РАЗДЕЛ 3. Рассмотрение сходных взглядов авторов на одну проблему
- Анализ работ ... (Ф.И.О. авторов) позволил выявить сходство в решении данной проблемы.
- В разработке проблемы мы опирается на работы ... (Ф.И.О., кого). В них определены принципы (подходы, задачи, методы, содержание и др.)
- В работах ... (кого) проводится мысль о том, что...
- Излагается точка зрения, а в скобках перечисляются авторы, ее разделяющие. Например, «Исследования психологов и педагогов рассматривают оценку одним из важнейших компонентов учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.В. Захарова и др.)».
РАЗДЕЛ 4. Рассмотрение различий в подходах разных авторов к одной проблеме
- На сегодняшний день в науке существует ряд противоречащих друг другу подходов к пониманию проблемы. Диапазон представлений по проблеме простирается от ... (чего?) (Ф.И.О. исследователей) до ... (чего?) (Ф.И.О. исследователей) до ... (чего?) (Ф.И.О. исследователей)
- Некоторые авторы акцентируют внимание на ... (чем?) (Ф.И.О. исследователей), другие на (чем?) (Ф.И.О. исследователей)
- В психолого-педагогической литературе существуют различные, подчас
противоречивые, взгляды по проблеме. Так (Ф.И.О.) считал, что ...., а другие (Ф.И.О.) доказывали, что...
- Существуют противоречивые мнения о том, что важнее ... (Ф.И.О.). Одни считают, что ... (Ф.И.О.), другие доказывают, что ... (Ф.И.О.)
- Проблема решалась в нескольких направлениях. Первое направление (его суть) (Ф.И.О.).
Второе - .... (его суть) (Ф.И.О.).
- Вопрос о ____ Остается проблематичным. Одни специалисты предлагают ... (Ф.И.О.), другие .... (Ф.И.О.)
- Анализ современных исследований показывает, что в психолого-педагогической литературе нет пока единого подхода к трактовке ...(чего). Ряд исследователей (Ф.И.О.) рассматривают В работах (Ф.И.О.)
РАЗДЕЛ 5. Определение своей позиции к подходам решения проблемы
Мы разделяет точку зрения авторов (Ф,И.О.) которые доказывают_______________
Для нас наиболее важны подходы к этой проблеме ... (кого)
ВАРИАНТЫ | КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО | ГЛАГОЛ |
- Данные нашего - Проведенное - Результаты - В результате нашего - Результаты, полученные в ходе - Методика данного - Полученные данные (результаты, материал) - | ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТ | - показывают - убеждают в том, что - свидетельствуют - говорят о том, что - доказывают - помогли выявить - вскрывают закономерность - подтвердили гипотезу - явились - могут служить основанием - позволяют выявить (говорить, определить, обнаружить, судить, утверждать, думать, что…; представить, что…;констатировать, применить) |
Думается, этот подход наиболее эффективен, так как...
В дошкольной педагогике наиболее ценным, на наш взгляд, является исследование... (кого).
Последняя точка зрения, на наш взгляд, наиболее правильная, так как...
Такое определение ... (чего) кажется нам неполным (спорным, не учитывающим)...
Наиболее полным, на наш взгляд, является определение, разработанное в исследованиях ... (кого). Они считают, что...
Наибольший интерес в русле нашего исследования представляют работы ... (кого)
Для нас существенное значение имеют исследования (кого), раскрывающие...
РАЗДЕЛ 6. Описание результатов эксперимента
ВАРИАНТЫ | КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО | ГЛАГОЛ |
- Полученные - Собранные - Представленные - Экспериментальн ые - Полученные в результате исследования - Анализ | МАТЕРИАЛЫ ДАННЫЕ | - заставили пересмотреть - открыли путь к решению (изучению) - дали возможность - актуализируют необходимость - могут быть использованы |
РАЗДЕЛ 7. Формулирование выводов исследования
Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы: 12 3
Итак, результаты проведенного исследования показали: 1,2,3.
По представленному материалу можно сделать следующие выводы:...
Подводя итоги, следует отметить:...
Изложенные данные позволяют делать следующие выводы:...
Все вышесказанное позволяет сделать в заключение следующие выводы:...
Таким образом, результаты проведенного исследования убеждают в том, что: 1,2,3.
Экспериментальные данные позволяют сделать заключение, что...
В заключение следует отметить, что 1,2,3.
