Урок-практикум. Значение, особенности организации и проведения.

Урок-практикум – это форма организации обучения, которая предусматривает выполнение учащимися самостоятельно практических и лабораторных работ.

Практикумы в комплексной форме проводятся обычно в старших классах, но уже начиная с 6 класса учащиеся выполняют кратковременные лабораторные и практические задания, готовящие их к развернутой исследовательской деятельности.

Выделяют несколько видов уроков-практикумов, это

- установочные

- иллюстративные

- тренировочные

- исследовательские

- творческие

- обобщающие

Отличительная особенность урока-практикума – это, прежде всего большая самостоятельность учащихся, и, конечно же, решающую роль здесь играет наличие необходимого оборудования.

Основные цели урока – практикума:

• Образовательные:

- сформировать экспериментальные и конструктивные умения;

- собирать несложные установки;

- проводить наблюдения;

- оформлять результаты измерений и наблюдений.

• Развивающие:

- Развивать интерес к предмету через практическую направленность

- Развивать умения работы с лабораторным оборудованием;

- Развивать коммуникативные компетенции при работе в парах или группах

- Развивать самостоятельность

• Воспитательные:

- Воспитывать ответственное отношение к деятельности группы в целом и собственной деятельности;

- Воспитывать уважение к ответам обучающихся,

- Воспитывать чувство коллективизма

Уроки- практикумы проводятся после изучения какого-либо раздела курса с целью повторения и углубления пройденного материала. Это групповая форма работы, когда класс делится на группы по 2-3 человека. Каждая группа выполняет отличающиеся от других лабораторные и практические задания по специальному расписанию, чтобы создать благоприятные условия внутригрупповой дифференциации учащихся. Важно внимательно отнестись к составу групп и распределению обязанности внутри них.

Урок-практикум имеет определенную структуру, которую можно изменять в зависимости от содержания работы, подготовки учащихся и наличия оборудования.

Структура:

• Постановка общей цели урока

• Актуализация знаний

• Инструктаж

• Определение задач урока

• Подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования

• Настройка оборудования

• Проверка функционирования оборудования

• Постановка эксперимента и наблюдение

• Анализ и оформление результатов наблюдения

• Составление отчета

• Предъявление отчета учителю

• Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы

Важным условием для проведения таких уроков является наличие кабинета – лаборатории с необходимым оборудованием, а также наличие подробных инструкций по выполнению заданий и инструкций по технике безопасности к каждой проводимой работе.

Подготовка учителя к таким урокам, конечно, занимает большой объем времени. Проводится анализ тематического планирования. Теоретический материал рекомендуется изучать укрупненными блоками, для того, чтобы освободить 2-3 урока, а по возможности и больше. Все уроки должны быть взаимосвязаны, поэтому готовиться к каждому из таких уроков нужно не изолированно, а одновременно.

Подбирать задания и дидактический материал необходимо с учетом «зоны ближайшего развития» школьников: к сильным учащимся проявлять боле высокие требования, для более слабых – предъявлять свой список предлагаемых заданий.

Необходимо составлять траектории движения как групп в целом, так учащихся внутри групп, т. е. осуществлять перераспределение ролей, смену состава групп. Это необходимо для отслеживания поведения детей и их действий.

Самостоятельная работа предусматривает использование наглядных, практических и исследовательских методов. В ходе работы производится анализ, сравнение и сопоставление полученных результатов.

После проведения практикума проводится групповая проверка. Если существует проблема недостатка оборудования, половина работы может быть представлена письменными задания, возможно задания творческого характера.

Не исключена самопроверка, которая способствует развитию самооценки.

Эффективность урока практикума зависит, конечно, от уровня теоретической подготовки учащихся, от степени сформированности умений работать с оборудованием. И это можно отслеживать, и по возможности корректировать.

Подготовка учителя к конкретному уроку - это творческий процесс, который раскрывает индивидуальность учителя, его опыт, его мастерство.

53) Домашнее задание и его проверка на уроке. Объем, содержание, методика проведения.

Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.

К содержанию и объему домашних заданий можно предъявить следующие основные требования:

Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего. Классная работа оказывает существенное влияние на домашнюю работу учащихся, готовит их к выполнению этой работы. В свою очередь, качество выполнения домашних заданий влияет на ход последующих классных занятий. Опыт

организации домашних заданий показал, что тщательное планирование домашних заданий дает возможность правильно определить цель домашнего задания, его содержание и объем.

Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными: однообразие утомляет учеников, ведет к потери интереса. Содержание современных программ позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость учащихся и избежать потери к предмету.

Домашние задания должны быть посильными и доступными пониманию учащихся, но не точной копией, выполненной в классе.

Давая домашнее задание, учителю необходимо проводить инструктаж по его выполнению. Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.

В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.

Домашние задания обязательно должны проверяться учителем, поскольку контроль и оценка домашнего задания – вместе с другими факторами учебного процесса – являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности ученика.

Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях.

Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, направленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задания, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока.

Домашние задания должны быть небольшими по объему, и согласовано с заданиями по другим предметам, так как наблюдается перегруженность учащихся школы. Дача домашних заданий регламентируется СанПин 2.4.2. – 576–96 в следующих пределах:

В 1-м классе (со второго полугодия) – 1ч.,

Во 2-м – до 1,5 ч.,

В 3-м – до 2 ч.,

В 5-6-м – до 2,5 ч.,

В 7-8-м – до 3 ч.,

В 9-11-м – до 4 ч.

Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приемы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете, определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Если учитель отказывается от систематического контроля за выполнением домашнего задания или относится к нему недостаточно серьезно, он разочаровывает учеников, поскольку игнорирует их работу, их достижения и тем самым не стимулирует производительность их труда.

В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая). Время на проверку регламентировано (не более 10 минут на уроке комбинированного типа). Поэтому в целях повышения результативности проверки следует активнее использовать доску, сигнальные карточки, тесты, перфокарты, игровые задания.

Формы контроля за выполнением домашней работы разнообразны, но необходимо при их использовании обеспечить не только оценку результатов, но и наметить перспективу индивидуальной работы, как с сильным учеником, так и со слабоуспевающим. Нужно так организовать проверку, чтобы ученик был заинтересован в дальнейшей учебной деятельности.

При проверке домашнего задания практикуются следующие способы:

Фронтальная проверка выполнения письменного задания;

Выборочная проверка письменного задания;

Фронтальный опрос по заданию;

Выполнение аналогичного упражнения;

Взаимопроверка, самопроверка выполненного задания;

Опрос с вызовом к доске;

Опрос по индивидуальным карточкам;

Проверка с помощью сильных учеников еще до начала урока.

Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо если учитель ограничивается лишь выставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка домашней работы будила мысль учеников. Многие же учителя видят в отметках единственный стимул домашней работы учащихся. Опытный учитель никогда не будет “накапливать” отметки в классном журнале путем установления очередности опроса по домашним заданиям, той очередности, которую быстро разгадывают учащиеся и поэтому не готовят уроки систематически.

Наши рекомендации