Индивидуальный подход к учащимся на уроке

Как по своим характерологическим чертам, так и по способно­сти усваивать учебный материал класс вспомогательной школы представляет довольно пеструю картину, поэтому учитель на уро­ке должен обеспечить индивидуальный подход к учащимся. В од­них случаях проводятся индивидуальные занятия по отдельным учебным предметам, в других случаях индивидуальный подход осуществляется в области воспитательной работы. Одного ученика учитель спросит, чтобы сосредоточить его внимание на учебном материале, а другого, чтобы проверить его знания в ответе, третье­го, чтобы получить нужную формулировку задания и т. д. Нередко в уроке приходится индивидуализировать задание: одному дать задание более трудное, другому легче, а третьему совсем легкое; один будет писать одно упражнение, другой другое, а третий третье на одно и то же правило.

Индивидуальный подход не нарушает общего характера класс­ной работы. Класс работает как целое, перед классом стоит опре­деляемая программными требованиями задача. Но к разрешению этой задачи отдельные учащиеся идут разными темпами и разны­ми путями.

Индивидуальный подход к учащимся должен быть организован с таким расчетом, чтобы индивидуальные темпы работы в конеч­ном итоге подвести к некоторому общему коллективному ритму: ученика необходимо сделать в полной мере способным к фрон­тальной работе класса.

Ставя перед классом посильное задание, учитель указывает и тот метод, которым класс будет работать на уроке.

Знание учащимися метода работы на уроке дает им возмож­ность соответствующим образом подготовиться к уроку, подготовить книги, тетради, дидактический материал и т. д.

В младших классах учитель, в целях развития внимания уча­щихся, пользуется разными методами учебной работы. В старших же обычно устанавливается один определенный метод работы на уроке.

Оборудование урока

Наглядность в обучении умственно отсталых детей имеет ис­ключительное значение. Поэтому вопрос оборудования урока -это один из основных вопросов работы с умственно отсталыми детьми. Учитель должен широко использовать натуральные пред­меты, модели, игры, игрушки, разнообразный раздаточный мате­риал, карты, картины и т. д. В классе для демонстрации должны быть специальные приспособления: полочки, вешалки, подставки и т. д. Особенно большое значение для учащихся имеет классная доска. Классная доска должна быть значительных размеров: в младших классах вспомогательной школы лучше во всю стену. Доска делится на 3 части. Одна часть имеет разлиновку соответст­венно классу: или косые, или две линейки без косых, или одна ли­нейка. Другая часть доски назначается для арифметики (квадрат­ная линовка, более крупная для первого класса, мельче для второ­го и еще мельче для третьего), а третья часть доски не имеет никакой разлиновки. При доске обязательно должны быть сделаны шторки, дающие возможность закрыть написанное и вновь от­крыть его по мере надобности (например, при зрительном дик­танте).

Знание метода работы на уроке дает возможность учащимся быстро подготовить необходимые учебные принадлежности и учебные пособия к уроку. Одни пособия ученик готовит перед уроком в перемену. Это те пособия, которые обусловлены самим фактом урока по предмету. Получив от учителя указание на метод работы, ученик быстро достает и пособия дополнительные. Иногда приходится видеть, что учитель рекомендует учащимся пользо­ваться теми или иными приемами легкого опознания нужных книг, тетрадей, например, обертывая их в бумагу разных цветов. Эти облегчающие приемы обычно и выдают за один из специфических моментов работы вспомогательной школы. Конечно, это не так. Если учитель заинтересовал учащихся книгой, установил опреде­ленное отношение к тетради, то ученики легко узнают книгу по ее переплету, по мелким незаметным признакам ее обложки, тетрадь по надписи на ней, часто даже по особенностям этой надписи и цвету ленточки, которой ученик прикрепил промокательную бума­гу к тетради. Употребление искусственных опознавательных при­знаков является не только бесполезным, но даже и достаточно вредным, так как они снижают требования, которые в этом случае предъявляются к наблюдательности ребенка, снижают значение сенсомоторного воспитания.

Некоторые учителя требуют класть книги в парте по порядку уроков сегодняшнего дня. Это надуманное правило. Лучше уде­лить время на воспитание у учащихся навыка пользования своей сумкой, наведением в ней некоторого порядка, чем созданием излишних трудностей типа расположения учебных пособий в парте ученика.

Пособия ученик употребляет не только на уроке, но и на пере­мене. На перемене он пользуется не обязательно книгой того предмета, по которому дальше идет урок, а возможно, и любой другой. Стеснять в данном случае свободу ученика нецелесооб­разно так же, как нецелесообразно требовать взятую из парты кни­гу класть на соответствующее порядку место.

Расположение же пособий на парте — это важный момент орга­низации рабочего места ученика. Здесь приходится принимать в расчет и условия гигиены труда, и условия его рационализации. Этому надо учить.

Связь с предыдущим

Каждый новый урок должен быть связан с предшествующим. Но эта связь не обязательно должна быть установлена в самом на­чале урока. Это зависит от типа уроков, характера темы. Иногда, только всесторонне усвоив тему, ученик устанавливает связь ее с предыдущим материалом. Связь нового со старым, с уже пройден­ным должна быть обязательно установлена, но сделать это можно в любой части урока, где удобнее в каждом отдельном случае. На­до иметь в виду, что установление связи нового материала с пред­шествующим является очень важным в условиях вспомогательной школы. Для того чтобы это новое включить в сферу сознания, тре­буется преодолеть большую работу, провести несколько уроков. Например, только в итоге ряда уроков ученики, да и то с помощью учителя установят, что сложение и вычитание в пределе сотни есть по существу тот же процесс, что они имели и при работе в пределе двух десятков. Только в конце урока естествознания класс начинает понимать, что в данном случае они имели дело, как и на преды­дущих уроках, с позвоночным животным. Связь нового материала с уже усвоенным дает возможность повторить прошлое и сообща­ет курсу связный и объединенный характер.

Одним из средств систематичности и последовательности из­ложения учебного материала и является связь нового с уже усво­енным.

Наши рекомендации