Стимулирование при обучении чтению

Каждый, пусть даже самый маленький, успех учени­ка, должен быть отмечен учителем. Важно показать ре­бенку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу высокой отметкой, При такой постановке дела дети работают заинтересо­ванно, увлеченно.

Очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними. У всех ребят есть личный листок учета скорости чтения. Там отмечена дата про-верки и количество слов в минуту. Сравниваем с резуль­татами, полученными через неделю, через месяц. Каж­дый ученик видит рост, убеждается, что 11руд приносит успехи.

Одним из видов активизации деятельности учащихся является соревнование. Однако нельзя допускать соревнования самых слабых и самых сильных учеников между собой. Такое «соревнование», где заранее ясен результат, не может вызвать положительных эмоций. Поэтому со­ревнования провожу по 1руппам. Например, в конце первого года обучения выделяю три группы: в первую группу входят ученики, читающие более 120 слов в минуту; во вторую группу входят ученики, читающие от 90 до 120 слов в минуту; в третью группу — те, кто читает ме­нее 90 слов в минуту. Это очень интересная форма рабо­ты. В каждой группе есть свои лидеры, всем хочется до­стичь таких же результатов — и дети очень стараются.

Повышению скорости чтения способствует и домашняя тренировочная работа. И здесь важная роль отводится родителям. Родители наших учеников знают, как помочь детям, как проконтролировать их работу. На консульта­циях, которые мы проводим по субботам, на родительских собраниях подробно рассказываем, как организовать ра­боту с детьми дома. Многие родители имеют секундоме­ры, другие пользуются часами с секундной стрелкой. Все помогают учителю. Надо сказать, что без такого сотруд­ничества мы не добились бы высоких результатов.

Стимулирование учеников при обучении чтению, со­вместные усилия в этом направлении семьи и школы по­зволяют уже в первом классе выполнить норматив третье­го класса и даже превзойти его, выйти на рубеж «120». Мы считаем, что только такая установка и правомерна.

Если ребенок на первом году обучения не научился нор­мально читать, то его интерес к учению значительно па­дает.

Анализируя приведенные фрагменты, можно выделить наиболее яркие черты опыта учителей средней школы № 1 города Донецка: систематичность работы, расширение поля зрения использованием слайдов, самозамеры, опора на помощь родителей, постоянный учет скорости чтения, состязательность, установка на достижение скорости чте­ния 120 слов в минуту уже в первом классе. Однако рас­пространение элементов этого опыта в школах Донецка встречало определенные трудности и даже неприятие. Опыт школы, расположенной в центре города, в «интел­лигентном» микрорайоне, не удавалось перенести в шко­лы рабочих окраин. Тогда возникла идея «заочного пед­совета». Мы обратились с просьбой к лучшим учителям города назвать наиболее эффективный прием или вид работы щри обучении чтению. По этим материалам был подготовлен еще один буклет, фрагмент которого приво­дится ниже.

Ульянова Г. С.

Развитию внимания способствует чтение слов по кар­точкам с изменением одной буквы: точка — бочка — кочка и т. д.

От чтения слоговых таблиц надо переходить к печа­танию отдельных слов и предложений.

Герасимчук Т. М.

Из множества упражнений для обучения чтению вы­делила бы чтение по образцу, данному учителем.

Головина Л. П.

Применяю раздаточный материал: карточки с текстом, написанным крупным шрифтом, для слабо читающих де­тей (слоги, небольшие слова, рассказы); карточки для тех, кто читает букварь; карточки для бегло читающих учеников.

Очень полезны упражнения в «конструировании» пред­
ложений. Для них надо иметь конверты с рассыпными
словами (2—3 предложения на полосках бумаги разного
цвета), — 31

Балашкова А. Н.

Важно учитывать организационные «мелочи»: расса­живать слабых учеников с сильными; уделять внимание той части рассказа, к которой есть иллюстрация; прово­дить специальную подготовку детей к выразительному чтению, определяя по особенностям текста, как надо чи­тать: быстро или медленно, громко или тихо, а может быть, ласково, нежно. Дети должны читать так, как чи­тают другу, маме, бабушке. При таком настрое снимает­ся излишняя напряженность.

ф Буряк Н. С, Урсол Л. Ф.,

Наши рекомендации