Тема 3. Психологическая структура процесса обучения

При рассмотрении структуры процесса обучения необходимо выявить его строение, основные компоненты и связи между ними.
Обучение это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений

Обучение предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых (одного или коллектива), протекающее в определенных условиях (учебно-материальных, морально-психологических и эстетических). При первом, самом широком рассмотрении процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов — преподавания и учения.
Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия.

Как бы активно ни стремился сообщать знания учитель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учитель не обеспечил мотивацию и организацию такой деятельности, то процесс обучения фактически не протекает — дидактическое взаимодействие реально не функционирует. Поэтому в процессе обучения происходит не просто воздействие педагога на ученика, а именно их взаимодействие, реализуется единство обучающих и личностных влияний педагога, внутреннего отражения, преломления этих влияний учеником, возникновение самостоятельных усилий ученика по овладению знаниями, умениями, навыками, определенными элементами воспитанности и развитости.

Взаимодействие преподавателей и обучаемых может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме. При непосредственном взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно реализуют задачи обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и инструкции, данные учителем ранее. Процесс учения может протекать и без преподавателя в данный момент, например, когда ученики самостоятельно овладевают новыми способами учебной деятельности, решают творческие задачи без заданий и инструкций учителя. Процесс же преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения.

Процесс обучения вместе с тем не является механической суммой процессов преподавания и учения. Это качественно новое, целостное явление, суть которого отражает дидактическое взаимодействие в его разнообразных формах. Целостность этого процесса кроется в общности целей преподавания и учения, в невозможности существования преподавания без учения как такового.

Говоря о проблеме психологической структура процесса обучения, следует отметить ее многоаспектность, а, значит, и соответствующий теоретический анализ и экспериментальное исследование. В Казахстане вопросами психологической структура процесса обучения занимается Джакупов С. М. В дальнейшем мы при изложении данной вопроса мы будем опираться на исследования нашего соотечественника.

Проблема эффективности процесса обучения, являясь одной из древнейших проблем, возникших перед человечеством, продолжает оставаться таковой до настоящего времени. Такая «живучесть» проблемы определяется не столько ее сложностью, сколько ее динамичностью, выражающейся в том, что она имеет особенность видоизменяться при каждой смене поколений людей и изменении общественно-экономической формации. Попытки осознания проблемы эффективности обучения и воспитания уходят своими корнями в глубокую древность.

Анализ решения проблемы эффективности процесса обучения с древнейших времен до нынешнего века показал, что все известные подходы можно объединить в пять основных видов. К первому виду можно отнести те подходы, которые пытались решить проблему со стороны методов и средств обучения (Сократ - Демокрит - Аристотель - Гельвеции), ко второму - те, которые пытались подойти к проблеме со стороны обучающего (Квинтилиан). К третьему виду необходимо отнести тех, кто подходил к проблеме со стороны содержания образования (Рабле - Кампанелла - Песталоцци), к четвертому - тех, кто пытался решить проблему со стороны обучаемого (Монтень - Дидро). Пятый же вид характеризуется комплексным подходом к проблеме, выражающемся в одновременном изменении параметров всех или нескольких блоков системы (Коменский - Руссо - Гербарт - Дистервег - Дьюи).

Налицо преемственность в решении проблемы повышения эффективности обучения, выражающаяся в постепенном усложнении подходов. Но даже последний, комплексный подход не позволил найти достаточно конструктивного решения, поскольку рассматривал процесс обучения как некий конгломерат, состоящий из различных компонентов, по-разному взаимосвязанных между собой с точки зрения различных авторов.

Наиболее плодотворным, по-видимому, будет подход к решению проблемы, рассматривающий процесс обучения как некоторую систему, эффективность функционирования которой определяется не только параметрами составляющих ее подсистем (блоков), но и оптимальной взаимосвязью их между собой, где последнее выступает в качестве системообразующего фактора.

Эффективность процесса обучения как дидактической системы. Являясь объектом многих наук, процесс обучения в качестве предмета исследования во всей своей полноте выступает в дидактике. Именно она рассматривает процесс обучения как "интегративную целостность", состоящую из преподавания и учения (Куписевич, 1986). Рассматриваемая точка зрения является достаточно общепринятой среди современных исследователей процесса обучения. Различия в их взглядах определяются в основном тем, какому из элементов процесса преподавание-учение отдается предпочтение как ведущему (Ангеловски, 1991, Бабанский, 1982, Баранов, 1981, Беспалько, 1989, Гергей, 1985, Дреер, 1983, Дьяченко, 1989, Журавлев, 1984, Зденек, 1987, Ильясов, 1986, Клингберг, 1984, Краевский, 1987, Кулюткин, 1985, Курганов, 1989, Лернер, 1976. 1981, Лийметс, 1982, Малькова, 1971, Марев, 1987, Маркова, ,1990, Никандров, 1978, Оконь, 1990, Рыбакова, 1991, Скаткин, 1986, Сластенин, 1976, Стоуне, 1984, Шапоринский, 1981, Щукина, 1986, Янушкевич, 1986 и др.).

Основной проблемой, актуализирующейся при рассмотрении процесса обучения как дидактической системы, является проблема эффективности системы. Как правило, именно эта проблема специально не обсуждается авторами рассматриваемых концепций обучения, хотя попытки ее решения имплицитно присутствуют почти в каждой из них. Решение проблемы эффективности процесса обучения в дидактических системах заложено в целях обучения. Если определены цели обучения и указаны пути их достижения, то собственно этим и определяется решение проблемы эффективности процесса обучения в рамках дидактической системы.

Для того, чтобы описать систему обучения с динамико-процессуальной стороны и определить критерии эффективности с целью получения возможности для управления процессом обучения в ходе функционирования самой системы, необходимо рассмотреть внутреннюю сущность дидактической системы "преподавание-учение". Необходимо показать, как происходит преобразование различных по исходному содержанию и направленностям деятельностей преподавания и учения в единую систему обучения, которая по своему психологическому содержанию также есть деятельность, но уже совместно-диалогическая по форме и познавательная (гностическая) по содержанию. Таким образом, процесс обучения как дидактическая система при ближайшем рассмотрении трансформируется в психологическую систему познавательной деятельности, требующую специального системно-психологического исследования.

Литература.

1. Джакупов С. М. Психологическая структура процесса обучения: Дис. ... д-ра психол. наук. – М., 1998.

2. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е.С Рапацевич. – Мн., 2005.

Наши рекомендации