Общее представление о педагогике как науке.

“Наука о воспитании… ” – так практически во всех справочниках, научных и учебных изданиях определена педагогика.

Этимология слова педагогика уходит в античную Грецию (VI—IV вв. до н. э.). Образовалось от греческих слов (paida) – дитя и (ago) – веду – наука о воспитании человека: буквально “детоводство” или “детовождение”. За ребенком, получавшим домашнее воспитание, присматривал специальный раб — «педагогос», сопровождающий детей своего хозяина в школу, прислуживали ему на занятиях и вне их. Позже педагоги – это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название “мастера”. Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам. Постепенно переосмыслилось понятие “педагогика” стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусcтва “вести ребенка по жизни”, т.е. воспитывать и обучать, развивать духовно и физически (направлять духовное и телесное развитие). Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось примерно до середины XX века. В последнее десятилетие возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Наиболее краткое и относительно точное определение в современной педагогике следующее – это наука о воспитании человека на всех этапах его развития.

Понятие “воспитание” употребляется в широком смысле и включает образование, обучение и развитие.

Более точно педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества.

Каждый человек опытным путем приобретает определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Элементы педагогики появились с зарождением воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли пед. заповеди как результат оформления пед. мысли. Уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах, составивших содержание народной педагогики. Так зародилась народная педагогика, включающая пед. представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявляющиеся в обычаях, трудовой деятельности, традициях, устной народной речи. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, так и конкретного человека. Они помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.

Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную реакцию в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей не может заменить книги, школу, учителей, науку. Однако она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовало независимо от них. Педагогическая наука, в свою очередь, в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями, при этом, отвечая на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы для того, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности.

В настоящее время термин «педагогика» многозначен. В исторической последова­тельности возникает первоначально воспитательная практика, затем она достигает уровня искусства (мастерства высокого уровня). На этой основе формируется педа­гогическая мысль, которая, развиваясь и совершенствуясь, со временем становится педагогической наукой.

Педагогика как искусство представлена своеобразием профессионального опыта учителя или воспитателя, их практической педагогической деятельностью, которая основывается на познанных наукой закономерностях воспитания, обучения, разви­тия личности.

Педагогическое искусство часто рассматривают как практическую реализацию педаго­гической теории на высоком уровне педагогического мастерства. Педагогическое мас­терство — высокий уровень развития профессиональной культуры как синтеза педаго­гических знаний, способностей и умений. Важной составной частью педагогического мастерства, искусства являются освоенные педагогом педагогические технологии.

Педагогическая технология — это совокупность научно обоснованных последова­тельных операций и действий педагога, приводящих к наиболее эффективному, заранее запланированному результату.

Первоначально педагогическая практика представляла собой педагогическую дея­тельность на основе здравого смысла, интуиции, традиционных представлений о вос­питании. Современная же педагогическая практика организуется как конкретное воплощение в педагогическом процессе рекомендаций педагогической теории.

Еще одно значение термина «педагогика»: педагогика как учебный предмет в учебном заведении. Основная цель этого учебного предмета — подготовка профессионального педагога. Он, как и другие учебные предметы, имеет свои цели, задачи, содержание, методы, средства.

2. Становление педагогической науки.

Существование общества, его функционирование и развитие возможно только потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овла­девало социальным опытом предков, обогащало, приумножало и передава­ло его в более развитом виде своим потомкам.

Педагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины, раскрытия закономерностей обучения, воспитания и превратилась в научно-обоснованную систему знаний, а на практике в искусство использования этих закономерностей, т.е. в искусство обучения и воспитания многих поколений людей. Творческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство.

Элементы педагогики появились с зарождением процесса воспитания на раннем этапе развития общества.

· Период родового строя. Появляется педагогическая деятельность (III тыс. до н.э.).

Род выделяет самого достойного, он и занимается передачей жизненного опыта, обучая при этом: 1) военному искусству; 2) выживанию в тяжелых условиях; 3) основам религии.

· Долгое время педагогика как наука развивалась в недрах философии.

В начале педагогические знания являлись элементом философии, именно там зарождается педагогическая теория (V в. до н.э.). В работах философов Др. Греции впервые рассматривались идеи воспитания и обучения подрастающего поколения.

Сократ считал высшим добродетелем – мудрость, т. е. когда обладают запасом знаний, при чем осмысленных знаний. Сократом был разработан, внедрен в практику один из пер­вых методических приемов обучения и воспитания — метод вопросно-от­ветного обучения («сократический метод»). Суть сократического метода состоит в последовательной постановке вопросов таким образом, чтобы, давая ответы на них, обучаемый сам приходил к определенным истинным суждениям.

Аристотель уделял внимание воспитанию этических добро­детелей, рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного совершенствования человека, сформулировал основы возрастной периодизации.

