Выявление и коррекция нечестности

Если дитя солжет, испугайте его дурным действием, скажите, что солгал, но не говорите, что он лгун. Вы разрушите его нравственное доверие к себе, определяя его как лгуна.

Ж.-П. Рихтер

«Такой уж у него нрав-то странный был: что ни скажет слово, то и соврет, а какой на взгляд видный. Что ж делать, так уже ему Бог дал. Он-то уж и сам не рад, да уж не может, чтобы не прилгнуть», — написал Н.В. Гоголь об известном герое, которому его лживость сослужила плохую службу. Нечестность — мать всех пороков. Когда человек начинает говорить неправду себе и окружающим, он помещает себя в иллюзорный мир отношений, который не согласуется с реальностью и из которого уже трудно выйти. Из-за, казалось бы, безобидной подмены правды полуправдой, замещения реальности выдумкой жизнь проходит в «королевстве кривых зеркал». Сам человек теряет чувство реальности. У него нет твердой почвы под ногами. И не может он ни понять, ни поверить, почему со сладкой ложью жить ему становится все труднее и опаснее.

Нечестность в младшем школьном возрасте встречается часто. В ней нет ничего опасного до тех пор, пока она не выходит за известные пределы, где уже начинает портить жизнь человеку и окружающим, превращается в социально опасное явление. Нечестное поведение не опасно до тех пор, пока не закрепляется как устойчивая форма поведения. Дети любят фантазировать, приукрашивать, преувеличивать. Буйная фантазия некоторых детей становится характерной чертой их миропонимания, изменяет границы между правдой и полуправдой. Они искренне верят в то, что говорят. Как честно и преданно смотрит ребенок в глаза, как вдохновенно сочиняет! Даже опытному педагогу бывает трудно отличить ложь от безобидного приукрашивания, полета фантазии, мечты. Если ребенок отличается повышенной фантазией, его ложь безобидна и не причиняет никому вреда. Бороться с этим не нужно — такой уж склад души. Со временем выровняется.

Детская лживость опасна, когда сочетается с другими серьезными нарушениями поведения — агрессивностью, инфантильностью, девиантным поведением. При этом лживость является как бы обязательным элементом, непременным спутником отклоняющегося поведения. Здесь она уже социально опасна, и с нею нужно вести борьбу.

Под нечестностью будем понимать преднамеренную ложь, т. е. сознательное утверждение учеником неправды или отрицание того, что есть в действительности. Когда ребенок понимает, что сказанное им не соответствует действительности, но вопреки этому продолжает настаивать на своем — он лжет. Причины, побуждающие его к этому, конечно, важны, но не имеют существенного значения. Ложь от этого знания не становится правдой.

Почему ребенок начинает врать? Профессор П. Экман (1988) выделил следующие мотивы лжи (рис. 14):

—желание избегнуть наказаний;

—стремление получить что-то, чего другими способами получить невозможно;

—желание защитить друзей от неприятностей;

—самозащита или защита другого человека;

—стремление вызвать интерес к себе, признание со стороны других;

—предотвращение неприятной ситуации;

—боязнь осрамиться, попасть в конфликтную ситуацию;

—защита личной жизни, своей собственности;

—стремление к превосходству над другими;

—желание казаться лучше перед теми, кто стоит выше и имеет власть.

Детский психиатр М. И. Буянов обращает внимание взрослых на одну причину детской лживости — подражание родителям. Как ведут себя родители, так ведут себя и дети. «Если в школе учат быть честным, а на каждом шагу ребенок встречает диаметрально противоположное поведение взрослых, то от подобного воспитания не будет никакой пользы», - заключает он.

Закрепление нечестного поведения ведет к формированию более общей особенности человека — склонности к манипулированию другими людьми с целью достижения своих конкретных целей. Именно из маленьких безобидных врунишек вырастают крупные мошенники, шулеры, авантюристы, проходимцы.

