Семинарские и практические занятия
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КАЗАНЬ 2011
Печатается по решению кафедрытеории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета
УДК 371
Составитель - | Л.А. Аухадеева, доктор пед. наук, профессор кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования |
Научный редактор - | И.Я. Ярмакеев, доктор пед. наук, профессор |
Рецензенты: | З. Г. Нигматов, доктор пед. наук, профессор; Р.М. Ахмадуллина, кандидат пед. наук, доцент |
Введение в педагогическую деятельность: Учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. – Казань: ИФИ КФУ, 2011. – 89 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование
В пособии представлен курс «Введение в педагогическую деятельность» в соответствии с новыми образовательными стандартами ФГОС по направлению 050100 Педагогическое образование в связи с переходом на двухуровневую систему высшего профессионального образования.
Данный курс рассматривается как основа профессионально-педагогической подготовки будущего специалиста, ориентирован на овладение студентами системой знаний о сущности и специфике профессионально-педагогической деятельности, профессионально обусловленных требованиях к личности педагога, профессионально-личностном самоопределении и самосовершенствовании будущего специалиста с позиции компетентностного подхода. Представлены цели, задачи, результаты освоения курса, содержание лекций, семинарских и практических занятий, самостоятельной работы, методические рекомендации студентам и др. Будущим специалистам предлагаются индивидуальные творческие задания, комплекс методик по самодиагностике личностных качеств и способностей и совершенствованию учебных и педагогических умений.
Ó Л.А. Аухадеева, 2011
ВВЕДЕНИЕ
ХХI век обозначил необходимость серьезных изменений в системе образования. В современном мире образование становится глобальной ценностью, важнейшим условием и способом самореализации человека. Во всем мире меняются его приоритеты, выделяется ведущее значение гуманитарного образования, определяются общемировые и европейские тенденции развития общего и профессионального образования.
Центральным звеном любой системы образования являются педагогические кадры и проблема подготовки учителя, формирования его профессиональной компетентности, общей и педагогической культуры, повышения его социального и государственного статуса является архиважной.
Модернизация отечественной системы образования выдвинула новые целевые ориентиры учебно-воспитательного процесса: «поворот» к личности, создание условий для ее развития; приоритет самостоятельности, самопознания и саморазвития личности, свободы выбора и поисковой активности; ценностью становятся не знания как таковы, а возможность самореализации личности благодаря этим знаниям. Это предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке современного учителя – высоко компетентной целостной личности, готовой к гуманным взаимоотношениям, сотрудничеству, взаимопониманию, созданию условий для всестороннего развития личности воспитанников и осуществлению своего человеческого и социального предназначения.
Новейшие открытия во всех областях науки изменяют наши представления о мире. Формируется новая парадигма мышления, которая будет определять прогрессивное развитие общества. И современному учителю предстоит преображать сознание подрастающего поколения, и строить школу не только на основе законов Бытия, но и как школу творческой мысли и саморазвития.
Это требует серьезных изменений вузовской подготовки учителя, которая должна стать, не только профессионально, но и личностно ориентированной, развивающей у студентов глубокий интерес к вопросам самопознания, самоопределения и самосовершенствования, формирующей целостную, творческую личность, способную вобрать в себя все многообразие и единство мира.
Важное значение в решении этих задач имеют педагогические дисциплины, основная цель которых - формирование у будущих педагогов профессиональной готовности к реализации целостного педагогического процесса. Содержание курсов ориентировано на образование учителя как субъекта профессиональной деятельности, на стимулирование потребности в педагогическом самосовершенствовании, формирование у студентов профессионально-педагогической позиции и гуманистической направленности. В основу построения педагогических дисциплин положены прогрессивные идеи и направления современной педагогики: положения личностно ориентированного подхода; идеи целостности педагогической деятельности; гуманистические идеи педагогической науки; направления культурологического подхода в образовании.
Курс «Введение в педагогическую деятельность» носит пропедевтический характер. Он открывает весь цикл психолого-педагогических дисциплин и логически связан с основными теоретическими курсами педагогики, психологии, а также с педагогической практикой.
