Если педагогические задачи решаются без вожаков – это плохой скаутинг. (Джейран)
Динамика развития отрядов.
2 способа увеличения численности Отряда.
Чем выше качество, тем легче увеличить количество.
2 патруля. Все по «семейному». Все друг друга знают. Но!!! Как только уходит руководитель, такой отряд распадается. |
Главный импульс, который питает скаутинг – игра. Начальник, у которого два Звена, должен планировать создание третьего.
Чтобы создать Звено, необходимо 3 месяца. Для его эффективной работы необходимо 6 мес. Оптимальный вариант 4 патруля. |
От 24 до 32 чел.
Но!Чем больше скаутов, тем больше уходит.
В год должно приходить до 4-6 новичков. Чтобы создать новый Отряд, необходимо привлечь 12 чел.
До 3 патрулей – 1 Начальник, 2 Помощника
При 5 патрулях – 1 Помощник берет руководство на себя.
24-32 чел.
1й Отряд 2й Отряд | Лучшие Звенья и Вожаки новому Руководителю. Этот процесс занимает 2-3 года. |
С этого момента история начинается с «0».
Как этого добиваться?
Не Начальник находит новых детей. Скауты приводят своих друзей, и таким образом мы имеем сплоченное Звено.
У нас должна быть ответственность за наше общество и за наш народ.
Как набирать новых мальчиков?
12-14 лет – период духовного энтузиазма, чаще всего приводят новичков
14-16 лет - кризисный период подростка, без них невозможно удержать новичков.
В обычном Отряде:
12-14 лет –30%
14-16 лет- 30% примерно по 1/3
старших разведчиков – 30%
Необходимо искать способы привлечения детей
Школа (наименее предпочтительно) | Приход (дети, живущие церковной жизнью) |
Для новичков целесообразно проводить игры с элементами приключений
Нельзя пренебрегать тем, что для вновь прибывшего мальчика это захватывающе, это новое, это здорово!
Звенья выходят с интервалом в 1 час. На пунктах руководители предлагают чай, печенье. 1 точка – ориентирование 2 точка - по знакам 3 точка – носилки с пострадавшим 4 точка – вскипятить чай, обед 5 точка – шифрованное письмо |
«Поход-состязание»
Мы должны убедить мальчика остаться в отряде!
Как еще можно привлечь мальчиков к работе?
посмотреть, где они живут
· 14 –летнему мальчику надо доверять на 100%!
· Начальник должен отдать мальчикам свое доверие!
! Мальчику 14 лет, который боролся за то, чтобы создать Звено – руководитель должен доверять.
!Главное в скаутинге – это Вожаки!!!
Это одна из гарантий развития организации.
· 1 ключ: У каждого мальчика блокнот и ручка, подойти на улице к мальчику и записать его адрес и телефон.
· 2 ключ: Сказать Вожаку сходить к кому-либо домой. Познакомиться с родителями.
После 1-го сбора новичков провожают домой.
!Миссия скаутов – находить новых скаутов.
· Если делать скаутскую работу хорошо, нет причин для отсутствия продвижения!
Патрульная система.
Численность Звена от 5 до 8 чел. Если начиналось с 4, надо хотя бы 6. Когда мы хотим развить Отряд, в котором 2 Звена по 8 чел., надо дать понять об этом Вожакам. Самый слабый Вожак должен получить самый сильное Звено при делении.
14-16 лет 11 лет 12 12 13 14-15 лет
Вожак выбирает помощника, когда Вожак идет на Совет (в лагере), Звено возглавляет помощник. Можно дать совет по выбору помощника Вожаку.
Звеновые должности:
· штурман
· уставщик
· повар
· зодчий
· затейник
· завхоз
· летописец
· казначей
Без должности – Вожак. Его должность – вести Звено.
Выбор должностей зависит от традиций Звена.
Когда людей в Звене мало – берем только самые необходимые должности. Можно совмещать должности. Это зависит от Вожака. Это в начале года проверяет НО. Списки должностей вывешиваются в штаб-квартире (не все должности могут быть интересны для мальчиков!).
Должность – на год
Помощник, как правило, имеет тоже какую-нибудь должность (например, Завхоз).
Три вида действий (Отряда).
Сборы (в отсутствии Начальника отряда). Сбор готовит Вожак и помощник. Сбор в 14.00 и до 18.00 | Выезды | Лагеря |
· Сборы.
14.00 18.00
Мы должны идти к вершине!
