Объект и предмет педагогической науки.
Во взглядах ученых на педагогику утвердились три точки зрения:
1) педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. Такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В этом случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.);
2) педагогика — прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений;
3) педагогика — это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.
Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: «Что же она изучает?» Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.
Объект — это область действительности, которую исследует данная наука. В определении объекта педагогики существуют разные точки зрения. Некоторые ученые объектом педагогики считают воспитание(В.Т. Чепиков, В.И. Смирнов), другие – образование (В.А. Сластенин). В последние годы ученые все чаще отдают приоритет образованию, понимая его как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.Таким явлением действительности является образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Предмет — это способ видения объекта с позиций данной науки.
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.
Под педагогическим процессом понимают специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).
Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
4. Функции и задачи педагогики.
Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений действительности, которую она изучает.
Существует несколько классификаций функций педагогической науки: Г.М.Коджаспирова выделяет – научно-теоретическую, конструктивно-техническую, прогностическую; В.И. Смирнов – аналитическую, прогностическую, проективно-конструктивную; различают общетеоретическую, прогностическую и практическую. Мы рассмотрим классификацию функций по В.А. Сластенину, который выделяет теоретическую и технологическую.
Эти основные функции связаны с двойственным характером педагогики, которая является и теоретической (осуществляет теоретический анализ практики образования, устанавливает функционирующие в ней закономерности педагогического процесса, тенденции и перспективы его развития), и прикладной(использует теоретические знания в повседневной педагогической практике, разрабатывая на их основе практические рекомендации) наукой.
Теоретическая функция педагогики реализуется на 3 уровнях: описательном, диагностическом, прогностическом посредством решения педагогикой следующих задач:
· анализ, изучение, обобщение и оценка передового, новаторского педагогического опыта;
· теоретическое изучение, раскрытие сущности педагогических явлений; противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей педагогического процесса, определение его целей и задач: разработка моделей педагогических систем, опережающих педагогическую практику; уточнение и дальнейшее развитие понятийно-категориального аппарата;
· выявление состояния педагогических явлений, условий успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся;
· экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.
Технологическая (проективно-конструктивная) функция реализуется на 3 уровнях: проективном, преобразовательном, рефлексивно-корректировочном и предполагает решение задач:
· разработка содержания, форм, методов, Средств обучения и воспитания, новых педагогических систем и технологий, основ инновационной педагогической деятельности;
· разработка на основе теоретических концепций соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников, учебных и методических пособий, педагогических рекомендаций и т. п.);
· внедрение достижений педагогической науки, результатов педагогических исследований в образовательную практику с целью ее совершенствования или преобразования;
· оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующая коррекция взаимодействия науки и практики;
· научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами и системами, реформирования системы образования.