Стимулирование при обучении чтению
Каждый, пусть даже самый маленький, успех ученика, должен быть отмечен учителем. Важно показать ребенку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу высокой отметкой, При такой постановке дела дети работают заинтересованно, увлеченно.
Очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними. У всех ребят есть личный листок учета скорости чтения. Там отмечена дата про-верки и количество слов в минуту. Сравниваем с результатами, полученными через неделю, через месяц. Каждый ученик видит рост, убеждается, что 11руд приносит успехи.
Одним из видов активизации деятельности учащихся является соревнование. Однако нельзя допускать соревнования самых слабых и самых сильных учеников между собой. Такое «соревнование», где заранее ясен результат, не может вызвать положительных эмоций. Поэтому соревнования провожу по 1руппам. Например, в конце первого года обучения выделяю три группы: в первую группу входят ученики, читающие более 120 слов в минуту; во вторую группу входят ученики, читающие от 90 до 120 слов в минуту; в третью группу — те, кто читает менее 90 слов в минуту. Это очень интересная форма работы. В каждой группе есть свои лидеры, всем хочется достичь таких же результатов — и дети очень стараются.
Повышению скорости чтения способствует и домашняя тренировочная работа. И здесь важная роль отводится родителям. Родители наших учеников знают, как помочь детям, как проконтролировать их работу. На консультациях, которые мы проводим по субботам, на родительских собраниях подробно рассказываем, как организовать работу с детьми дома. Многие родители имеют секундомеры, другие пользуются часами с секундной стрелкой. Все помогают учителю. Надо сказать, что без такого сотрудничества мы не добились бы высоких результатов.
Стимулирование учеников при обучении чтению, совместные усилия в этом направлении семьи и школы позволяют уже в первом классе выполнить норматив третьего класса и даже превзойти его, выйти на рубеж «120». Мы считаем, что только такая установка и правомерна.
Если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает.
Анализируя приведенные фрагменты, можно выделить наиболее яркие черты опыта учителей средней школы № 1 города Донецка: систематичность работы, расширение поля зрения использованием слайдов, самозамеры, опора на помощь родителей, постоянный учет скорости чтения, состязательность, установка на достижение скорости чтения 120 слов в минуту уже в первом классе. Однако распространение элементов этого опыта в школах Донецка встречало определенные трудности и даже неприятие. Опыт школы, расположенной в центре города, в «интеллигентном» микрорайоне, не удавалось перенести в школы рабочих окраин. Тогда возникла идея «заочного педсовета». Мы обратились с просьбой к лучшим учителям города назвать наиболее эффективный прием или вид работы щри обучении чтению. По этим материалам был подготовлен еще один буклет, фрагмент которого приводится ниже.
Ульянова Г. С.
Развитию внимания способствует чтение слов по карточкам с изменением одной буквы: точка — бочка — кочка и т. д.
От чтения слоговых таблиц надо переходить к печатанию отдельных слов и предложений.
Герасимчук Т. М.
Из множества упражнений для обучения чтению выделила бы чтение по образцу, данному учителем.
Головина Л. П.
Применяю раздаточный материал: карточки с текстом, написанным крупным шрифтом, для слабо читающих детей (слоги, небольшие слова, рассказы); карточки для тех, кто читает букварь; карточки для бегло читающих учеников.
Очень полезны упражнения в «конструировании» пред
ложений. Для них надо иметь конверты с рассыпными
словами (2—3 предложения на полосках бумаги разного
цвета), — 31
Балашкова А. Н.
Важно учитывать организационные «мелочи»: рассаживать слабых учеников с сильными; уделять внимание той части рассказа, к которой есть иллюстрация; проводить специальную подготовку детей к выразительному чтению, определяя по особенностям текста, как надо читать: быстро или медленно, громко или тихо, а может быть, ласково, нежно. Дети должны читать так, как читают другу, маме, бабушке. При таком настрое снимается излишняя напряженность.
ф Буряк Н. С, Урсол Л. Ф.,