·
·
· Каждый по должности готовит свой блок: Повар – принес на всех обед, Санитар – готовит «первую помощь», Затейник – игры, Сигнальщик – азбуку Морзе и т. д.
· В начале и в конце сбора молитва.
Кто | Время | ||||
Должности | |||||
молитва
Мы целимся высоко, чтобы они достигли в среднем!
! В штаб-квартире должен висеть список консультантов, к которым могут обращаться скауты «по должности». В течение года минимум 3-4 раза они должны это сделать. «Уставщик» в начале и в конце сбора читает молитву и Евангелие.
Затейнику на сборе – 30 мин. На проведение игр. Чистое поле – объяснение игры, зеленое поле – время игры!
· Выезды.
Каждое Звено имеет свое «дело» и каждый скаут «по должности» имеет свое время
Орел | Волк | Тигр | Кобра | До выезда распределяется, что и когда каждый скаут будет делать «по должности». ! Должности «Санитар», «Повар» и «Уставщик» должны присутствовать всегда. Совет Звена - |
Как правило, в лагере (на выезде) Совет Звена проходит в 17.30 (18.00).
· Выполнение должностей – очень важный момент в жизни Звена. Бывают и провалы по причине отсутствия опыта у мальчиков. В этом случае скаут может обратиться к тому мальчику, кто выполнял эту должность в прошлом году.
!Знак исполнения должности (знак Специальности) носиться над правым карманом. После получения специальности перешивается на правый рукав.
· Лагеря.
Тотем – имя животного, которое носит Звено. Каждое «животное» имеет два цвета (слухи). Они определены БП. При особой церемонии вожак вручает слухи своим скаутам.
У каждого Звена есть клич. Клич произноситься при построении Звена.
· Пример: Звено «Полярная Сова». Клич «Рассекающие ветер».
В ФСЕ есть практика, когда у каждого патруля есть свой святой покровитель. Патруль празднует день своего святого.
Звеновое снаряжение помечается звеновыми цветами (топор, лопата, палатка и т.д.)
Отрядный Лагерь.
Каждое Звено (1,2,3 на схеме) имеет в общем Лагере свой собственный подлагерь, с собственными воротами, палатками, туалетом, кухней и т.д.
!Вниманию Вожаков! Вы не должны из своего подлагеря видеть другие звенья. Чтобы войти на территорию Звена все (!!!) должны использовать «пароль» (условный свист, песню, мелодию и т.д.).
Крааль (место скопления людей. БП) – место Начальника Отряда. (4 на схеме, Звено руководителей).Условия входа – те же, что и остальных Звеньев, но входить могу только Вожаки Место проведения Совета (РС).
В лагере должны быть обозначены все «технические» мест: стоянки для автотранспорта (за территорией Лагеря), места забора воды и т.д.
· Особо выделяются места подъема Флага и проведения костра.
Прогресс Скаутов
Начинается с момента дачи ТО. После ТО приступаем к выполнению 2, 1 разряда и получению специальностей. Все это время Скаут учиться служить своему ближнему!
ТО 2й разряд 1й разряд
11/12 13 14 15 16
1й год – 3й разряд;
12-14 лет – 2й разряд;
14-16 лет – 1й разряд.
Цели (см «15 Методик», «5 целей скаутинга»):
здоровье | характер | конкретность | смысл Бога | служение |
ТО
Все, что касается здоровья-
Характер-
Служение-
2й разряд
1й разряд
Зй разряд – мальчик практически недалеко от Волчонка;
2й разряд – собственно Скаут;
1й разряд – стремление к Витязю.
У каждого Новичка есть Карточка, касающаяся его религиозной жизни.
! Перед ТО на Суде Чести объявляется, допускается ли Новичок к ТО и присваивается ли ему разряд:
· Вожак представляет Новичка;
· Все Вожаки высказывают свое мнение о нем;
· Начальник высказывает свое отношение;
· Новичок также может высказать свое мнение.
!Вскоре после этого проводиться церемония ТО (могут быть приглашены родители).
Накануне То, вечером, костер особого типа:
· Каждый из кандидатов готовит (с духовником) краткий текст (для ТО) и объясняет, что он ожидает от ТО.
· Все в форме, все очень торжественно!
Момент ТО (ФСЕ).
Отряд строиться в «каре». Выбирается красивое место (можно с факелами).
Начальник Отряда.
Духовный руководитель.
Кандидат выходит вместе с Вожаком. Диалог (между Новичком и Начальником Отряда):
· Что ты хочешь?
