Упражнения на осознание сущности эмпатии
Упражнение 1. «Слепец и поводырь». Участники игры разбиваются на пары. Один из них исполняет роль «слепого», другой – «поводыря». «поводырь» в течение 5мин водит своего партнера с завязанными шарфом глазами по комнате. Затем они меняются ролями. Ведущий наблюдает действия «поводыря».
Рефлексия своих чувств и ощущений в роли «слепого» и «поводыря». Оценка «слепым» своего партнера по пятибалльной системе. Совместное определение сущности «эмпатии» как свойства личности.
Упражнение 2. «Контакт глазами». Участники разбиваются на пары. В течение 5 мин партнеры смотрят друг другу в глаза, стараясь понять чувства, мысли другого. Прокомментируйте свои ощущения.
Приложение18
Тест на определение чувства юмора
Если вы хотите узнать свое отношение к юмору, отметьте один из трех ответов, наиболее удачный, на ваш взгляд. Если ни один из них вам не нравиться, не отмечайте ничего.
1.Если кто-то идет в лес за грибами на ходулях, он поступает так:
а) чтобы было интереснее;
б) потому, что боится змей;
в) чтобы лучше видеть грибы
2. Если человек, торгующий «бочковым» пивом, вдруг просит кого-то из очереди принести ему лимонаду, то он поступает так:
а) потому что хочет за свои деньги выпить что-то по-лучше;
б) чтобы рассмешить очередь;
в) потому что встал на правильный путь.
3. Если ваш коллега уснул на работе, то вы:
а) позовете начальника;
б) пока он спит, пойдете пить кофе;
в) громко хлопнете дверью.
4. В трамвае вы познакомились с симпатичной девушкой (юношей). Она (он) отказывается от свидания с вами. Вы отвечаете:
а) «Приятно было познакомиться»;
б) «Ладно, в другой раз»;
в) «А почему?»
5. На просьбу случайного прохожего дать ему мелочь вы отвечаете:
а) «Вы читаете мои мысли»;
б) «К сожалению, у меня получка только через десять дней»;
в) «Зачем они вам?»
6. Вам на глаза попалась объявление: «Меняю «Мерседес» на «Оку». Считайте, что человек, который дал это объявление:
а) ждет, чтобы посмотреть, кто попадается на удочку;
б) наверно, не знает, куда деньги девать;
в) с ума сошел.
7. Если в переполненном трамвае кто-то наступил вам на ногу и не собирается с нее сходить, вы ему говорите:
а) «Нога, на которой вы стоите, моя»
б) «Может быть, мы с вами поменяемся местами?»
в) «Будьте любезны подвинуться».
8. В кульминационный момент телевизионного детективного фильма вдруг гаснет экран. Вы считаете это:
а) прекрасной возможностью каждому придумать свою версию;
б) совершенно естественным;
в) плохой работой технического персонала на телевидении.
9. Если в «Спортлото» выиграли цифры, зачеркнутые вами в билете, который вы забыли отправить, это:
а) упущенный шанс;
б) ваша невезучесть;
в) и вообще жизнь не удалась.
10. В гостях хозяева угощают вас тем, что вы заведомо не любите. А вы:
а) с улыбкой съедите и скажете, что хозяйка дома — просто художница в кулинарии;
б) начинаете есть угощение с таким видом, что все поймут: вы делаете это через силу;
в) откажетесь.
Обработка результатов.
За каждый первый ответ (например, 1а) начисляются 3 балла, за второй (например, 2б) - 2 балла. За третий (например, 3в) - 1 балл. Если ни один из ответов вас не удовлетворил — не получаете ни одного балла.
Интерпретация результатов:
21 — 30 баллов — сверхвысокий уровень. Юмор в вас просто бурлит, даже перехлестывает через край. Так что будьте посдержаннее, иначе ваше поведение можно истолковать не так, как вам хотелось бы.
11 — 20 баллов —высокий уровень. Вы обладаете здоровым, реальным чувством юмора, в шутках не перебарщиваете. Ваше остроумие не задевает и не утомляет окружающих.
6 — 10 баллов — средний уровень. Даже в хорошем настроении вы слишком практичны. Трезвы в суждениях, а это никого не развеселит, скорее, утомит окружающих.
0 — 5 баллов — низкий уровень. Вы мрачный человек. От этого невесело и вам, и вашим друзьям. Не удивляйтесь, если вашего общества иногда избегают.
Желаем вам успехов в профессионально-личностном самосовершенствовании!!!
Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика. ‑ М., 2000.
2. Аухадеева Л.А. Коммуникативная культура студентов педагогического вуза. М., – 2006.
3. Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. – Уфа, 1998.
4. Введение в специальность. /Под ред. Л.И. Рувинского – М.: Просвещение. 1989 г.
5. Введение в педагогическую деятельность - М.: 1993 г.
6. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. - М., 1995
7. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С. ‑ М., 2002.
8. Елканов А.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя – М.: Просвещение. 1989 г.
9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
10. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.
11. Кождаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога – М.:1994 г.
12. Коротов В.М. Педагогическая технология гуманистического воспитания. – Соликамск, 1996.
13. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. – М., 2001
14. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.
15. Масленникова В.Ш., Юдин В.П. Педагог и культура. – Казань, 1994.
16. Митина Л.М. Психология профессионального развития. – М., 1998.
17. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. – М., 2003.
18. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. – М., 2006.
19. Нигматов З.Г. Гуманистические основы педагогики. –М., 2004.
20. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. ‑ М., 2004.
21. Основы педагогического мастерства. Под ред. И.Я. Зязюна – .М., 1989.
22. Орлов Н.А. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. М., 2004.
23. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М, 2007.
24. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика
25. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.
26. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности. – Казань, 1989. – М., 2004.
27. Хадиуллин И.Г., Хузиахметов А.Н. Практикум по педагогике. – Казань, 2001.
28. Хузиахметов А.Н. Педагогика: педагогик уку шартлары. ‑ Казань, 2000.
29. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – Казань, 1991.