Чоу во среднерусский гуманитарно-технологический институт

ЧОУ ВО СРЕДНЕРУССКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

____________________________________________________________

Кафедра психологии и педагогики

Программа организации научно-исследовательской работы

для студентов,

обучающихся по направлению 37.03.01. Психология

Обнинск 2017

Введение

Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки бакалавров по направлению 37.03.01 Психология. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и, главным образом, профессиональных компетенции в соответствии с ФГОС ВО.

При разработке программы научно-исследовательской работы ЧОУ ВО СГТИ предоставляет возможность обучающимся:

· изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной психологии на русском и иностранном языках;

· участвовать в проведении прикладных научных исследованиях в определенной области психологии;

· осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме курсовых и дипломных работ, прикладных исследовательских проектов;

· принимать участие в подготовке и проведении лабораторно-практических работ;

· составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию).

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов проводится широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенции, сформированных у обучающегося. Также дается оценка компетенциям, связанным с формированием профессионального мировоззрения и определения уровня культуры. Подготовка студентов специальности «Психология» в соответствии с требованиями современной науки и производства неразрывно связана с повышением уровня учебного процесса и его интеграции с академической наукой.

Научно-исследовательская работа организуется на 3 курсе в конце 5 семестра на очной форме обучения и в конце 6 семестра на заочной форме обучения.

Цели научно-исследовательской работы: освоение алгоритмов и приемов научно-исследовательской работы.

Задачи научно-исследовательской работы:

· освоение умений и навыков владения научной дискуссии и выступления перед аудиторией;

· освоение современных психотехнологий и диагностических методик (проведение диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми различных возрастных категорий;

· приобретение навыков анализа и интерпретации данных, получаемых в ходе диагностики;

· умение составлять научные отчеты в форме научной статьи;

· приобретение навыка анализа и рецензирования теста;

· современные приемы оформления выступления и с использованием компьютерных технологий;

· выступить с докладом по теме своего сообщения.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате выполнения научно-исследовательской работы:

В результате прохождения данной практики студент должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями: способностью и готовностью к:

• постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической задачи (ПК-6);

• участию в проведении психологических исследований на основе приме-нения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);

• к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8).

Содержание и организация практики

Научно-исследовательская работа может быть связана с проведением эмпирического исследования, проводимого в рамках курсовой работы по дисциплине «Психодиагностика», кроме того могут

· проводиться различного рода психологические эксперименты;

· разрабатываться и апробироваться коррекционно-развивающие программы для детей и подростков;

· проводиться различного рода психодиагностические исследования по инициативе самого студента или по запросу отдельных индивидов (организаций и предприятий).

Примеры заданий представлены в приложении 1.

До начала практики проводится установочная конференция, в ходе которой студенты знакомятся с целями, задачами и содержанием практики, правами и обязанностями практикантов.

По окончании практики проводится итоговая конференция, в ходе которой заслушиваются отчеты студентов о ходе практики, обсуждаются замечания и предложения, анализируются представленная документация и обобщаются итоги практики, характеризуется и оценивается деятельность практикантов.

Вариант 1

Задание 1. Осуществить наблюдение коммуникативных навыков и умений.

1. Оформить 2 протокола наблюдений по следующей схеме:

– коммуникативная ситуация (эпизод), пространственно-временные характеристики ситуации общения;

– характеристика партнера по общению (пол, возраст, психологическое состояние, личностные особенности);

– оценка удовлетворенности общением, анализ причин неудачи в общении в данной ситуации;

– что нужно сделать, чтобы избежать неудач в общении?

2. После самонаблюдения, самоанализа и самооценки коммуникативных умений провести упражнения, направленные на их совершенствование.

3. Оценить результат упражнений. Какие коммуникативные способности удалось развить, улучшить? Каков Ваш индивидуальный стиль в общении?

Задание 2. «Партнер в общении»

1. Провести изучение умений и навыков общения партнера путем наблюдения и интервьюирования. Оформить 2 протокола наблюдений по следующей схеме:

– характеристики социально-психологической ситуации общения;

– описание поведения партнера по общению;

– оценка компонентов общения, описание невербального компонента общения;

– способы и приемы общения в тех или иных ситуациях;

– коммуникативные ожидания, убеждения, установки, которые имеются у партнера по общению;

– характер восприятия намерений, целей и мотивов партнера;

– оценка партнером удовлетворенности общением.

