Лекция 1. 6 Тема: Педагогика как наука и учебный предмет

Лекция 1. 6 Тема: Педагогика как наука и учебный предмет

вопросы:

1. Общее представление о педагогике как науке.

2. Становление педагогической науки.

3. Объект и предмет педагогической науки.

4. Функции и задачи педагогики.

5. Основные категории педагогики.

6. Структура педагогической науки, её основные отрасли.

7. Связь педагогики с другими науками.

Литература:

1. Бордовская, Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб.: Питер, 2006. — Гл. 1.

2. Жук, А. И. Основы педагогики / А. И. Жук, И. И. Казимирская [и др.]. — Мн.: Аверсэв, 2003. - С. 21—47.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов [и др.]; под ред. С. А. Смирнова. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2003. — С. 5—14.

4. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / И. И. Прокопь-ев, Н. В. Михалкович. — Мн.: ТетраСистемс, 2002. — С. 7—29.

5. Пуйман, С. А. Педагогика. Основные положения курса / С. А. Пуйман. — Мн.: ТетраСистемс, 2001. — С. 6—16.

6. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания / [под ред. В. А. Сластенина]. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — Гл. 1.

7. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 58—79.

8. Смирнов, В. И. Общая педагогика : учеб.пособие / В. И. Смирнов. — М.: Логос, 2002. — С. 8—25.

9. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Мн.: Ушверсггэцкае, 2000. — С. 10—30.

10. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания : учеб. пособие / Н. Е. Щуркова. — СПб: Питер, 2005.

11. Педагогическая антропология / [сост. Б. М. Бим-Бад]. — М., 1998.

Система педагогических наук

В настоящее время педагогика представлена большим количеством научных дисциплин и отраслей.

Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности вос­питания человека, разрабатывающей основы учебно-воспитательного про­цесса в воспитательных учреждениях всех типов, является общая педагоги­ка. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

а) общие основы педагогики;

б) теория обучения (дидактика) изучает процесс обучения, а именно закономер­ности этого процесса, его содержание, принципы, формы, методы и средства;

в) теория воспитания - научная дисциплина, изучающая целенаправленный процесс формирования личности и коллектива.;

г) управление образовательными системами - изучает процесс управления педагогическими (образователь­ными, воспитательными) системами, его закономерности, функции, условия развития.

Возрастная педагогика изучает специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, со­ставляет Она включает в себя преддошкольную (ясельную) и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых и андрогогику.

Преддошкольная (ясельная) педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до трех лет. Вес ее стремительно увеличивается по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на фор­мирование интеллекта, эмоциональной и чувственной сфер личности ре­бенка, его здоровья. Особенностью ясельной педагогики является ее взаи­модействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, меди­циной.

Дошкольная педагогика — наука о закономерностях развития, формиро­вания личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория иметодика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, част­ных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях одно-, двух-, многодетных, полных, неполных семей.

Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. Она относится к самым развитым отраслям науки о воспитании.

Педагогика высшей школы. Ее предмет — закономерности учебно-воспи­тательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфиче­ские проблемы получения высшего образования.

Педагогика взрослых и андрогогика изучает особенности работы со взрос­лыми и пожилыми людьми.

Отраслевая педагогика изучает особенности воспитания и обучения в зависи­мости от характера социальной группы или профессий Выделяют военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, музыкальную, производственную педагогику, педагогику исправительно-трудовых учреждений и т. д.

Каждая из этих педагогах также имеет свой предмет. Например, воен­ная педагогика вскрывает закономерности, обосновывает теоретические положения, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспита­ния военнослужащих всех рангов.

Педагогика профессионально-технического образования представляет со­бой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготов­ки рабочих высокой квалификации.

Исправительно-трудовая педагогика изучает закономерности перевоспи­тания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

История педагогики изучает развитие образования, школы и педагогической мысли в различные исторические эпохи.

Сравнительная педагогиказанимается анализом, сравнением образова­ния в разных странах.

Семейная педагогика изучает процесс формирования личности в семье, т. е. воспитательную функцию семьи.

Специальная педагогика (дефектология). Она исследует за­кономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками. В состав дефектологии входят следующие научные дисципли­ны: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.

Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания сла­бослышащих и глухих; тифлопедагогика — слепых и слабовидящих; олигоф­ренопедагогика — умственно отсталых, логопедия — наука о нарушениях речи и путях их преодоления и предупреждения.

Этнопедагогика изучает закономерности и специфику народного воспитания, т. е. тради­ции, обычаи, ритуалы воспитания, слояшвшиеся у разных народов, оценивает их роль в современной практике воспитания.

Информационная педагогика — молодая, перспективная отрасль педагогики, занимающаяся исследованием информационных процессов в системе образования и управлении образованием.

Социальная педагогика — изучает влияние на педагогический процесс конкретных условий среды, занимается ее преобразованием, созданием благоприят­ных условий в социуме (семье, учреждениях образования, культуры, досуга, здраво­охранения, общественных организациях, на предприятиях и т. д.) для развития, социализации, самореализации и самоутверждения личности.

Особую группу педагогических наук составляют так называемые част­ные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподава­ния и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-вос­питательных учреждений.

Такова внутренняя система педагогической науки, возникновение но­вых отраслей которой порождается развитием общества и научного знания.

Лекция 1. 6 Тема: Педагогика как наука и учебный предмет

вопросы:

1. Общее представление о педагогике как науке.

2. Становление педагогической науки.

3. Объект и предмет педагогической науки.

4. Функции и задачи педагогики.

5. Основные категории педагогики.

6. Структура педагогической науки, её основные отрасли.

7. Связь педагогики с другими науками.

Литература:

1. Бордовская, Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб.: Питер, 2006. — Гл. 1.

2. Жук, А. И. Основы педагогики / А. И. Жук, И. И. Казимирская [и др.]. — Мн.: Аверсэв, 2003. - С. 21—47.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов [и др.]; под ред. С. А. Смирнова. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2003. — С. 5—14.

4. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / И. И. Прокопь-ев, Н. В. Михалкович. — Мн.: ТетраСистемс, 2002. — С. 7—29.

5. Пуйман, С. А. Педагогика. Основные положения курса / С. А. Пуйман. — Мн.: ТетраСистемс, 2001. — С. 6—16.

6. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания / [под ред. В. А. Сластенина]. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — Гл. 1.

7. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 58—79.

8. Смирнов, В. И. Общая педагогика : учеб.пособие / В. И. Смирнов. — М.: Логос, 2002. — С. 8—25.

9. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Мн.: Ушверсггэцкае, 2000. — С. 10—30.

10. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания : учеб. пособие / Н. Е. Щуркова. — СПб: Питер, 2005.

11. Педагогическая антропология / [сост. Б. М. Бим-Бад]. — М., 1998.

Наши рекомендации