Изучение данной учебной дисциплины обусловлено необходимостью формирования у будущего педагога представлений особенностях педагогической профессии и перспективах ее развития в условиях обновляющейся школы, о сущности педагогической деятельности, о требованиях к личности педагога, профессионально-личностном самоопределении и самосовершенствовании будущего специалиста. Свободное оперирование знаниями и умениями, полученными студентами в рамках данной дисциплины, - необходимое условие успешного освоения впоследствии дисциплин педагогического цикла. Содержание курса направлено на формирование у будущих учителей профессионального самосознания, педагогической культуры, включает знания методологического характера о сущности образования как общественного явления и как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, о стратегии развития отечественного образования, о взаимосвязи педагогической теории и практики и др.
Курс «Введение в педагогическую деятельность» имеет большое воспитательное значение, так как является первой изучаемой студентами педагогической дисциплиной и формирует отношение к последующим дисциплинам педагогического цикла и закладывает фундамент педагогических знаний умений и навыков, педагогического мышления и педагогической культуры будущего специалиста.
В данном пособии представлены: место дисциплины в структуре основных образовательных программ бакалавриата, цели и задачи ее изучения; требования к результатам ее освоения; содержание лекций и семинарских занятий; информационные блоки и методические рекомендации по организации деятельности студентов на занятиях и самостоятельной работы студентов. Содержание приложения направлено на самопознание, создание ситуаций самоопределения в профессии во всех аспектах своего Я, формирование педагогической направленности и готовности к профессионально-личностному самосовершенствованию.
Место дисциплины в структуре основных образовательных
Программ бакалавриата
Дисциплина «Введение в педагогическую деятельность» относится к общепрофессиональному циклу дисциплин и входит в состав базовой части.
Освоение данной дисциплины готовит будущих бакалавров к работе со следующими объектами профессиональной деятельности: обучение, воспитание, развитие, просвещение.
Профильными для данной дисциплины являются как педагогическая, так и культурно-просветительская профессиональная деятельность бакалавров.
«Введение в педагогическую деятельность» направлено на подготовку будущих специалистов к решению следующих задач профессиональной деятельности:
в области педагогической деятельности:
– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;
– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;
– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
в области культурно-просветительской деятельности:
– изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
– разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;
– обучение, воспитание, развитие, просвещение.
– представление об основных механизмах социализации личности, в том числе в условиях современного общества;
– понимание специфики принципов системного, структурно-функционального, сравнительного, аксиологического анализа при изучении педагогических процессов, событий и явлений;
– умение применять методы эвристического анализа изучаемых научных проблем;
– умение использовать современные информационно-коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки, анализа, хранения и передачи информации;
– владение различными способами вербальной и невербальной коммуникации, в том числе основами педагогического мастерства, технологиями публичной презентации, изложения информации в жанре эссе и аннотационной характеристики;
– умение организовывать свою учебную деятельность, исходя из предъявляемых требований и собственных образовательных потребностей;
– владение навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;
– обладание толерантной гносеологической и коммуникативной культурой;
– обладание основами педагогического мышления, способностью соотносить собственные мировоззренческие установки и гражданскую позицию с поведенческими моделями и ценностными ориентациями.
Дисциплина «Введение в педагогическую деятельность» открывает весь цикл психолого-педагогических дисциплин и логически связана с основными теоретическими курсами педагогики, психологии, а также с педагогической практикой. Изучение данной учебной дисциплины обусловлено необходимостью формирования у будущего педагога представлений о сущности и специфике педагогической деятельности, профессионально-педагогической культуры, профессионально-личностном самоопределении и самосовершенствовании учителя, особенностях педагогической профессии и перспективах ее развития в условиях обновляющейся школы. Свободное оперирование знаниями и умениями, полученными студентами в рамках данной дисциплины, - необходимое условие успешного освоения всех последующих дисциплин педагогического цикла. Содержание курса включает знания методологического характера о сущности образования как общественного явления и как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, о взаимосвязи педагогической теории и практики.
Ведущими областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина «Введение в педагогическую деятельность», являются образование, социальная сфера, культура.
2. Цель и задачи дисциплины.
Целью дисциплины является подготовка студентов к организации обучения в системе основного образования с учетом содержательной специфики курса «Введение в педагогическую деятельность», логических и содержательно-методических связей в предметной области «Педагогика» и задач по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, и обеспечение комплекса условий (психологических, дидактических, технологических) для эффективного обучения и успешной профессиональной адаптации.