Примерные вопросы для интервью:

1. В каких ситуациях чаще всего возникают внешние проблемы общения? Какого они рода?

2. С кем из окружающих людей – сверстниками и более старшего возраста, близкими и незнакомыми – труднее всего общаться и при каких обстоятельствах?

3. В каких компонентах общения (вербальных, невербальных, когнитивных) больше всего трудностей?

4. Какие шаги предпринимались для того, чтобы их преодолеть?

5. Насколько часто Вам приходится убеждать в чем-либо окружающих людей и в какой мере Вам это удается сделать?

6. Легко ли Вам при необходимости обратиться за помощью к другому человеку? Если легко, то почему? Есть ли такие люди и ситуации, к которым и при которых труднее всего попросить о помощи? Кто эти люди и каковы эти ситуации?

7. С чего обычно Вы начинаете разговор с лицами противоположного пола, если случайно встретишь ее (его)?

8. Можете ли Вы отказать человеку в просьбе, если считаете просьбу неразумной, а себя – не способным выполнить ее?

9. Испытываете ли Вы затруднения, когда нужно похвалить человека? Если да, то к какому и к каким ситуациям они больше всего относятся?

10. Каким образом Вы сопротивляетесь давлению со стороны других, которые заставляют Вас сделать что-нибудь такое, чего Вам делать не хочется?

Сделать анализ результатов наблюдения, интервьюирования и выводы о сформированности у партнера коммуникативных навыков и умений.

Задание 3. «Психологический портрет личности»

I. Провести психологическое исследование личности клиента.

Используя метод наблюдения, определить тип высшей нервной деятельности (ВНД) клиента, сделать выводы о силе, уравновешенности, подвижности нервных процессов.

II. Составить психологический портрет личности по схеме:

1. Общие сведения: фамилия, имя, отчество, (в отчете возможно заменить инициалами), возраст, образование, социальная характеристика семейной ситуации, место учебы.

2. Конституционные особенности. Тип телосложения (атлет, пикник, астеник, диспластик), рост, описание лица, бросающиеся в глаза признаки.

3. Мимика. Преобладающее выражение лица (живое, выразительное, улыбчив).

4. Пантомимика. Особенности физических движений, осанка, походка, жестикуляция, характерные движения, позы и т.д.

5. Речевая активность.

5.1. Устная речевая активность: голос громкий, тихий; тембр резкий, приглушенный, фальцет; скорость речи; многословие; ясность высказывания, строение синтагм (простые, сложные фразы, незаконченность – завершенность фраз), богатство лексики, характерные слова, междометия, слова-паразиты, ошибки и т.д.

5.2. Письменная речевая активность: почерк мелкий, крупный, ост­рый закругленный и т.д. (как ведутся записи, конспектирование, богат­ство / бедность языка).

6. Свойства нервной системы. Определение силы – слабости нервной системы по индикаторам активности.

7. Свойства и тип темперамента.

7.1. Свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, пластичность, ригидность, экстравертированность / интровертированность, эмоциональная возбудимость.

7.2. Тип темперамента.

8. Свойства характера.

8.1. Инструментальная (волевая) подструктура характера определяется выраженностью следующих свойств:

Самообладание: выдержка (контролирует внешний рисунок поведения при сильном внутреннем возбуждении, вспышки гнева подавляются сознательными усилиями и прочее);

Целеустремленность, настойчивость (несмотря на помехи, преграды и отвлекающую стимуляцию, длительно и стойко стремится к поставленной цели, к выполнению принятого решения, не испытывает особых колебаний при принятии решения);

Дисциплинированность (придерживается внутренне принятых правил, предписаний, следует распорядку дня).

8.2. Терминальная (содержательная, ценностная) подструктура характера включает в себя четыре главных отношения, вокруг которых выстраиваются все свойства характера;

Отношение к людям (близким, родным, мало- и незнакомым). Главным параметром отношения к людям является оппозиция: добрый, гуманный – злой, негуманный. Эта оппозиция, в свою очередь, проявляется в следующих свойствах: доброжелательность – недоброжелательность в общении; открытость, искренность во взаимодействии; честность, порядочность; социометрический статус, критерии выбора товарищей и т.д.

Отношение к себе определяется тем, насколько богата, дифференцирована “Я-концепция”, т.е. собственный образ: как относится к наличию у себя некоторых свойств, какие черты характера хотел бы сформировать и от каких избавиться. Сюда же входит параметр адекватности самооценки: насколько она завышена или занижена, каков уровень притязаний, соответствие уровней притязаний и возможностей.