Ребенок рано начинает понимать, что люди падки на ложь. Наблюдая, он определяет, в каких случаях ложь достигает цели, а в каких нет. Постепенно он заменяет грубую ложь тонкой, почти незаметной полуправдой. Все это сочетается с лицемерием, лестью, заискиванием. Спустя малое время мошенник готов, а мы вопрошаем: откуда он взялся?

Проявления детской нечестности настолько разнообразны, что их описанию можно посвятить не одну книгу: ложь потому и живет, что все время меняет форму, приспосабливается к месту, ситуации, времени.

Учитель знает, что ребенок может соврать, если он:

- только что вышел из стрессовой ситуации: подрался, участвовал в групповом нарушении порядка, покидал школьный двор, прятался с другими в туалете и т. п. Даже если он не совершил ничего предосудительного, на всякий случай по привычке он не скажет всю правду, постарается представить дело так, как ему кажется лучше. Соучастие в неблаговидном групповом действии почти всегда толкает ребенка на ложь;

- опоздал в школу, прогулял уроки, сбежал, уклонился от выполнения поручения, не сделал работу вовремя и т. д. Он попытается выдумать вескую причину, которая оправдала бы его поступок и одновременно разжалобила учителя;

- происходит из неблагополучной семьи. Это могут быть и семьи, внешне добропорядочные, но морально нечистоплотные. Коррекция нечестного поведения:

1. Ребенку, склонному к нечестности, следует объяснить, что не очень приятно, когда он говорит неправду, больно и обидно, когда обманывает. Если у учителя хороший контакт с таким учеником, то обещание всегда говорить только правду, какой бы она ни была, может выполниться. Нужно набраться терпения, не торопиться с порицаниями, надо дать шанс ребенку для исправления. Хвалить, поощрять его, если честно признался в содеянном. Продемонстрировать ему сложность решения: хвалю за то, что ты честно признался, но наказываю за то, что сделал.

2.Если учитель видит, что ученику было трудно пойти на признание своей вины, смягчайте наказания. Объясните, что чистосердечное раскаяние всегда смягчает вину, а переживания проступка, чувство стыда очищают душу. Главное — никогда больше не попадать в такую ситуацию.

3. Беседа «Хотел бы ты быть обманутым?» Пусть дети сами скажут, что обманывать нечестно по отношению к тем, кого обманывают. Спросите у детей: как они чувствовали себя, когда их обманывали? Что было бы с людьми, если бы все друг друга обманывали? Могут ли на обмане устанавливаться хорошие отношения между людьми? Пусть дети сами сделают вывод: тем, кто всегда держит слово, можно верить.

4. Воспитание в духе правдивости, справедливости и мужества. Побуждайте детей смело говорить правду и мужественно переносить заслуженное наказание. Подчеркивайте уважительное отношение к смелой правдивости ребенка. Не применяйте грубых методов, вызывающих у детей чувство страха и подавленности.

5. Доверяйте детям, не обижайте их необоснованным подозрением.

Добивайтесь, чтобы ни один проступок ребенка, прикрываемый ложью, не оставался скрытым и безнаказанным, чтобы он твердо знал и чувствовал, что ложь отягощает проступок и увеличивает степень вины, а признание, правдивость, наоборот, снижают наказание. Тактично, но настойчиво внушайте мысль, что ложь плоха не только потому, что она не спасает, но что лживость — презренная черта человека-труса, лишающая его права на доверие и уважение людей.

Нечестность и детская лживость могут быть преодолены систематической и целенаправленной коррекционной работой воспитателей и родителей. Лживым детям необходима помощь коллектива.

Для работы в классе

Диагностическая методика

Название: Моя защита.

Форма, метод: Изложение-самоотчет.

Цель: Получить информацию о способах самозащиты детей, о нечестности в их жизни.

