Семинар № 1. Профессия учителя.

Вопросы для обсуждения:

1. Учитель и общество. Социальная значимость педагогической профессии в современном мире.

2. Учитель – профессия или образ жизни?

3. Педагогическая профессия в «пирамиде» профессий (по классификации Е.А. Климова).

4. Ролевая игра «Самопрезентация: Я – будущий учитель»:

· Почему я выбрал эту профессию?

· Я – будущий учитель, мои достоинства и недостатки?

· Чего я хочу достигнуть и чего избежать в своей будущей педагогической деятельности?

· Мой идеал учителя.

5. Упражнения на закрепления знакомства и установления эмоционального контакта.

Упражнение 1. «Хорошо ли мы знаем друг друга?»

Все студенты (слушатели) по команде преподавателя должны быстро построиться в шеренгу: а) по росту; б) по алфавиту (по первой букве имени или фамилии); в) по цвету глаз или волос и т.д.

Упражнение 2. «Девиз».

Все участники по очереди (по кругу) говорят о том, какую футболку и с какой надписью-девизом они выбрали себе, если бы была такая возможность Эта надпись должна отражать жизненное кредо человека. Его основной жизненный принцип, а цвет − должен соответствовать его характеру.

Упражнение 3. «Свободный рисунок».

Всем членам группы выдаются листы бумаги и карандаши для рисования. Каждый рисует то, что ему хочется, любые формы, линии, цвет. Главное, чтобы это было выражением собственных чувств, переживаний.

После того как задание выполнено, организуется импровизированная выставка рисунков. Можно смешать рисунки все вместе, а затем предложить группе рассмотреть каждый рисунок и определить, кому он принадлежит, или предложить автору прокомментировать свой рисунок, обратив особое внимание на ощущения, которые возникли в процессе творчества.

Рекомендуемая литература:

1. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С. ‑ М., 2002.

2. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. ‑ М., 2004. (Глава 1, 1.1 – 1.4).

3. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М, 2007.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2004.

5. Хадиуллин И.Г., Хузиахметов А.Н. Практикум по педагогике. – Казань, 2001.

6. Хузиахметов А.Н. Педагогика: педагогик уку шартлары. ‑ Казань, 2000.

Семинар № 2

Научная организация труда студента – будущего учителя.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности процесса обучения в вузе:

а) формы организации образовательной деятельности;

б) лекция – ведущая форма учебного процесса.

2. Учебно-познавательная деятельность студента.

3. Научная организация труда студента:

а) самообразование;

б) гигиена умственного труда;

в) культура умственного труда;

г) мотивация учения;

д) планирование учебной деятельности;

Е) развитие памяти.

4. Формы работы с текстом:

а) чтение (чтение-просмотр, сплошное, выборочное, повторное, быстрое чтение, сканирование и др.);

б)записи(план, тезисы, цитаты, выписки, конспектирование, рецензии, аннотации, рефераты).

5. Источники педагогических идей. Роль современной публицистики и научной литературы в профессиональном становлении педагога.

6. Практическое задание по работе с текстом.

7. Самопознание: самодиагностика познавательных мотивов (Приложение 1).

Информационно-методический блок.

Учебно-познавательная деятельность – процесс усвоения новых (или совершенствования имеющихся) знаний, умений и навыков.

Мотивы учебно-познавательной деятельности - стимулы, побуждающие личность к активной познавательной деятельности в процессе обучения.

Общеучебные и специальные умения – способность хорошо выполнять необходимые действия и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.

Самообразование – целенаправленная, сознательная и самостоятельная деятельность личности по совершенствованию своего образования.

Основные компоненты готовности студента к самообразованию

1) Наличие эмоционально-личностного аппарата самообразования, который влияет на систематичность и последовательность осуществления процесса самообразовательной деятельности. Он включает в себя:

- личностные ценности человека, определяющие его мировоззрение, взгляды на «свое» в жизни.

- отношение к общественно полезному труду, в том числе к учению и самообразованию.

2) Система знаний и умений, отражающая меру интеллектуального развития личности:

- в конкретном видеть общее;

- из общего выделять конкретное;

- видеть внутри – и межпредметные связи относительно различных научных понятий, методов и т.д.

- осознание единства и целостности научной картины мира;

- умение соотносить научные категории с объективной реальностью;

- уровень понимания относительного характера знаний и необходимости уточнять их путем систематического познания;

- умение анализировать и обобщать;

- гибкость мыслитель ной деятельности, осознанность, устойчивость и самостоятельность мышления;

- прочность имеющихся знаний, умений и навыков, их восстанавливаемость.