Задачидисциплины:
- сформировать у студентов общие представления о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности;
- ознакомить с требованиями ФГОС ВПО к уровню профессиональной компетентности педагога.
- способствовать формированию профессиональной культуры педагога;
- сформировать научные представления о профессионально-личностном самоопределении и самосовершествовании педагога;
- вооружить студентов знаниями о сущности образования как общественного явления и как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства;
- способствовать упрочению гражданской позиции и мировоззренческих установок студентов, создать условия для развития педагогического мышления и готовности к толерантному социальному сотрудничеству;
- развитие когнитивных способностей и информационно-коммуникативной культуры студентов, их функциональной грамотности;
- подготовить студентов к использованию знаний современной педагогики в профессиональной педагогической и культурно-просветительской деятельности.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования определяет требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата: общекультурные компетенции (16), профессиональные компетенции (11) и общепрофессиональные компетенции (6).
Процесс изучения дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые педагогические проблемы (ОК-2);
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
Общепрофессиональные компетенции:
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);
Специальные компетенции:
- способен определять пространственные рамки педагогических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);
- способен характеризовать модели педагогического процесса (СК-3);
- способен ориентироваться в педагогических концепциях, объясняющих единство педагогического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в педагогической науке (СК-4);
- готов применять методы педагогического исследования, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса; (СК-5);
- способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-педагогических проблем (СК-6);
- готов использовать принципы научного анализа при прогнозировании последствий педагогических процессов (СК-7);
- готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);
- готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя (СК-9).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- структуру, функции, виды педагогической деятельности и профессиональной культуры;
- требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога;
- сущность и особенности профессионально- личностного самоопределения и самосовершенствования;
- ведущие характеристики образования как общественного явления и педагогического процесса;
уметь:
- диагностировать индивидуальный уровень сформированности профессионально важных личностных качеств;
- разрабатывать программу личностного профессионально-педагогического самосовершенствования;
- развивать коммуникативные, организаторские способности;
- организовать образовательный процесс в различных социокультурных условиях, строить общение с детьми разных национальностей, уважать культуры, обычаи, обряды, религии других народов;
владеть:
- системой знаний о сущности и специфике педагогической профессии, уяснить для себя суть педагогической деятельности;
- навыкамии методами профессионально-педагогического развития, самодиагностики, анализа современных требований к уровню профессиональной компетентности педагога;
- умениями самостоятельной работы с педагогической и научной литературой;
- умениями психолого-педагогической диагностики, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Лекции – 18 часов (9 лекций).
Семинарские занятия – 12 часов (6 семинаров).
Практические занятия – 6 часов (3 занятия).
Самостоятельная работа – 36 часов (в том числе: подготовка к семинарским и практическим занятиям, контрольным работам, разработка учебного проекта, работа с первоисточниками, составление аннотаций, рецензий, написание эссе, реферата, диагностика личностных качеств и способностей).
Форма контроля – зачет (балльно-рейтинговая система).
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
5. Разделы дисциплины и виды занятий.
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Пр. зан-я | Лаб. зан-я | Семинары | СРС | Всего |
1. | Общая характеристика педагогичес-кой профессии. | – | – | ||||
2. | Профессиональная деятельность: её сущность и ценностные характеристики. | - | - | ||||
3. | Профессионально обусловленные требования к личности педагога. | - | - | ||||
4. | Общая и профессиональная культура личности педагога Общение как основа педагогической деятельности. | - | - | ||||
5. | Профессиональная компетентность педагога | – | - | ||||
6.. | Основы профессионально-личностного самоопределения и самосовершествования становление и развитие педагога | – | |||||
7. | Стратегия развития системы отечественного образования | - | – | ||||
8. | Образовательно-профессиональный путь будущего учителя. | - | – | ||||
9. | Конференция «Опыт педагогов–новаторов. Авторские школы» | - | – | - |
6. Методические рекомендации по организации деятельности студентов на лекциях и семинарских занятиях
Материал курса «Введение в педагогическую деятельность и общие основы педагогики» ориентирован на овладение студентами системой знаний о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности, на изучение общих основ профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования.