Выделял 3 этапа в развитии человека.

Этап детства (до 7 лет) – семейное и физическое воспитание (первые основы становления).

Период полового созревания (7-14 лет) – половое воспитание (происходит становление личности).

Период окончательного созревания (14-21 год) – чем больше вложит государство, тем больше оно получит.

Демокрит – основой воспитания считал труд. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: “Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы”. “Воспитание – рискованное дело, ибо в случае удачи, последнее приобретено ценой большого труда и заботы; в случае же неудачи – горе, неисправимое ни с каким другим”.

Значительный этап в развитии педагогической мысли связан с эпохой Возрождения (XIV—XVI вв.). В это время происходит поворот педагогиче­ской мысли к освоению наследия античности, к возрождению античной культуры. Педагогика эпохи Возрождения была нацелена на восстановле­ние классического образования, на новую оценку человека, его возможно­стей, способностей. В педагогике этого периода акцент делается на воспитание гармонически развитой личности, в которой бы сочетались физическое совершенство и богатое духовное содержание.

Большой вклад в углубление педагогической мысли внесли италья­нец Витторино да Фельтре(1378—1448), француз Франсуа Рабле(1494— 1553), англичанин Томас Мор(1478—1535) и др., которые систематизирова­ли знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие лич­ности и соединение обучения с трудом.

Мишель Монтень (1533—1592) в своем знаменитом сочинении «Опыты» скептически оценивает религиозное учение о божественном провидении и выражает уверенность в неисчерпаемых возможностях человека.

Немецкий педагог Вольфганг Ратке(1571 — 1635) одним из первых в Ев­ропе написал учебники для детей и методические пособия для учителей.

Несмотря на достаточно интенсивное развитие педагогической теории, только в XVII веке педагогика была выделена из философии в качестве отдельной отрасли педагогического знания. В 1623 году английский философ Фрэнсис Бэкон издал свой трактат “О достоинстве и увеличении наук”. В нем он сделал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал ПЕДАГОГИКУ, под которой понимал “руководство чтением”. Его афоризм «Знание — сила», акцент на опыт, эмпирическое познание реального мира дали тол­чок для развития прикладных аспектов образовательных методик.

Статус педагогики, как самостоятельной науки был закреплен трудами великого чешского педагога Я.А. Коменского. В трудах Я. А. Коменского впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения ро­дителей, пола, религиозной принадлежности. Демократические идеи отра­жены в замечательной работе «Великая дидактика», (универсальное искусство всех учить всему) – основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. “Материнская школа” (изложил взгляды на семейное воспитание), “Открытая дверь предметов; открытая дверь языков”, “Мир чувственных вещей в картинках” и т.д. Предложенные им принципы, методы, формы обучения (классно-урочная система, принцип природосообразности и др.) вошли в золотой фонд педагогической теории. Я.А. Коменский уделял огромное внимание личности педагога, т.е. должен быть профессионалом. “Учитель – душа и сердце воспитания”, “Учителю вручена душа, выше которой не может быть ничего под солнцем”.

Английский философ и педагог Джон Локк(1632—1704) уделял внимание психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. В работе «Мысли о воспитании» излагает взгляды на воспитание джентльмена — человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с дело­выми качествами, твердость нравственных убеждений с изяществом манер.

Жан-Жак Руссо явился основоположником теории «свободного воспи­тания», основанной на уважении к личности ребенка. Он исходил из идеи природного совершенства детей.

Генрих Песталоцци в Швейцарии (одним из первых сочетал теоретическую деятельность с практической воспитательной работой в детских дошкольных учреждениях, т.е. пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда);

Адольф Дистервег в Германии (особенно полезны его идеи об активизации учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы, а также его мысли о подготовке народных учителей).

На развитие педагогической мысли огромное влияние оказали также взгляды русских мыслителей, философов, педагогов. Педагогическая мысль Киевской Руси зародилась при взаимодействии славянской языческой тра­диции и восточного православного христианства. Особенно быстро культу­ра и просвещение на Руси стали развиваться после принятия христианства в 988 г. В XI в. появился широко известный памятник древнерусской куль­туры «Поучение князя Владимира Мономаха детям». В «Поучении» Монома­ха выделяются три основные линии: а) призыв быть гуманным по отноше­нию к своим подданным; б) быть смелым и мужественным в борьбе с вра­гами Русской земли; в) любить науку, почитать книжное знание. Богу надо угождать, писал Владимир Мономах, не отшельничеством, не постом, а добрыми делами. Достойными подражания В. Мономах называл тех, кто «владел учением книжным».

Проблемы познания и обучения разрабатывались и другими древнерус­скими мыслителями (Иоанн Златоуст, Кирилл Туровский, Симеон Полоцкий и др.).

Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629 – 1680) – главным фактором воспитания считал пример родителей и учителей, а также окружающую среду.

Огромный вклад в развитие педагогической мысли внес великий рус­ский ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765). По его инициативе и проекту был открыт Московский университет. Он выступал за обучение на родном языке, его перу принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка («Российская грамматика», “Риторика”), первым стал читать лекции для студентов на русском языке. Он рекомен­довал сознательное, последовательное, систематическое, наглядное обуче­ние, выдвинул в качестве ведущего принцип научности.

Николай Иванович Новиков издавал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он впервые в русской педагогической литера­туре педагогику объявил наукой. В воспитании Н. И. Новиков определил несколько направлений: физическое, нравственное и умственное. На осно­ве их сочетания возможно формирование человека и гражданина.

Александр Николаевич Радищев настаивал на гражданском воспитании, требовал покончить с сословно­стью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян.

Широко известны также труды русских мыслителей, философов и писа­телей В. Г. Белинского(1811-1848), выступал против крепостни­чества и царизма и в этом видел цель воспитания., А. И. Герцена (1812-1870 )цель воспитания — подготовка свободной, гу­манной, деятельной, всесторонне развитой личности, борющейся с общест­венным злом., Н. Г. Черны­шевского(1828—1889) развитие потреб­ностей — важнейшее условие становления личности.

Гуманистические идеи разделяли выдающиеся педагоги К. Д. Ушинский(1824—1870), Н. И. Пирогов (1810-1881), Л. Н. Толстой(1828-1910), К. Н. Вентцель (1857-1947) и др.

Значительный вклад в развитие педагогической науки внес Николай Иванович Пирогов, выступивший с передовыми идеями о сущности и назна­чении общечеловеческого воспитания.

Константина Дмитриевича Ушинского по праву считают основателем научной педагогики в России. Педагогика, пишет К.Д Ушинский, это “первое и высшее из искусств, потому что она стремиться к выражению совершенства не на полотне, не на мраморе, а в самой природе человека”.

Особое значение К. Д. Ушинский придавал труду, нравственному воспитанию, основой которого считал религию. Им созданы капитальный труд по педагогике «Человек как предмет воспитания», учебники для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», методические пособия для учителей. К. Д. Ушин­ский предпринял попытку создания педагогической антропологии. В его работах рассматриваются важнейшие проблемы дидактики, трудового вос­питания, школоведения.

Яркими представителями теории и практики свободного воспитания в России были Лев Николаевич Толстой и Константин Николаевич Вентцель. Л. Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, зада­чами которой было развитие самостоятельности, творческой и познава­тельной активности ребенка. Им написаны увлекательные детские книги для чтения «Азбука» и «Новая азбука».

Среди имен педагогов XX столетия, обогативших отечественную теорию обучения и воспитания, следует выделить П. Ф. Каптерева (учение о педа­гогическом процессе), С. Т. Шацкого (социальная педагогика), Н. К. Круп­скую (организация внеклассной воспитательной работы, пионерского дви­жения), А. С. Макаренко (учение о коллективе, разработал методики трудового и семейного воспитания), Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина (теория развивающего обучения), П. Я. Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий), И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина (теория содержания образования и методов обучения), Ю. К. Бабанского (теория оптимизации учебного процесса) и др.

Первыми авторами учебных пособий «Педагогика», в которых стави­лись и решались задачи социалистической школы, были П. П. Блонскии (1884-1941) и А. П. Пинкевич (1884-1939).

Новые явления в педагогической теории и практике возникли в период «хрушевской оттепели» второй половины 50-х — начале 60-х гг. В этот период развернулась новаторская деятельность педагогов, обогативших обра­зовательно-воспитательную практику. Существенный вклад внесли В. А. Сухомлинский, И. П. Иванов, Э. Г. Костяшкин, К. Н. Волков, С. А. Гуревич, позднее И. П. Волков, Ш. А. Амонашвили, Н. П. Гузики др.

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи..

Перестройка, начатая в нашей стране в 80-е гг., затронула все сферы че­ловеческой деятельности: политическую систему, государственное устрой­ство, нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, меж­дународные отношения, народное образование. Главное в перестройке об­разования — изменение педагогического мышления, суть которого состоит в переориентации от авторитарной к демократической педагогике. Совер­шенствование обучения и воспитания молодежи на основе демократичес­кой педагогики означает:

• признание личности человека базовым компонентом учебно-воспи­тательного процесса, объектом и субъектом обучения и воспитания;

• гуманное общение между людьми, построенное на взаимном уваже­нии и доверии;

• деятельный подход к организации учебно-воспитательной работы;

• создание условий для самовыражения, самоутверждения и самодея­тельности человека.

Наши рекомендации