/9/
2. Бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://www.uroki.net/
3. Библиотека : учебные фильмы, видео, мастерская дома [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://www.nachalka.com/
4. Журнал «Начальная школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://n-shkola.ru/
Приложение 1
Приложение 2
Примерная схема анализа воспитательной ценности урока
1. Были ли в плане урока поставлены воспитательные задачи? Какие?
2 Использовал ли учитель в воспитательных целях содержание учебного материала? Что именно и достаточно ли?
3Какой дополнительный материал был использован учителем в воспи-
тательных целях0
4 Какие качества воспитывал учитель у коллектива класса в целом и
индивидуально у каждого учащегося?
5 Какие методы и приемы воспитания использовал учитель? Какова их
эффективность'7
7. Какова воспитательная ценность урока в целом?
Приложение 3
Приложение 4
Схема анализа игры
1. Место, время, обстоятельства проведения.
2. Место данной игры в системе воспитательной работы с детьми.
3. Тема игры, ее соответствие возрастным особенностям детей.
4. Цель игры.
5. Содержание игры,
6. Подведение итогов: логическое завершение игры, выделение педагогом проявлений личности ребенка.
7.Педагогическое мастерство учителя (умение организовать, направить
деятельность детей, тактичность, четкость, грамотность, последовательность, эмоциональность учителя). Место и роль учителя в игре.
8. Общие выводы, предложения по совершенствованию деятельности
детей в игре
Приложение 5
Рефлексия деятельности студента на практике
(для подготовки самоанализа и отчета по практике)
Предлагаем Вам дополнить предложения. Советуем писать не общие фразы, а относящиеся только к Вам. Осознание собственных целей поможет Вам сделать труд во время практики понятым, плодотворным и полезным лично для Вас.
Практика «Первые дни ребенка в школе» необходима мне для
Для меня стало открытием
На уроках меня удивило, что
Для меня стало очевидным, что в общении с детьми
Чтобы все ученики тебя услышали и поняли, правильно надо сделать так
Я увидел(а) и хочу взять на вооружение
Каждый ребенок особенный, поэтому
Учителю в своей деятельности, прежде всего, необходимо
Когда я работал(а) с детьми, то почувствовал(а)_
Моя самостоятельность проявилась
Моим достоинством в работе с детьми станет то, что
Самым интересным было
Я научилась(ся)
Наверное, самым ценным для меня в период практики стало:
Мои предложения
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Оренбургский государственный университет»
ОТЧЕТ ПО