Логика изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» соответствует логике Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
В организации изучения дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» особое значение отводится лекционным занятиям, где преподавателем излагаются узловые вопросы в рамках программы данного курса по четко составленному плану. На лекции не только сообщается теоретически и практически значимая информация, но и происходит овладение слушателями ключевыми понятиями, развивается способность мыслить, подходить всесторонне и критически к тем или иным изучаемым фактам, явлениям, подходить к познанию творчески, что способствует формированию педагогического мышления и профессионально-педагогической культуры.
Весьма важно студенту обеспечить эффективность своей работы в процессе слушания и записывания лекций.
Прежде всего, студент должен уметь подготовиться к слушанию и восприятию лекции. Такая подготовка может включать в себя: просмотр записей прошедших лекций, ознакомление с темой предстоящей лекции по учебникам, пособиям (по рекомендации преподавателя), подготовка дополнительных материалов к лекции (планов, схем, иллюстраций и др.). Такая предварительная подготовка позволит студенту на лекции более активно включиться в познавательный процесс, организуемый и направляемый преподавателями.
Работа на лекции заключается в прослушивании и одновременной записи ее содержания. Это весьма сложный непрерывный и активный процесс, включающий в себя восприятие и осмысление излагаемых лектором положений, выделение среди них главной, наиболее существенной формулировки обобщений и выводов из сообщенных фактов. Форма записи лекции студентом может быть различной - многое зависит от Ваших индивидуальных особенностей, уровня развития мышления и интеллектуальных умений, опыта и т.п.
Но всегда необходимо соблюдение двух, по крайней мере, требований к конспектам лекций:
1) постоянная работа конспектирующего над тем, чтобы в конспекте лекций было больше мыслей и меньше слов, их выражающих;
2) четкое, логически оправданное разделение записи лекции на отдельные разделы (в соответствии с ее планом) и формулировка названий этих разделов - определенной системы заголовков и подзаголовков.
Иногда рекомендуется такое ведение конспекта, в котором излагаются только те положения, на которые было специально указано педагогом. Весьма полезно текст отдельных частей лекции излагать своими словами, использовать условные обозначения, сокращения наиболее часто используемых в педагогической науке терминов (например, воспитание - восп-е, обучение - об-е, формирование - форм-е и т.п.). Полезно записи лекций сопровождать изложением на полях текста своих собственных замечаний, соображений, желательно также записывать детально те наиболее сложные вопросы курса, которые более обстоятельно излагаются в лекции, чем в учебниках.
Также студентам необходимо уделить должное внимание к подготовке к семинарским и практическим занятиям. На семинарах и при подготовке к ним студенты учатся разумно планировать и результативно проводить самостоятельную работу, используя различные формы работы с текстом. Критериями готовности к занятиям являются:
- наличие у студента хорошего "умного" конспекта - его подготовка должна обогатить студента духовно, в изучаемой им области педагогической науки;
- проявление студентами знаний, глубокого понимания темы при обсуждении каждого его вопроса.
На семинарских занятиях студенты могут отработать следующие виды учебно-познавательной деятельности:
- заслушивание сообщений, докладов студентов, их обсуждение;
- коллективные беседы - обсуждения в ходе них вопросов, предложенных преподавателем, а также и студентами, их участие при этом в уточнении, дополнении ответов товарищей, обоснование участниками семинара теоретических положений, подтверждение их примерами из своей педагогической деятельности или других педагогов;
- участие в мини-дискуссиях, посвященных обсуждению сложных, новых, наиболее актуальных в современной педагогике вопросов;
- участие в разборе педагогических ситуаций, решение педагогических задач;
- участие студентов в выполнении проверочных знаний: устном опросе, подготовке письменных ответов на вопросы, в терминологическом диктанте;
- проведение деловых игр, направленных на развитие педагогического мышления, вооружение уменьями и навыками, необходимыми в учебно-воспитательной работе, на развитие творческого подхода к ней;
- участие студентов в анализе опыта работы педагогов-новаторов, передовых учителей.
