Современные дополнения и комментарии к главе

«Педагогическая характеристика умственно отсталого ребенка»

К умственно отсталым относят детей со стойким, необратимым нарушением всей психики, преимущественно познавательной сфе­ры, возникающим вследствие органического поражения коры го­ловного мозга, имеющего диффузный характер. Особенность де­фекта при умственной отсталости - нарушение высших психиче­ских функций: отражательной способности мозга, регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познава­тельных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, внимания, речи). Страдают также эмоционально-волевая сфера, моторика и личность в целом.

Умственная отсталость не приводит к равномерному измене­нию у ребенка всех сторон психической деятельности. Наблюде­ния и данные экспериментальных исследований позволяют гово­рить о том, что одни психические процессы оказываются у них нарушены более резко, другие остаются относительно сохранны­ми. Этим в определенной мере обусловлены существующие между детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в позна­вательной деятельности, и в личной сфере.

В настоящее время изменилось разделение умственно отсталых детей по степени выраженности дефекта. В России отказались от терминов «дебил», «имбецил», «идиот», которыми пользовались в течение почти ста лет. В соответствии с Международной класси­фикацией сейчас говорят о детях с легкой, умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью.

Дети с легкой умственной отсталостью и значительная часть детей с умеренной умственной отсталостью обучаются по про­граммам специальной (коррекционной) школы VIII вида в специ­альных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах или в домашних условиях. Дети с более выраженной уме­ренной и тяжелой умственной отсталостью учатся по облегченным программам. Глубоко умственно отсталые дети обычно находятся в специальных интернатах госпитального типа. Они не учатся, но воспитываются.

Диагноз «умственная отсталость» определяется психолого – медико - педагогической комиссией. При обследовании ребенка ис­пользуются различные методы, в том числе и тесты, результаты которых имеют не решающее, но дополнительное значение. Кроме классификации, основанной на степени выраженности дефекта, можно по прогнозу дальнейшего продвижения детей в развитии разделить умственно отсталых детей на олигофренов (непрогредиентное состояние) и не олигофренов (прогредиентное состояние).

Дети - олигофрены являются наиболее изученной группой и преобладающим контингентом специальной школы VIII вида. Они классифицируются по качественному своеобразию структуры де­фекта (М.С. Певзнер).

Часть умственно отсталых детей, имеющих сложные дефекты развития, официально получают статус инвалидов.

Политика нашего государства в отношении инвалидов в по­следние годы претерпела существенные изменения. С принятием Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Россий­ской Федерации» в нашей стране введено понятие «инвалид», ос­нованное на международных подходах. В настоящее время инвалидность связывается с ограничением не только трудоспособно­сти, как было раньше, но и жизнедеятельности человека.

По различным проблемам психологии умственно отсталых де­тей к началу XXI века в России и в странах, ранее входивших в состав СССР, проведено большое количество разноплановых ис­следований. Психолого-педагогические особенности умственно отсталых детей и подростков описаны в работах С.Д. Забрамной, В.И. Лубовского, С.Я. Рубинштейн, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, Ж.И. Намазбаевой (Алма-Ата), Н.М. Стадненко (Киев), Т.А. Процко (Минск), Ж.И. Шиф и др. Это дало возможность значительно рас­ширить и дополнить те сведения, которые приводит А.Н. Граборов как в отношении познавательной деятельности, так и в плане фор­мирования личности умственно отсталых детей.

Вопросы и задания к главе «Педагогическая характеристика умственно отсталого ребенка»

1. Какие дети относятся к категории «умственно отсталые»?

2. Раскройте понятие «умственная отсталость» с современной точки
зрения.

3. Как изменилась классификация умственно отсталых детей по степени
выраженности дефекта?

4. Перечислите группы умственно отсталых детей, различающиеся по степени выраженности дефекта, которые вы­деляют в настоящее время. Какие еще классификации умственно отсталых детей вы знаете? Ка­кие критерии лежат в их основе?

5. Какие дети обучаются в специальных коррекционных школах VIII вида? Какие дети обучались во вспомогательной школе?

6. Как изменялось отношение к тестам, используемым при психолого-педагогическом обследовании детей и в процессе контроля знаний, oт постановления ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях системе Наркомпросов» до наших дней?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Диагностика и консультирование / Под ред. И.Ю. Левченко С.Д. Забрамной. М., 2003.

2. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. М., 1995.

3. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у де­тей (в норме и патологии). М., 1978.

4. Намазбаева Ж.И. Некоторые особенности личности учащихся
вспомогательной школы. Алма-Ата, 1985.

5. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной
школы. / Под ред. Ж.И. Шиф. М., 1965.

6. ПевзнерМ.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. М., 1963.

7. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002.

8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника М., 1986.

9. Стадненко Н.М. Особенности мышления учащихся вспомога­тельной школы. Киев, 1980.

Глава 2

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Наши рекомендации