· Понимаешь ли ты?
· Что ты от этого ждешь материального?
После этого Кандидат берет благословение и подходит к склоненному Знамени. Давая ТО, Кандидат впервые отдает салют. Вожак стоит сзади, левой рукой держа его за плечо, правой отдает салют. Все в беретах, кроме дающих ТО. Начальник Отряда одевает им берет после дачи ТО (с крестом, до этого носиться берет без эмблемы!). Исполняется церемониальная песня.
Кто признает 3й и 2й разряд?
Если у Вожака есть 1й разряд – признает он. Но начальник отряда может «притормозить» продвижение скаута (вето!).
Требования к разрядам и специальностям.
|
|
| |||||||||
Во время выполнения должности Знак специальности носиться над правым карманом. После одного года (время выполнения должности) спарывается и носиться только после получения Второго разряда.
Со Второго разряда можно получать любые специальности.
Специальность может принять (признать):
· Вожак;
· Начальник Отряда;
· Консультант.
! У каждого Звена есть Карточка с отметкой о полученных специальностях.
Орел | |||
Иванов | |||
Петров | |||
Сидоров | |||
Кузнецов | |||
И т.д. |
! Нужно всегда помнить, что работа Начальника отряда – работа творческая, заставляющая постоянно придумывать что-то новое.
Летний Лагерь
От проведения Лагеря зависит то, как пройдет год Отряда. В ФСЕ протяженность Лагеря от 15 до 18 дней.
Действий в лагере.
· Обустройство (у каждого Звена – свой участок!) – в 4 дня;
· Спортивные состязания;
· Конкурс «Кухня»;
· Поход;
· Большая игра;
· Костры;
· Духовная жизнь в Лагере (добрые дела и службы).
Три темы Лагеря.
А. Тема Игры («Легенда») – например (ОРЮР) «Крещение Руси»;
Б. Духовная Тема;
В. Разведка/поход
Темы могут быть связаны между собой (но не всегда!)
К Лагере есть «Экран состязаний». Победа в состязаниях -
Действия | тема | тема | тема | Баллы | Волк | Таракан | Ламбок |
А | |||||||
А | |||||||
А | Б | ||||||
А | Б | В | |||||
А | |||||||
А | Б | В | |||||
Б | В |
1. Обустройство лагеря ведется в соответствии с Темой (легендой) Лагеря. Идет конкурс на обустройство Звеновой стоянки «в тему».
2. Состязания также идут в соответствии с Темой.
3. Все дальнейшие действия идут в соответствии с Темой лагеря, дополняя и раскрывая ее наиболее полно!
Программа Лагеря ФСЕ
Обустройство Лагеря (автономно каждое Звено) | Состязание «Кухня» | Олимпийские игры | Поход- разведка | Большая игра | Снятие лагеря | ||||||||||||
Заезд | День Природы | Духовный день | День Служения | Выезд |
Лагерь – это уникальная возможность, чтобы мальчик принял участие в жизни церкви!
Вышитый «Малый флаг» Слухи за победу в состязаниях.
(редукция)
с эмблемой «Легенды»
Лагеря
Дата | Духовная тема | Утро | После обеда | Костер | Примечания |
4.06 | Закончить обустройство Л. | Окончание работы | |||
5.06 | Состязание «Кухня» | ||||
6.06 | День Природы | ||||
7.06 | Богослужение | Начало Олимпиады | |||
8.06 | Олимпиада |
!Летний лагерь – это заключение скаутского года и одновременно начало следующего.
Годовой План работы Отряда.
Годовая точка «0» - сентябрь 2004.
Таракан Проблема –«Первая помощь».
Волк Проблема – разведческий дух.
Ламбок Проблема – многочисленность.
2й разряд
1й разряд
остальные – Новички и 3й разряд.
· Во время проведения Рук. Состава (Суда Чести) определяются все «плюсы» и «минусы» Звеньев.
· Определяются возможные пути решения проблем.
!В результате: должны быть предусмотрены:
· в Большой игре (Лагерь, июль 2005 года) состязания «Первая помощь» (продвижение Звена «Таракан»);
· День Служения в Лагере (продвижение Звена «Волк»);
· Разделение Звена «Ламбок» на два (в Лагере каждое Звено получает самостоятельное задание в обустройстве лагеря, например, строительство Вышки и обустройство кострового места Отряда.)
!Один раз в год делается такая таблица по Звеньям.
Звенья, в которых проблемы со Скаутским духом, надо загружать работой «по полной программе».