Комплексная диагностическая программа
Если один человек сказал, что ребенок плох — не верьте ему.
Если об этом сказали трое — прислушайтесь. И только когда об этом заговорили многие — начинайте действовать. Люди так легко ошибаются, когда судят других!
Применение принципа индивидуального подхода к ребенку, переход к личностно-ориентированному воспитанию могут коренным образом изменить воспитательный процесс, улучшить воспитанность школьников. Но эти подходы закрыты до тех пор, пока нет глубоких знаний о тех, кого воспитывают. Такие знания получают с помощью диагностики. Систематическая диагностика необходима и для построения воспитательной тактики, с помощью которой преодолевается усредненность в подходе к ребенку. И тем более без нее не обойтись, когда дети уже имеют различные отклонения в поведении. Без диагностики учитель бессилен помочь ребенку. Его педагогическое влияние становится малоэффективным.
Диагностика поведения школьника должна быть обязательно комплексной. В ее основе целостное изучение поведения младшего школьника в связи с его внутренним миром и конкретными условиями. Осуществляется диагностика с помощью доступных учителю методов и методик.
Комплексная диагностика поведения основывается на принципах:
целостности, т. е. учета поведения школьника во взаимосвязи с его личностными качествами и конкретными условиями. В поведении все взаимосвязано и взаимообусловлено. Если мы выхватим отдельные, пусть даже самые важные, характеристики и точно их исследуем, то это мало что даст;
естественности, т. е. строгого соблюдения правила наблюдения за поведением ребенка только в естественных, реальных условиях и так, чтобы он об этом не догадывался. Это не тайное подглядывание, а предписанная учителю функция постоянного изучения детей;
объективности как главного требования к диагностическим выводам. Никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах учитель не будет приписывать ребенку того, что не было, чего он не видел сам, в чем не уверен. Пусть анализ учителя будет «с белыми пятнами» — хуже, если в нем появится сомнительная или неправильная информация. По результатам диагностики будут предприниматься коррекционные шаги; основанная на неверных выводах коррекция недопустима.
Комплексная диагностика может осуществляться по любой схеме, в удобном для учителя варианте. Все основные направления жизни, учебы, поведения ребенка должны быть охвачены и изучены. Карта-программа изучения поведения ребенка наиболее эффективна, так как в ней выделены главные направления жизнедеятельности ученика, обусловливающие его поведение. Заполняя ее, учитель получает полную характеристику каждого ученика, сведения, достаточные для начала и успешного развития коррекционной работы. Если карта заполняется правильно и с соблюдением принципов диагностики, то необходимая информация накапливается систематически. Для облегчения диагностической процедуры можно создать специальную компьютерную программу, которая облегчит педагогу многотрудную задачу обследования всех детей.
Комплексная программа изучения поведения школьника
Что изучается | Отклонения | ||
нет | небольшие | существенные | |
Внешний вид:Взгляд, выражение глаз, выражение лица. Мимика. Поза. Жестикуляция. Походка. Неестественное поведение. Опрятность одежды | * | ** | *** |
Физическое развитие:Опережает. Норма. Отстает | * | ** | *** |
Интеллектуальное развитие:Отношение к учебе. Особенности восприятия. Особенности мышления. Особенности памяти. Умственная продуктивность. Соответствие развития возрасту. Активность | * | ** | |
Эмоциональные реакции:Повседневное настроение. Смена настроения. Переживания. Выражение эмоций. Скрытость эмоций. Агрессия. Подавленность. Вялость. Враждебность. Замкнутость, эгоцентризм. Аффекты (гнев, страх). Негативизм (активность, пассивность). Эгоистические наклонности. Самолюбие. Самоуверенность. Альтруистические наклонности | * | ** | *** |
Нравственное развитие:Понимание норм поведения. Соблюдение норм. Ценностные ориентации. Идеалы. Жизненные планы | * | ** | *** |
Любимые занятия и интересы:Основная направленность. Любимые занятия. Достигнутые успехи. Влияние на школьную успеваемость | * | ** | *** |
Отношения:С учителями. С одноклассниками. С ровесниками. Со старшими. С младшими | * | ** | *** |
Отношение к обязанностям:Школьному распорядку. Труду и самообслуживанию. Участие в классных делах | * | ** | *** |
Дружба:С кем дружит. Сколько имеет друзей. Какие друзья | * | ** | *** |
Отношение к родным и близким:Что рассказывает о семье. Как отзывается о родителях. Отношение к братьям, сестрам. Отношения с родней | * | ** | *** |
Поведение в школе:На уроках. На переменах. Курение. Алкоголь. Наркотики. Токсические вещества. Опоздания на уроки. Уход с уроков | * | ** | *** |
Поведение на улице, дома: Вшкольном дворе. На улице, в общественных местах. Дома. Помогает ли родителям. Играет ли с детьми во дворе. Дружит (с кем). Как ведет себя (отзывы соседей) | * | ** | *** |
Сексуальные влечения:Отношение к противоположному полу. Жесты, нецензурщина, рисунки. Раннее половое развитие | * | ** | *** |
Асоциальное поведение:Ворует. Лжет. Курит. Сквернословит. Хулиганит. Поздно возвращается домой. Не уважает старших. Обижает младших. Постоянно и беспричинно дерется | * | ** | *** |
Отзывы учителей, родителей, взрослых:Негативные. Неопределенные. Положительные | * | ** | *** |
По результатам диагностики устанавливаются:
1) дети, нуждающиеся в коррекционной помощи;
2) характер (вид) отклоняющегося поведения (диагноз);
3) группа, к которой будет отнесен ребенок по диагнозу;
4) методика (технология) коррекционной помощи в каждой группе.