Важное местона семинарских занятиях занимает беседа, которая обычно проводится как коллективное обсуждение вопросов по заранее предложенному плану; беседа может занимать часть семинарского занятия, сочетаясь с использованием других методов, она может протекать в форме обсуждения проблем им воспроизводящей беседы с краткими выступлениями участников семинара с изложением своих позиций, и заключительным словом преподавателя. При раскрытии проблемных вопросов студент проявляет интеллектуальные усилия, формируя в ходе этой умственной работы новые для себя знания, развивая мышление, накапливая опыт активной мыслительной деятельности.
Одной из форм учебно-познавательной деятельности является заслушивание и обсуждение докладов, которые готовятся заранее по конкретным вопросам. Требования к докладам на семинарах:
а) доклад должен раскрывать основное содержание темы возможно более полно и разносторонне, на высоком научном уровне;
б) студент должен не читать доклад, а излагать его свободно, четко, эмоционально, стремясь увлечь товарищей педагогическими идеями: при этом можно иметь план выступления или иногда заглядывать в конспект;
в) используя те или иные источники, нужно обязательно указывать, откуда взято то или иное положение, чья это точка зрения;
г) продолжительность доклада должна быть 9-10 мин, причем последняя минута должна быть посвящена изложению основной идеи, главных выводов сообщения.
Требования к выступлениям оппонентов (содокладчиков):
а) их задача - дать оценку сообщению товарища, проанализировав его содержание, а также четкость и яркость формы;
б) в случае необходимости оппонент высказывает несогласие с теми или иными положениями, вносит коррективы, дополнения, излагает свою точку зрения;
в) продолжительность выступления оппонента 2-3 минуты.
После выступления докладчиков и оппонентов организуется обсуждение, дискуссия. На последнем этапе работы подводятся итоги: оцениваются доклады и содоклады, отмечаются положительные и отрицательные моменты, даются рекомендации по их дальнейшему совершенствованию и использованию.
Полноценное освоение курса «Введение в педагогическую деятельность» направлено на развитие познавательного интереса, самостоятельности суждений, готовности к самосовершенствованию, креативности и формирование педагогического мышления, общей, профессионально-педагогической и коммуникативной культуры будущего специалиста.
Содержание курса «Введение в педагогическую деятельность»
Лекция 1. Общая характеристика педагогической профессии.
Возникновение, развитие и особенности педагогической профессии. Педагогическая профессия в классификации профессий Е.А. Климова. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Взаимосвязь «учительства» и «ученичества». Социальная значимость педагогической деятельности в современном обществе. Профессиональные функции и социальная миссия педагога. Перспективы развития педагогической профессии. Спектр педагогических профессий.
Культура учебного труда студента - будущего учителя.
Вопросы для самоконтроля.
1. В чем специфика педагогической профессии?
2. Определите место педагогической профессии в «пирамиде» профессий (по классификации Е.А. Климова).
3. Объясните взаимосвязь «учительства» и «ученичества».
4. Обоснуйте необходимость педагогического аспекта в каждой профессиональной деятельности.
5. Назовите основные компоненты НОТ студента.
Рекомендуемая литература:
1. Андреев В.И. Педагогика. ‑ М., 2000.
2. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С. ‑ М., 2002.
3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. ‑ М., 2004. (Глава 1, 1.1 – 1.4).
4. Орлов Н.А. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. М., 2004.
5. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М, 2007.
6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2004.
7. Хадиуллин И.Г., Хузиахметов А.Н. Практикум по педагогике. – Казань, 2001.
8. Хузиахметов А.Н. Педагогика: педагогик уку шартлары. ‑ Казань, 2000.
Лекция 2. Педагогическая деятельность: её сущность и ценностные характеристики.
Происхождение педагогической деятельности. Непрофессиональная и профессиональная педагогическая деятельность. Структура, виды, функции, уровни и содержание педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как система. Гуманистическая природа и ценностные характеристики педагогической деятельности. Коммуникативная природа педагогической деятельности. Педагогическая позиция. Педагогическая задача.
Вопросы для самоконтроля.
1. Дайте определение понятия «педагогическая деятельность».
2. Приведите примеры непрофессиональной педагогической деятельности.
3.Назовите внешнюю и внутреннюю структуру педагогической деятельности.
4. Чем определяется гуманистическая природа труда учителя?
5. Охарактеризуйте педагогическую деятельность как систему.
6. В чем состоят особенности цели и объекта педагогической деятельности?
Рекомендуемая литература:
1. Андреев В.И. Педагогика. ‑ М., 2000.
2. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С. ‑ М., 2002.
3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. ‑ М., 2004. (Глава 1, 1.2, 1.5, 1.6).
4. Орлов Н.А. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. М., 2004.
5. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М, 2007.
6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2004.
7. Хузиахметов А.Н. Педагогика: педагогик уку шартлары. ‑ Казань, 2000.
Лекция 3. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
Профессионально-педагогическая направленность личности педагога и познавательная и коммуникативная активность педагога. Требования к личности педагога: природные данные, уровень развития и воспитанности, профессиональные знания, умения и навыки, педагогические способности, профессионально значимые личностные качества педагога, педагогическая культура. Педагогическое призвание и педагогический такт учителя. Педагогическое мастерство, основные психолого-педагогические предпосылки и условия его формирования. Профессионализм учителя.
Вопросы для самоконтроля.
1. Чем обусловлены требования к личности педагога?
2. Как проявляется познавательная и коммуникативная активность педагога?
3. Охарактеризуйте профессионально значимые личностные качества педагога.
4. Назовите ведущие педагогические способности.
5. Дайте определение понятий «педагогический такт», «педагогическое мастерство».
Рекомендуемая литература:
1. Андреев В.И. Педагогика. ‑ М., 2000.
2. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С. ‑ М., 2002.
3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. ‑ М., 2004. (Глава 2, 2.1 – 2.4).
4. Орлов Н.А. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. М., 2004. (Модуль 1).
5. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М, 2007.
6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2004.
7. Хадиуллин И.Г., Хузиахметов А.Н. Практикум по педагогике. – Казань, 2001.
8. Хузиахметов А.Н. Педагогика: педагогик уку шартлары. ‑ Казань, 2000.
Лекция 4. Общая и профессиональная культура личности педагога.
Культура как форма сознания. История возникновения и развития культуры. Функции и виды культуры. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры личности. Педагогическая культура: понятие, формы, аспекты, системные компоненты и показатели уровня сформированности (виды) педагогической культуры. Условия подготовки высококультурного педагога-профессионала. Коммуникативная культура как важнейший компонент общей, педагогической и профессиональной культуры учителя. Общение как основа профессиональной деятельности педагога.
Вопросы для самоконтроля.
1. Раскройте сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры.
2. Охарактеризуйте аксиологический аспект педагогической культуры?
3. Что обозначает мировоззренческий компонент педагогической культуры?
4. Охарактеризуйте личностный аспект педагогической культуры?
5. Определите значение коммуникативной культуры в профессиональной подготовке будущего учителя.
Рекомендуемая литература:
1. Андреев В.И. Педагогика. ‑ М., 2000.
2. Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. – Уфа, 1998.
3. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С. ‑ М., 2002.
4. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. ‑ М., 2004. (Глава 2, 2.7).
5. Масленникова В.Ш., Юдин В.П. Педагог и культура. – Казань, 1994.
6. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М, 2007.
7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2004. (Глава 3).
8. Хузиахметов А.Н. Педагогика: педагогик уку шартлары. ‑ Казань, 2000.
Лекция 5. Профессиональная компетентность педагога.
Понятие профессиональной компетентности педагога.Содержание и структура профессиональной компетентности педагога. Виды профессионально-педагогической компетентности. Требования к теоретической и практической готовности педагога.Педагогическая компетентность и педагогическое мастерство. Ролевой репертуар учителя (по В. Леви).Требования ФГОС ВПО к уровню профессиональной компетентности педагога. Индивидуальный стиль деятельности учителя.
Вопросы для самоконтроля.
1. Дайте определение понятия «профессиональная компетентность педагога».
2. Охарактеризуйте структуру профессиональной компетентности педагога.
3. Раскройте сущность и взаимосвязь педагогической компетентности и педагогического мастерства.
4. Охарактеризуйте содержание теоретической готовности педагога.
5. Раскройте содержание практической готовности педагога.
6. Обоснуйте взаимообусловленность педагогической компетентности и педагогического мастерства.
Рекомендуемаялитература:
1. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С. ‑ М., 2002.
2. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. ‑ М., 2004. (Глава 2 - 2.5, 2.6).
3. Орлов Н.А. Введение в педагогическую деятельность. Пра