3) Обобщение умения личности работать с основными источниками социальной информации:

- характер ориентирования в разнообразных объектах информации;

- психологическая готовность верно оценить функциональные возможности как отдельного источника, так и совокупности источников;

- культура восприятия информации от источника; рациональная запись информации

- умение использовать источник информации при самоконтроле и самооценке качества результатов самообразования.

4) Организационно – управленческие умения:

- умение намечать и принимать к исполнению задачи самообразования, основные пути поиска и усвоения социального опыта.

- навыки планирования учебного труда, распределения усилий ивремени для решения этих задач.

- умения и навыки самоконтроля, самоанализа и самооценки результатов самообразовательной деятельности на определенном этапе и на её основе – разработка новых задач самообразования.

Научная организация труда и технологическая культура

будущего специалиста

Основу гуманистической технологии профессионального обучения составляет личностно-деятельностный подход и будущий специалист в целостном педагогическом процессе выступает как субъект деятельности и субъект развития, что способствует формированию общей и профессионально-педагогической культуры, профессионально-значимых качеств личности и общеучебных и педагогических умений и навыков.

Основу профессионального обучения составляет учебная деятельность студентов - это «…такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в самом субъекте» (Эльконин Д.Б.). Учебная деятельность осуществляется с помощью следующихучебных действий:

- вычленение проблемы из поставленной перед студентами задачи (задания);

- выявление общего способа решения проблемы;

- моделирования общих отношений учебного материала и общих способов решения учебных проблем;

- конкретизация и обогащение частными проявлениями общих отношений и способов действий;

- самоконтроль за ходом и результатом учебной деятельности;

- самооценка соответствия хода и результата деятельности поставленной перед ними задачи (задания) (Пидкасистый П.И.).

Формы работы с текстом

Важной составляющей технологической культуры и культуры умственного труда является работа с текстом (чтение и записи). Культура чтения – это правильная организация труда, процесса чтения с учетом достижений техники и гигиены, применение различных способов работы с текстом в зависимости от его содержания, цели чтения, времени которым располагают. Характерной особенностью культуры чтения является умение анализировать прочитанное, находить самое главное, важное и ценное в размышлениях автора. Важный признак высокого уровня культуры чтения – умелое применение различных записей в процессе работы с текстом. Чтение воспитывает нравственность читателя, формирует эстетические вкусы, влияет на настроение и самочувствие, содействует формированию навыков самообразования и самоконтроля. Культура чтения определяется не только операционно-технической стороной этого процесса, но и содержательно-смысловой. Культура чтения - это прежде всего культура понимания и интерпретации того содержания, которое передает текст. Научить понимать текст означает научиться в совершенстве владеть мыслительными операциями: выделением операционно-смысловых признаков, интиципацией (способностью предугадывать по косвенным смысловым признакам текста дальнейшие события) и реципацией (умением мысленно возвращаться к ранее прочитанному). Важно научиться видеть в тексте выразительные художественные средства, понимать их значение и смысл и описывать словами сущность образного выражения той или иной идеи. Культура чтения предполагает наличие смысловой догадки (антиципации), развитие которой способствует формированию воображения и креативности читателя.

В учебно-познавательной деятельности могут применяться различные виды чтения:

чтение-просмотр(предполагает предварительное ознакомление с книгой, когда быстро просматривается оглавление, предисловие и заключение, что позволяет сделать выводы о содержании данной книги и ее значимости для решения ваших задач);

сплошное чтение(предполагает последовательное внимательное прочтение всего текста);

выборочное чтение (позволяет быстро найти информацию, необходимую для решения ваших задач и внимание фиксируется только на тех аспектах текста, которые вам необходимы);

сканирование (предполагает быстрый поиск отдельного слова, понятия, факта в конкретном тексте, и его дальнейшее использование для подготовки докладов, конспектирования и др.);

быстрое чтение- предполагает скорость чтения значительно выше 200 слов в минуту (более 40 страниц в час), современный человек должен уметь варьировать скорость чтения от 100 до 1000 – 2000 слов в минуту (от 20 до 400 страниц в час). В прошлые времена так читали Ж. Ж. Руссо, О. Бальзак, А.С. Пушкин, М. Горький. Разработка научных основ скорочтения (или «динамического чтения») позволяет довести темп чтения самого обыкновенного человека до 10 тысяч слов в минуту (2 тысячи страниц в час). Резервами повышения скорости чтения являются подавление внутреннего проговаривания; расширение поля зрения; овладение навыками

Наши рекомендации