Дозировка материала на уроке

Каждый урок должен ставить перед учащимися разрешение определенной задачи, преодоление трудности. Эта задача может быть или из области изучения языка, или арифметическая, геогра­фическая или историческая, естествоведческая, но это всегда зада­ча, для решения которой необходимо полное сосредоточение вни­мания ученика, мобилизация его опыта в этом вопросе и преодо­ление некоторой трудности в его разрешении. Мы должны умственно отсталому ребенку помочь преодолеть трудности, но не преодолевать их за него. Воспитание умения производить усилия - это одна из основных задач школы, одна из воспитательных задач урока. Сами организационные формы урока таковы, что они на­правлены на воспитание усилия: надо спокойно просидеть 45 ми­нут, надо сосредоточивать внимание на теме урока, решать какие-то задачи, вовремя подавить у себя возникающие импульсы дви­жения, речи и т. п.

Усилие только в том случае воспитывается у учащихся, если требования учителя и возможности ученика находятся в опреде­ленных отношениях. Учебный материал урока должен быть для ученика посилен как с точки зрения его качества, так и с точки зрения количества. Непосильный материал не усваивается учащимися. Материала может быть взято излишнее количество: он не прорабатывается на уроке с достаточной степенью углубленности. Это излишнее количество материала, данное на одном уроке, объясняется просто - учитель не работал над материалом. Иногда же учитель стремится скорее пройти программу, оставить больше времени на повторение и перегружает свои уроки.

Результаты такой перегрузки приводят к тому, что материал, по которому проскользнул ученик, очень быстро вылетает из его сознания, и, когда учитель начинает этот материал повторять, его по существу приходится проходить заново: следов пройденного обнаружить не удается. Это случаи количественной перегрузки. Но перегрузка может носить и качественный характер: когда мате­риал урока взят настолько сложный, что ученик этой сложностью не овладевает; или когда для овладения материалом требуется наличие таких психологических черт, которые у учеников еще не воспитаны.

По существу, к тому же приводит и обратный недостаток, когда материала дается мало. Например, в 4-м классе в рабочем плане учительницы стоит повторение табличного умножения и деления «умножение и деление на 2». И на это тратится час. Понятно, что такой темы в 4-м классе быть не должно. Тем более, что перед этим стояли темы, где мы встречали все действия в пределе 100.

К значительным недостаткам относится стремление некоторых учителей «оребячиваться»: к учащимся устанавливается отноше­ние, как к детям, значительно более младшего возраста, чем их действительный возраст. Например, в 7-м классе одной из вспомо­гательных школ учительница установила к ученикам отношение словно к восьми - девятилеткам. «Выньте книги. Положите их в ле­вом углу стола. Достаньте краски. Откройте коробки». Дальше следует целая цепь подобных же инструкций, т. е. учительница седьмого класса механически продолжает проводить формы рабо­ты учительницы первого-второго класса. Отсюда понятны и те примеры, которыми она пользуется на уроке - «бегаешь, играешь, гуляешь» в то время, как можно было бы взять «работаешь, стро­гаешь, колешь, рубишь» и т. п.

Умение дозировать учебный материал урока вырабатывается у учителя в процессе практики на основе знания им своего класса. Хорошо дозированный материал прочно укладывается в сознании учащихся.

Сначала учитель устанавливает количество материала, которое предполагает дать детям на уроке, а затем продумывает его структуру. В необходимых случаях для того, чтобы сделать материал посильным для данного класса, приходится упрощать его структуру.

Правильная дозировка материала урока, данная в соответствующей структуре, делает содержание урока доступным для уче­ников.

Очень важно приучать учащихся к самостоятельной работе на уроке. Понятно, что удельный вес самостоятельной работы меня­ется: в младших классах он значительно меньше, здесь ученик только еще учится работать самостоятельно, а в дальнейшем место самостоятельной работы учащихся на уроке увеличивается и, кро­ме того, самостоятельная домашняя работа учащихся начинает занимать все большее и большее место.

Наши рекомендации