Для каждого ученика, нуждающегося в коррекционной поддержке, составляется индивидуальная программа, а если таких детей несколько, то общая программа для всех с индивидуальной коррекцией. Наиболее типичные подгруппы, в которых дети объединены по признаку однородности свойств и качеств, следующие: «активности» — для пассивных детей; «честности» — для детей, склонных к преувеличениям, лживых; «самостоятельности» — для зависимых, подавленных, отверженных; «работоспособности» — для ленивых, малоактивных, не желающих учиться; «принципиальности» — для беспринципных, приспособленцев, не имеющих собственного мнения; «выдержки» — для несдержанных, эффектных, нервных; «сознательности» — для детей, совершающих необдуманные поступки; «откровенности» — для замкнутых, скрытых; «скромности» — для развязных, самонадеянных. Для глубокой коррекции создаются микрогруппы детей, начавших курить, употреблять алкоголь, наркотики. В особую микрогруппу выделяются драчуны, дети с агрессивными наклонностями. По своей программе проходят коррекционную поддержку воришки, хулиганы. Словом, учитель поступит правильно, если вначале обстоятельно разберется «кто есть кто», а затем объединит отдельных детей в микрогруппы для оказания индивидуальной коррекционной помощи.
Если возникает необходимость, учитель может подключиться к составлению медико-педагогического «Листа обследования ребенка».
Весьма важно, чтобы изучение поведения ребенка было комплексным. Разобщенные исследования мало чем помогают. Для коррекции поведения учителю приходится составлять два вида программ изучения: групповые и индивидуальные. Первые содержат общую схему изучения всех детей с целью определить, кто и в какой именно коррекции нуждается, а вторые составляются только для тех детей, которые нуждаются в углубленном изучении и тщательной коррекционной работе.
Для работы в классе
Диагностическая методика
Название: Ты мне, я — тебе.
Форма, метод: Игра.
Цель: Выявить положительные качества у детей по отзывам товарищей.
Оборудование: Большой разноцветный мяч.
Реализация: Дети становятся в две шеренги, одна против другой. Учитель — равноправный участник игры. Он бросает мяч любому из участников игры напротив, а тот должен его поймать и сказать при этом, какую черту характера, поведения, ума он взял бы у того, кто ему бросил мяч. Потом бросает мяч любому ученику из противостоящей шеренги, и тот должен сказать, какую черту он взял бы у того, кто ему бросил мяч. Так продолжается до тех пор, пока дети не устанут и не начнут повторяться.
Вариации: В других вариантах игра может проводиться под названиями «Хочу взять...», «Хочу отдать...». В последнем случае ученик называет одно из своих отрицательных качеств, от которого он хотел бы избавиться. Этот вариант игры требует известной осторожности.
Обработка результатов: Учитель внимательно слушает оценки детей, может незаметно записывать на диктофон. Если игру провести достаточно быстро и спонтанно, то получаются емкие и меткие характеристики.
Выводы: Учитель может сделать по крайней мере два вывода из наблюдений: 1) какие черты, еще ему неизвестные, называют дети у своих товарищей; 2) кто и кому передает мяч, случайно ли это, что за этим может скрываться.
Проверим себя
1. Какие причины возникновения напряженности в современном мире?
2. Почему повышается школьная напряженность?
3. Какое поведение детей называется отклоняющимся?
4. Какие причины увеличения девиантного поведения детей?
5. Какие общие признаки отклоняющегося поведения?
6. Что изучает коррекционная педагогика?
7. Какие задачи коррекционной педагогики?
8. Почему возникла эта отрасль науки о воспитании?
9. Как развивалась коррекционная педагогика в России?
10. Какое воспитание считается нормальным?
11. Что лежит в основе понятия «норма» воспитания?
12. Как устанавливается норма воспитанности?
13. Что такое методы педагогических исследований?
14. Какие методы относятся к традиционным?
15. Как правильно применять диагностическое наблюдение?
16. Как использовать диагностическую беседу?
17. Как применяются диагностические тесты?
18. В чем сущность метода воспитывающих ситуаций?
19. Для чего нужна комплексная программа изучения поведения?
20. Какие составные части поведения фиксируются в программе ?
21. Как следует организовать диагностическое изучение поведения?
Прочитаем дополнительно
Блонский П.Л. Педология. М., 1999. Введение в научное исследование по педагогике. М., 1988.
Вицлак Г. Оценка поведения и характеристика учащегося. М., 1986.
Журавлев И. К. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 1994. Книга для учителя вспомогательной школы / Под ред. Г.М. Дульнева. М., 1955.
Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь / Сост. Н.В. Новоторцева. Ярославль, 1999.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения. М., 1983. Т. 1.
Педагогика здоровья. М., 1990.
Подласый И.Л. Педагогика начальной школы. М., 2000.
Скалова Я. Методология и методы педагогических исследований. М., 1989.
Сухомлинский В. А. Верьте в человека. М., 1960.
Шуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы // Воспитание школьников. 1993. № 6