Экскурсии, их место и значение для организации обучения естествознанию школьников с интеллектуальным недоразвитием.
Экскурсии – это форма и метод учебно-воспитательной работы, которые позволяют организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях.
Цель любой экскурсии – научить правильно видеть, слышать, осознавать наблюдаемое, уметь устанавливать простейшие связи и зависимость между явлениями, развивать у учащихся наблюдательность. С помощью экскурсии дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях. Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное значение. Посещая производство, сельскохозяйственные фермы, бывая на природе, выезжая в музеи и на выставки, учащиеся получают в одних случаях общие впечатления; в других перед ними ставится конкретная учебная задача, связанная с изучением определенных производственных процессов или природных явлений. Любой вид экскурсии требует тщательной организационной подготовки.
Экскурсии, проводимые с детьми, имеющими нарушения интеллекта, могут быть направлены на обучение ориентированию на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях учебного заведения, изучение влияния деятельности человека на природу.
Преподавателям следует больше внимания уделять воспитательному аспекту экскурсии, сочетая его с образовательным аспектом. Экскурсионный материал должен быть подобран и использован таким образом, чтобы он развивал познавательные способности участников, воспитывал у них высокие моральные качества — любовь к своей Родине, уважение к другим народам, коллективизм и т. д.
Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.
Эффективность экскурсии как педагогического процесса зависит от уровня активности обеих сторон — экскурсовода и экскурсантов. Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом. В тоже время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.
На экскурсиях учитель должен проводить работу по уточнению и расширению природоведческих понятий, формированию материалистического мировоззрения, развитию логического мышления, воспитанию эстетических чувств, приобретение учащимися умения наблюдать в природе.
Важной частью педагогического процесса, который протекает в ходе экскурсии, является осмысление экскурсионной информации. В ходе такого осмысления в сознании младших школьников с умственной недостаточностью происходят различные мыслительные операции — сравнение с ранее увиденным и услышанным, сопоставление данного объекта с другим, выделение главного и второстепенного, обобщение, выводы.
Другая задача экскурсии как педагогического процесса — вооружить экскурсантов практическими навыками для самостоятельного наблюдения объектов. Экскурсия своей наглядностью, методическими приемами показа, формами рассказа способствует активизации детей с умственной отсталостью. Для решения этой задачи экскурсовод стремится привить группе определенную «экскурсионную грамотность», прежде всего умение видеть объект, что особенно актуально в условиях узости кругозора умственно отсталых школьников.
Важной частью экскурсии как педагогического процесса является послеэкскурсионная работа экскурсовода. Перед педагогом ставится задача — закрепить экскурсионный материал, превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной домашней работы или коллективно - творческого дела ее участников по закреплению и углублению полученных знаний.
При проведении экскурсий умственно отсталых детей, экскурсовод осуществляет две педагогические задачи: дидактическую — вооружение экскурсантов знаниями и воспитательную — формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.
Знакомство с растительным и животным миром лучше всего организовывать при проведении комплексных экскурсий. При этом учащиеся учатся сами открывать те связи и взаимозависимости, которые существуют между животными и растениями. Экскурсанты видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать у школьников представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Отдельные понятия, полученные на классных занятиях, экскурсиях сливаются в более широкое понятие – «природа».
Наибольшее значение в экскурсионной работе с умственно отсталыми детьми приобретает познавательный компонент, основанный на высокой степени наглядности и четкой тематичности.
Экскурсия требует подготовки и подведения результатов в классе: помимо самой экскурсии как минимум 2 урока (подготовительный и подведение итогов).
Подготовительный этап. Определение темы, маршрута, места остановок, видов деятельности, выполняющихся на них, сроков и примерного времени. Инструкция: как одеться и др.
Этап реализации.
Подведение итогов.
35) Наглядные пособия. Виды, методические требования к оформлению, хранению и использованию.