Реализация: Детям предлагается рассказать (или изложить письменно), как они защищаются в таких ситуациях: 1) опоздал на урок; 2) не выучил правило; 3) получил замечание от учителя (объяснение с родителями); 4) не вернулся вовремя с прогулки (разговор с мамой) и т. д.

Вариаций: Может использоваться и во всех других случаях, когда необходимо собрать информацию о внутреннем мире ребенка.

Обработка результатов: Данные учитель соотносит с результатами собственных наблюдений. Если элементы лживости уже появились, то выделяется подгруппа особенно склонных к этому детей.

Выводы: Только для предварительного диагностирования.

Коррекционная методика

Название: Юлин папа.

Форма, метод: Проективный тест.

Цепь: Определить отношение детей к правде и неправде.

Реализация: Детям предлагается для анализа следующая ситуация. Юля живет с мамой. Ее папа имеет другую семью. Иногда он навещает Юлю, после чего девочка с нетерпением ожидает, когда он придет снова. Подружкам Юля говорит, что дома они с папой неразлучны: каждый день едят мороженое, ходят в цирк, на прогулки в парк или играют в различные игры.

Правду ли говорит Юля своим подружкам?

Почему Юля говорит неправду?

Как мы отнесемся к Юлиному рассказу?

Стал бы ты говорить неправду, как Юля?

Вариации: Возможно обсуждение других ситуаций, взятых из повседневной жизни.

Обработка результатов: По ответам детей диагностируется уровень их понимания и отношение к вопросу.

Выводы: Узнать, кто поддерживает Юлю. Почему?

Предостережение: Применяется с осторожностью.

Диагностическая методика Название: Это о тебе сказано? Форма, метод: Тест-игра. Цепь: Диагностика склонности к нечестному поведению. Модификации могут быть многоцелевого назначения. Оборудование: Распечатка теста.

Это правда, что ты можешь Да Иногда Нет
Принять поздравления за то, что сделал другой?      
Получить больше, чем заслужил?      
Обвинять других, когда виноват сам?      
Взять без спроса чужую вещь?      
Не признать свои ошибки?      
Преувеличивать, хвалиться, выдумывать?      
Давать обещания не подумав?      
Находить оправдание своим плохим поступкам?      
Нарушить данное обещание?      
Сказать, что работа сделана, когда ты ее даже не начинал?      

Реализация: Детям предлагается тест. Устанавливается время выполнения задания (не больше 2—3 мин.).

Вариации: Учитель может поставить и другие интересующие его вопросы. От класса к классу задания усложняются.

Обработка результатов: За каждый ответ — 1 балл. 8—1 обаллов — высокая (завышенная) нечестность, 6—8 баллов — умеренная, меньше — низкая.

Выводы: Только для начальных представлений. Дополняется сведениями, полученными с помощью других методов.

Предостережение: При работе с тестами учителю необходимо самому хорошо разобраться, где утверждения положительные, а где отрицательные, какие ответы приводят к повышению, а какие к снижению результата. Если дети не смогут справиться с заданием, то тест нужно переформулировать, например, только на положительные или только на отрицательные ответы.

Для работы в классе

Диагностическая методика

Название: Что скажешь?

Форма, метод: Практическая ситуация.

Цель: Диагностика склонности к нечестному поведению.

Оборудование: Ручка.

Реализация: Незаметно положить на парту ребенка ручку. Наблюдать, как он будет себя вести, когда ее обнаружит. Возьмет и спрячет? Скажет учителю? Спросит детей, чья ручка?

Вариации: С любыми привлекательными для ребенка предметами.

Обработка результатов: Мы очень любим ставить детей в вымышленные ситуации. Их ответы на всевозможные «Как бы ты поступил...» мало о чем говорят. А тут ситуация реальная.

Выводы: Только для предварительного диагностирования. Не торопитесь с обвинениями. Проверьте. Объясните себе, почему ребенок поступил именно так.

Наши рекомендации