Тема 14. Психология педагогического воздействия
Педагогическое воздействие - особый вид деятельности педагога, цель которой - достижение позитивных изменений психологических характеристик воспитанника (потребностей, установок, отношений, состояний, моделей поведения).
Актуальность изучения психических закономерностей, лежащих в основе педагогического воздействия, подчеркивалась всегда, поскольку именно на знании этих закономерностей основано психологически грамотное воздействие на психику ребенка. Однако до сих пор проблема психологии педагогического воздействия является одной из наименее разработанных в отечественной и мировой психологии.
Цель любого психологического и педагогического воздействия - преодоление субъективных защит и барьеров индивида, переструктурирование его психологических характеристик или моделей поведения в нужном направлении. Существуют три парадигмы психологического воздействия и соответствующие им три стратегии воздействия.
Первая стратегия - стратегия императивного воздействия; ее основные функции: функция контроля поведения и установок человека, их подкрепления и направления в нужное русло, функция принуждения по отношению к объекту воздействия. Стратегия менее всего пригодна в педагогической практике, так как воздействие, осуществляемое без учета актуальных состояний и отношений другого человека, условий межличностных коммуникаций, приводит чаще всего к обратным и даже отрицательным последствиям.
Вторая стратегия – манипулятивная – основывается на проникновении в механизмы психического отражения и использует знание в целях воздействия. Эту стратегию применяют для формирования общественного мнения, например в рекламе, а иногда и в педагогической практике.
Третья стратегия - развивающая. Психологическое условие реализации такой стратегии - диалог. Принципы, на которых она основывается, - эмоциональная и личностная открытость партнеров по общению, психологический настрой на актуальные состояния друг друга, доверительность и искренность выражения чувств и состояний.
В педагогической практике предпочтение должно быть отдано развивающей стратегии, поскольку только она способствует развитию субъектности студента. Именно субъектность как конечная цель педагогического воздействия является признаком, отличающим полноценное педагогическое воздействие от псевдовоздействия, каким является объектное воздействие.
Субъектность - это характеристика активности субъекта, выражающаяся в степени реализации действенного и ценностного аспектов его образа «Я».
Субъект-субъектное, развивающее педагогическое воздействие отличается и по мотивам, побуждающим педагога к воздействию. Это ориентация на благо обучающегося (развитие его личности, психологическое благополучие и т.д.), а не на собственные интересы преподавателя (удобство, легкость достижения результатов, отсутствие неприятностей с администрацией).
В содержание целей педагогического воздействия входит не только изменение поведения обучающегося, но и изменение его отношений.
Если цель педагогического воздействия сводится только к изменению поведения, а истинное отношение остается без изменения, человек останавливается в своем развитии, следовательно, педагогические цели не достигаются. «Назначение педагогического воздействия не в манипулировании студентом, не в коррекции его действий и не в подавлении его «неразумной» воли, а в предоставлении ему возможности самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни».
Другое важное условие педагогического воздействия - высокий уровень культуры педагога, его авторитет. В психологии воздействия известно положение о том, что результативность воздействия зависит от неформального статуса воздействующего субъекта, от меры его авторитета. Завоевание истинного, а не мнимого авторитета - постоянная забота педагога, на каком бы высоком уровне профессионализации он не находился. Педагог должен быть носителем высочайших культурных достижений, образцом для ребенка.
Эффективность воздействия зависит также от убежденности самого преподавателя в правоте своих требований. Недопустимо предъявлять какое-либо требование обучающимся и одновременно демонстрировать поведение, противоречащее этому требованию. Высокая убежденность в правоте своих требований в момент воздействия не означает косности, некритичности своих действий, низкой требовательности к себе. Нужно уметь анализировать свои действия, а если необходимо, признавать ошибки.
Рассмотрение вопросов педагогического воздействия нередко сводилось к изучению приемов воздействия, методов поощрения и наказания. Еще К.Д. Ушинский считал, что мастерство педагогического воздействия не должно сводиться только к постижению приемов и техник воздействия. Следует ли повторять столь известное в педагогической практике положение, что один и тот же прием воздействия, давший блестящий результат в одной ситуации, оказывается совершенно неэффективным в сходной, внешне похожей ситуации. Вообще говоря, сходных ситуаций быть не может.
Литература.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2005.
2. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М.: Смысл, 1999.
3. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1991.
4. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / отв. редактор М. В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.
5. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. М. Злотник. – М., 2001.
6. Столяренко Л.Д. Педагогическое общение // Л.Д. Столяренко Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. .
7. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб., М., 2003.
8. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.
9. Фрейд З. Психоаналитические этюды [Текст] / З. Фрейд / Сост. Донской Д.И., Круглянский В.Ф. – Мн.: ООО «Попури», 1997.
10. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. – Алматы, 1998.
11. Юнг К.Г. Психика: структура и динамика. – М.: АСТ, 2005.
12. Якунин В.А. Педагогическая психология. – М., 1998.