Лекция 1. 6 Тема: Педагогика как наука и учебный предмет
Лекция 1. 6 Тема: Педагогика как наука и учебный предмет
вопросы:
1. Общее представление о педагогике как науке.
2. Становление педагогической науки.
3. Объект и предмет педагогической науки.
4. Функции и задачи педагогики.
5. Основные категории педагогики.
6. Структура педагогической науки, её основные отрасли.
7. Связь педагогики с другими науками.
Литература:
1. Бордовская, Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб.: Питер, 2006. — Гл. 1.
2. Жук, А. И. Основы педагогики / А. И. Жук, И. И. Казимирская [и др.]. — Мн.: Аверсэв, 2003. - С. 21—47.
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов [и др.]; под ред. С. А. Смирнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — С. 5—14.
4. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / И. И. Прокопь-ев, Н. В. Михалкович. — Мн.: ТетраСистемс, 2002. — С. 7—29.
5. Пуйман, С. А. Педагогика. Основные положения курса / С. А. Пуйман. — Мн.: ТетраСистемс, 2001. — С. 6—16.
6. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания / [под ред. В. А. Сластенина]. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — Гл. 1.
7. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 58—79.
8. Смирнов, В. И. Общая педагогика : учеб.пособие / В. И. Смирнов. — М.: Логос, 2002. — С. 8—25.
9. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Мн.: Ушверсггэцкае, 2000. — С. 10—30.
10. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания : учеб. пособие / Н. Е. Щуркова. — СПб: Питер, 2005.
11. Педагогическая антропология / [сост. Б. М. Бим-Бад]. — М., 1998.
Система педагогических наук
В настоящее время педагогика представлена большим количеством научных дисциплин и отраслей.
Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности воспитания человека, разрабатывающей основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов, является общая педагогика. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:
а) общие основы педагогики;
б) теория обучения (дидактика) изучает процесс обучения, а именно закономерности этого процесса, его содержание, принципы, формы, методы и средства;
в) теория воспитания - научная дисциплина, изучающая целенаправленный процесс формирования личности и коллектива.;
г) управление образовательными системами - изучает процесс управления педагогическими (образовательными, воспитательными) системами, его закономерности, функции, условия развития.
Возрастная педагогика изучает специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, составляет Она включает в себя преддошкольную (ясельную) и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых и андрогогику.
Преддошкольная (ясельная) педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до трех лет. Вес ее стремительно увеличивается по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на формирование интеллекта, эмоциональной и чувственной сфер личности ребенка, его здоровья. Особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.
Дошкольная педагогика — наука о закономерностях развития, формирования личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория иметодика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях одно-, двух-, многодетных, полных, неполных семей.
Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. Она относится к самым развитым отраслям науки о воспитании.
Педагогика высшей школы. Ее предмет — закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.
Педагогика взрослых и андрогогика изучает особенности работы со взрослыми и пожилыми людьми.
Отраслевая педагогика изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий Выделяют военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, музыкальную, производственную педагогику, педагогику исправительно-трудовых учреждений и т. д.
Каждая из этих педагогах также имеет свой предмет. Например, военная педагогика вскрывает закономерности, обосновывает теоретические положения, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.
Педагогика профессионально-технического образования представляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.
Исправительно-трудовая педагогика изучает закономерности перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.
История педагогики изучает развитие образования, школы и педагогической мысли в различные исторические эпохи.
Сравнительная педагогиказанимается анализом, сравнением образования в разных странах.
Семейная педагогика изучает процесс формирования личности в семье, т. е. воспитательную функцию семьи.
Специальная педагогика (дефектология). Она исследует закономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками. В состав дефектологии входят следующие научные дисциплины: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.
Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих; тифлопедагогика — слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика — умственно отсталых, логопедия — наука о нарушениях речи и путях их преодоления и предупреждения.
Этнопедагогика изучает закономерности и специфику народного воспитания, т. е. традиции, обычаи, ритуалы воспитания, слояшвшиеся у разных народов, оценивает их роль в современной практике воспитания.
Информационная педагогика — молодая, перспективная отрасль педагогики, занимающаяся исследованием информационных процессов в системе образования и управлении образованием.
Социальная педагогика — изучает влияние на педагогический процесс конкретных условий среды, занимается ее преобразованием, созданием благоприятных условий в социуме (семье, учреждениях образования, культуры, досуга, здравоохранения, общественных организациях, на предприятиях и т. д.) для развития, социализации, самореализации и самоутверждения личности.
Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
Такова внутренняя система педагогической науки, возникновение новых отраслей которой порождается развитием общества и научного знания.
Лекция 1. 6 Тема: Педагогика как наука и учебный предмет
вопросы:
1. Общее представление о педагогике как науке.
2. Становление педагогической науки.
3. Объект и предмет педагогической науки.
4. Функции и задачи педагогики.
5. Основные категории педагогики.
6. Структура педагогической науки, её основные отрасли.
7. Связь педагогики с другими науками.
Литература:
1. Бордовская, Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб.: Питер, 2006. — Гл. 1.
2. Жук, А. И. Основы педагогики / А. И. Жук, И. И. Казимирская [и др.]. — Мн.: Аверсэв, 2003. - С. 21—47.
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов [и др.]; под ред. С. А. Смирнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — С. 5—14.
4. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / И. И. Прокопь-ев, Н. В. Михалкович. — Мн.: ТетраСистемс, 2002. — С. 7—29.
5. Пуйман, С. А. Педагогика. Основные положения курса / С. А. Пуйман. — Мн.: ТетраСистемс, 2001. — С. 6—16.
6. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания / [под ред. В. А. Сластенина]. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — Гл. 1.
7. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 58—79.
8. Смирнов, В. И. Общая педагогика : учеб.пособие / В. И. Смирнов. — М.: Логос, 2002. — С. 8—25.
9. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Мн.: Ушверсггэцкае, 2000. — С. 10—30.
10. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания : учеб. пособие / Н. Е. Щуркова. — СПб: Питер, 2005.
11. Педагогическая антропология / [сост. Б. М. Бим-Бад]. — М., 1998.