Анализируя фактический материал, можно сделать следующие выводы: 12 3
РАЗДЕЛ 8. РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
Речевая функция | Лексические средства |
Причина и следствие. Условие и следствие | - (и) поэтому, потому, так как - поскольку - отсюда (откуда) следует - вследствие - в результате - в силу ( в виду) этого - в зависимости - в связи с этим, согласно этому - в таком (в этом) случае - в этих (при таких) условиях - (а) если (же)..., то... - что свидетельствует ( указывает, соответствует, говорит, дает возможность, способствует, позволяет, имеет значение и т.д.) |
Временная соотнесенность и порядок изложения | - сначала, прежде всего, в первую очередь - первым (последующим, предшествующим) шагом - одновременно, в то же время, здесь же - наряду с этим - предварительно, ранее, выше - еще раз, вновь, снова - затем, далее, потом, ниже - в дальнейшем, в последующем, впоследствии - во-первых, во-вторых, и т.д. - в настоящее время, до настоящего времени - в последующие годы, за последние годы - наконец, в заключение |
Дополнение или уточнение | - также и, причем, при этом, вместе с тем - кроме (сверх, более) того - главным образом, особенно |
Сопоставление и противопоставление | - однако, но, а, же - как..., так и ..., так же, как и.... - не только, но и... - по сравнению, если..., то... - в отличие, в противоположенность, наоборот - аналогично, также, таким же образом - с одной стороны, с другой стороны - в то время как, между тем, вместе с тем, тем не менее |
Ссылка на предыдущее или последующее | - тем белее, что - в том числе, в случае, то есть, а именно - как было сказано (показано, упомянуто, отмечено, установлено, получено, найдено, обнаружено) - как говорилось (указывалось, отмечалось, подчеркивалось) выше - согласно (сообразно, соответственно) этому - в соответствии ( в связи) с этим - в связи с вышеизложенным - данный, названный, рассматриваемый... - такой, такой же, подобный, аналогичный, сходный, подобного рода, подобного типа - следующий, последующий, некоторый - многие из них, один из них, некоторые из них - большая часть, большинство |
Обобщение, вывод | - таким образом, итак, следовательно - в результате, в итоге, в конечном счете - отсюда (из этого) следует (вытекает, понятно, ясно) - это позволяет сделать вывод - это сводится к следующему - это свидетельствует - наконец, в заключение |
Иллюстрация сказанного | - например, так, в качестве примера - примером может служить такой как (например) - в случае, для случая - о чем можно судить, это очевидно |
Введение новой информации | - Рассмотрим следующие случаи... - Остановимся подробно на них Приведем несколько примеров - основные преимущества этого метода... - некоторые дополнительные замечания... - несколько слов о перспективах исследования |
Литература для подготовки к семинарскому занятию:
1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. стр. 80-98, 268-287
2.Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов-н/Д: Феникс,2001.
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. стр. 163-197
4. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989. стр. 31-36.
СПИСОК ВОПРОСОВ ВЫНОСИМЫХ НА ЭКЗАМЕН
№ | вопрос | источник |
1. | Педагогика как наука в системе современного человекознания | |
2. | Современная стратегия обновления и развития образования | |
3. | Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований. Классификация педагогических исследований (фундаментальные, прикладные, разработки) | |
4. | Характеристика методологического знания и педагогического сознания, методы научного познания. | |
5. | Функции педагогической науки. Роль методологии в определении перспектив развития педагогической науки | |
6. | Условия и источники развития исследовательской деятельности. | |
7. | Методологические принципы психолого-педагогического исследования | |
8. | Характеристика основных подходов в изучении педагогических явлений (личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический) | |
9. | Аксиологический подход в изучении педагогических явлений. Характеристика педагогических ценностей | |
10. | Структура и логика научно-педагогического исследования педагогического исследования. | |
11. | Критерии успешности исследовательской деятельности | |
12. | Этапы практического преобразования в психолого-педагогическом исследовании | |
13. | Классификация методов психолого-педагогического исследования (Скалкова Я, Подласый И.П., Смирнов С.А., Смирнов В.И.) | |
14. | Методы опроса. Их сущность, требования к разработке методики и проведению опроса. Сбор и анализ результатов | |
15. | Тестирование как метод получения информации в психолого-педагогическом исследовании | |
16. | Анализ психолого-педагогической литературы и обобщение передового педагогического опыта как методы психолого-педагогического исследования | |
17. | Метод беседы. Виды, требования к разработке методики и проведению исследовательской беседы. Сбор и анализ результатов. | |
18. | Метод эксперимента. Виды, требования к разработке методики и проведению эксперимента. Характеристика комплексного педагогического эксперимента. | |
19. | Характеристика метода изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта. | |
20. | Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования | |
21. | Сущность и специфика теоретических методов познания | |
22. | Характеристика сравнительно-исторических методов психолого-педагогического исследования | |
23. | Характеристика основных методов математической статистики | |
24. | Характеристика социометрического метода психолого-педагогического исследования | |
25. | Языково-стилистическое оформление психолого-педагогического исследования | |
26. | Оформление результатов психолого-педагогического исследования. | |
27. | Методологические ошибки в педагогических исследованиях. Характеристика требований к постановке вопросов в исследовательской деятельности. | |
28. | Системный подход в психолого-педагогическом исследовании. | |
29. | Педагогическая деятельность и педагогический процесс как предмет педагогической науки | |
30. | Методологическое обеспечение преобразований в педагогике. |
Литература
1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. -320 с.
2. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов-н/Д: Феникс,2001.
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001.
4. Краевский В.В. Методы и методология педагогического исследования. – М., 1990
5. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1992
6. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
7. Педагогика/ Под. ред С.А. Смирнова. М., 1999
8. Педагогика/ Под. ред П.И. Пидкасистого. М., 2001
9. Подласый И.П. Педагогика. – М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000.
10. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989.
11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Школа-Пресс», 1998.
12. Смирнов В.И. Общая педагогика. – М.: Педагогическое общество России, 2002.