Отношение к деятельности. Сквозным стержнем здесь является оппозиция “трудолюбивый – ленивый”. В какой сфере проявляет наибольшую активность. Насколько прилежен, добросовестен в деятельности, насколько в ней успешен. Насколько охотно и добросовестно выполняет общественные поручения.

Отношение к жизни. Мажор или минор в общей линии поведения и деятельности, видит ли перспективы в своей жизни, вообще всего человечества (оптимист/пессимист). Удовлетворен своим прошлым, настоящим, будущим. Какое “Я” более развито: ретроспективное, актуальное, перспективное?

9. Интернальная (потребностно-мотивационная) сфера.

Как развита ориентировочная потребность, сфера интересов, широта; глубина и стойкость интересов; социальность/антисоциальность интересов; есть ли образцы для подражания, идеалы, кумиры и т.д.. Мотивация учебной деятельности (нравится сам процесс познания, открытие нового, стремление стать образованным, культурным человеком, самоутверждение через учебу, стремление получить похвалу за хорошую работу, избежать наказания за двойки и прочее). Мотивация внеучебной активности.

10. Потенциальная сфера личности (способности).

10.1. Общие способности.

10.1.1. Перцептивные возможности: наблюдательность (богатст­во / бедность, точность, детальность ощущений и образов восприятия); доминантные виды ощущений и восприятия (зрительные, слуховые); пороги чувствительности, дифференцированная чувствительность.

10.1.2. Память: модальность и тип памяти (зрительная, слуховая, дви­гательная, эмоциональная, словесно-логическая); свойства памяти (объем памяти, быстрота запоминания, точность запоминания, длительность хра­нения информации, готовность к воспроизведению информации).

10.1.3. Мышление и воображение (общий уровень умственного развития):

· тип мышления по форме (наглядно-действенное, наглядно-образ­ное, логическое);

· по характеру решения задач (теоретическое, практическое), по степени развернутости (дискурсивное, интуитивное), по степени новизны и оригинальности (репродуктивное, продуктивное); преобладание первой или второй сигнальной системы;

· продуктивность ума (критичность, стереотипность, глубина, поверхностность, пластичность, ригидность, широта, узость, быстрота, замедленность мыслительных операций);

· способность к рефлексии (анализу собственного поведения, активности своего мышления, воображения, эмоционального состояния);

· способность к мыслительным операциям анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения, опосредования;

· социальный интеллект (умение чувствовать ситуацию, логику ее развития, исход, возможность влияния на ситуацию, возможность управлять людьми и строить продуктивные взаимоотношения);

· богатство / бедность, индивидуальность воображения, общая эрудиция.

10.1.4. Характеристики внимания: производительность – непроизводительность внимания; способность к концентрации; объем, устойчивость внимания; распределение и переключаемость внимания.

10.2. Специальные способности (музыкальные, литературные, математические, спортивные и т.д.).

11. Выводы и рекомендации.

Примечание. Материалы, полученные в ходе выполнения заданий с применением психодиагностических методик и тестов, могут быть приложены к основному отчету практиканта.

Задание 4. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка (школьника, подростка) по одной из заданных схем:

Схема 1

Схема 2

Общие сведения.

Фамилия, имя. Дата рождения. Класс, общее физическое развитие. Состояние здоровья. Условия жизни в семье. Правильность основной линии семейного воспитания.

Учебная деятельность.

Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевают по разным предметам). 2. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность). 3. Особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению). 4. Осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления. 5. Развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения). 6. Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом или без интереса учится, к каким учебным предметам проявляет интерес, отношение к отметке, отношение к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности). 7. Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и прочее).

Труд. (Уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома). 1. Отношение к труду, любит ли трудиться и что именно привлекает - процесс работы, сделанная вещь или овладение навыком работы. 2. Организованность и дисциплинированность в труде. 3. Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям? 4. Какие виды труда предпочитает?

Дисциплинированность.

1. Общая характеристика поведения (ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость). 2. Выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.

Вариант 2

Вариант 3

Студенты для выполнения исследования могут использовать тему курсовой работы по курсу «Психодиагностика». Возможные варианты тем представлены в «Методических рекомендациях по выполнению курсовой работы по курсу «Психодиагностика».

ЧОУ ВО СРЕДНЕРУССКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

____________________________________________________________

Кафедра психологии и педагогики

Наши рекомендации