Современные дополнения и комментарии к главе
«Педагогическая характеристика умственно отсталого ребенка»
К умственно отсталым относят детей со стойким, необратимым нарушением всей психики, преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Особенность дефекта при умственной отсталости - нарушение высших психических функций: отражательной способности мозга, регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, внимания, речи). Страдают также эмоционально-волевая сфера, моторика и личность в целом.
Умственная отсталость не приводит к равномерному изменению у ребенка всех сторон психической деятельности. Наблюдения и данные экспериментальных исследований позволяют говорить о том, что одни психические процессы оказываются у них нарушены более резко, другие остаются относительно сохранными. Этим в определенной мере обусловлены существующие между детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личной сфере.
В настоящее время изменилось разделение умственно отсталых детей по степени выраженности дефекта. В России отказались от терминов «дебил», «имбецил», «идиот», которыми пользовались в течение почти ста лет. В соответствии с Международной классификацией сейчас говорят о детях с легкой, умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью.
Дети с легкой умственной отсталостью и значительная часть детей с умеренной умственной отсталостью обучаются по программам специальной (коррекционной) школы VIII вида в специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах или в домашних условиях. Дети с более выраженной умеренной и тяжелой умственной отсталостью учатся по облегченным программам. Глубоко умственно отсталые дети обычно находятся в специальных интернатах госпитального типа. Они не учатся, но воспитываются.
Диагноз «умственная отсталость» определяется психолого – медико - педагогической комиссией. При обследовании ребенка используются различные методы, в том числе и тесты, результаты которых имеют не решающее, но дополнительное значение. Кроме классификации, основанной на степени выраженности дефекта, можно по прогнозу дальнейшего продвижения детей в развитии разделить умственно отсталых детей на олигофренов (непрогредиентное состояние) и не олигофренов (прогредиентное состояние).
Дети - олигофрены являются наиболее изученной группой и преобладающим контингентом специальной школы VIII вида. Они классифицируются по качественному своеобразию структуры дефекта (М.С. Певзнер).
Часть умственно отсталых детей, имеющих сложные дефекты развития, официально получают статус инвалидов.
Политика нашего государства в отношении инвалидов в последние годы претерпела существенные изменения. С принятием Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в нашей стране введено понятие «инвалид», основанное на международных подходах. В настоящее время инвалидность связывается с ограничением не только трудоспособности, как было раньше, но и жизнедеятельности человека.
По различным проблемам психологии умственно отсталых детей к началу XXI века в России и в странах, ранее входивших в состав СССР, проведено большое количество разноплановых исследований. Психолого-педагогические особенности умственно отсталых детей и подростков описаны в работах С.Д. Забрамной, В.И. Лубовского, С.Я. Рубинштейн, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, Ж.И. Намазбаевой (Алма-Ата), Н.М. Стадненко (Киев), Т.А. Процко (Минск), Ж.И. Шиф и др. Это дало возможность значительно расширить и дополнить те сведения, которые приводит А.Н. Граборов как в отношении познавательной деятельности, так и в плане формирования личности умственно отсталых детей.
Вопросы и задания к главе «Педагогическая характеристика умственно отсталого ребенка»
1. Какие дети относятся к категории «умственно отсталые»?
2. Раскройте понятие «умственная отсталость» с современной точки
зрения.
3. Как изменилась классификация умственно отсталых детей по степени
выраженности дефекта?
4. Перечислите группы умственно отсталых детей, различающиеся по степени выраженности дефекта, которые выделяют в настоящее время. Какие еще классификации умственно отсталых детей вы знаете? Какие критерии лежат в их основе?
5. Какие дети обучаются в специальных коррекционных школах VIII вида? Какие дети обучались во вспомогательной школе?
6. Как изменялось отношение к тестам, используемым при психолого-педагогическом обследовании детей и в процессе контроля знаний, oт постановления ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях системе Наркомпросов» до наших дней?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Диагностика и консультирование / Под ред. И.Ю. Левченко С.Д. Забрамной. М., 2003.
2. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. М., 1995.
3. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1978.
4. Намазбаева Ж.И. Некоторые особенности личности учащихся
вспомогательной школы. Алма-Ата, 1985.
5. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной
школы. / Под ред. Ж.И. Шиф. М., 1965.
6. ПевзнерМ.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. М., 1963.
7. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002.
8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника М., 1986.
9. Стадненко Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. Киев, 1980.
Глава 2
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