В формировании личности подростков
Процесс освоения общественных норм и ценностей у подростков с отклоняющимся поведением происходит через неформальную группу. Отверженность в семье, изоляция в классном коллективе вынуждают их искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, во внешкольной среде, в сфере стихийно-группового общения.
Стихийно-групповое общение - важный фактор социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения. Стихийно-групповое общение ведет к усилению отклоняющегося поведения, но, как показывают практика и научные исследования, все зависит от характера и направленности группы: если она просоциальная, положительно ориентированная, возникла на основе совместных коллективных интересов (к музыке, спорту, конструированию и др.), то процесс формирования личности несовершеннолетнего получает положительный заряд, компенсирует личностные деформации положительным видом деятельности, конструктивным содержанием общения. Если групповое общение носит асоциальное или общественно нейтральное содержание, то многое будет зависеть от личности лидера группы, от структуры группового общения, от социальной ситуации, складывающейся вокруг данной группы. Если же групповое общение имеет антиобщественную, криминальную направленность, то, естественно, и характер отклоняющегося поведения подростка будет углубляться, а его деятельность приближаться к криминальной, общественно опасной.
Анализируя проблему общения педагогически запущенных подростков в группе, многие исследователи отмечают ее противоречивость. С одной стороны, в разновозрастных группах содержание общения и взаимная информация богаче, разнообразнее, чем в однородных группах, и оценивается подростками как эмоционально привлекательное, а с другой стороны, групповое общение педагогически запущенных подростков характеризуется бедностью содержания и ущербным характером, в нем происходит обмен информацией, содержащей ложные представления о жизни, снисходительные оценки девиантного поведения и вредных привычек.
Вместе с тем трудно понять многие аспекты стихийно-группового общения, не исследуя их во взаимосвязи с общением подростков в официальных группах, как нельзя постигнуть особенности межличностных отношений детей в классных группах, изучая их изолированно от уличных связей, сложно также оценить картину сложившихся межличностных взаимоотношений во внешкольном общении, не принимая во внимание особенности семейного общения педагогически запущенных подростков.
По изучению групп и группового общения подростков проведены многочисленные исследования (И. П. Башкатов, А.Д.Го-неев, Е. М. Данилин, И. С. Полонский, А. Е. Тарас), в ходе которых определены наиболее важные параметры внешкольного группового общения педагогически запущенных подростков, объем групп, их возрастной и социальный состав, место и время общения, направленность и содержание деятельности, их влияние на формирование отклоняющегося поведения, дана классификация групп по их направленности в зависимости от этапа асоциального развития (выделены группы неорганизованные - со слабо выраженной асоциальной направленностью; относительно организованные - с преобладающей асоциальной направленностью и организованные - с устойчивой асоциальной направленностью).
Сущность внешкольного группового общения подростков можно определить как процесс взаимного обмена мыслями, эмоциями, нравственными идеалами и духовными ценностями со сверстниками и взрослыми, при их межличностном контакте, влияющий на сознание и поведение подростков и происходящий в различных группах и коллективах вне школы.
Можно выделить следующие признаки подростковых групп общения:
• они разновозрастны и разнообразны по социальному составу (у педагогически запущенных подростков в состав группы входят не только школьники - 37%, но и учащиесяПТУ, техникумов - 54%, учащиеся и работающая молодежь - 9%, в контрольной группе - 67, 28 и 5%);
• невелики по количественному составу (5-10 человек) и относительно стабильны (около 95% педагогически запущенных подростков входят в одни и те же группы, в контрольной группе — 82,7%);
• формируются в основном по признаку места жительства (педагогически запущенные подростки входят в группы, члены которых живут на одной улице, - 54% подростков, в одном дворе - 25%, в одном микрорайоне - 17%; в контрольной группе у 46% подростков первое знакомство со своими друзьями произошло по месту жительства);
• в них довольно высокий уровень интенсивности общения (85% педагогически запущенных подростков ежедневно встречаются со своими друзьями, в контрольной группе такие встречи вне школы наблюдаются у 48,3% подростков).
Социально-педагогические параметры группового общения педагогически запущенных подростков в ряде случаев имеют довольно близкое сходство с параметрами групп обычных школьников, за исключением разве более существенных различий в уровне интенсивности общения. Это объясняется дефицитом их общения в организованных группах и коллективах (в семье, в школе). Вместе с тем в групповом общении педагогически запущенных есть и ощутимые отличия. Если у обычных школьников пик общения приходится на дневное время, когда они встречаются со сверстниками в различных кружках, секциях, в клубах по интересам, то у педагогически запущенных подростков рост интенсивности общения приходится на вечернее время, когда снижается к ним внимание со стороны семьи (родители заняты домашними заботами) и школы (закончились занятия, прекратили свою работу кружки и секции). Это объясняется и рядом психологических особенностей группового общения педагогически запущенных подростков, замкнутостью сферы их общения, интимностью и анонимностью их межличностных взаимоотношений.
Общение не может происходить без отношений к ценностям, по поводу которых происходит волевой, мотивированный обмен информацией и психологическое взаимоотношение индивидов, т. е. без предмета общения, который определяет содержание и направленность группового общения педагогически запущенных подростков.
Содержание группового общения и его направленность, определяемые предметом общения, имеют большую воспитательную силу, оказывают влияние на формирование личности подростков иногда более сильное, чем целенаправленное воспитательное воздействие. Через призму группового общения идет восприятие окружающего мира, преломление норм и ценностей общества. Воспитательный эффект группового общения определяется тем, как представлено в этом общении социальное, нравственное начало, насколько сильны его позиции в тех компаниях по досугу, которые оказывают далеко не второстепенное влияние на своих членов. Эти компании имеют свой нравственно-психологический климат, свои ценностные ориентации, тон и общая направленность которых обычно задаются лидером или группой лидеров. Исследования показали, что именно ценностные ориентации несовершеннолетних характеризуют их отношение со средой, коллективом, а также их важнейшие качества личности, что особенно важно учитывать при изучении общения педагогически запущенных подростков и определении путей и средств их переориентации и коррекции.
Одним из факторов проявления ценностных ориентации личности подростка являются его интересы и потребности, отношения к предметам и явлениям природы и общества, к коллективу, отдельным личностям, к самому себе.
Исследования показали, что ценностные ориентации в групповом общении подростков зависят от группового вида деятельности, от интересов и увлечений, объединяющих членов групп.
Структура, содержание и направленность общения подростков с девиантным поведением имеют свою специфику. Например, первое место четко занимает интерес к общению в группе, затем идет обсуждение личных дел и похождений, часто возникает проблема, как найти себе развлечение. Далее следуют интерес к спортивным новостям, техническим темам, затем общение по поводу литературы, музыки, кино, и замыкает таблицу интересов общение по поводу общественных событий.
Подростков прежде всего волнуют страшные истории, анекдоты - 85% всего времени общения. При обсуждении личных дел главное внимание уделяется взаимоотношениям со сверстниками и сверстницами - 35%, определенное внимание уделяется собственным похождениям, особенно при обсуждении с друзьями отношений с девочками (мальчиками), - 28%. Если группа в свободное время играет в футбол или хоккей, то общение сводится к обсуждению и оценке этих баталий и взаимоотношений во время игры -64%. В меньшей степени ребят волнуют темы, связанные с играми интеллектуального характера (шахматы, шашки), темы литературы, искусства, кино (кроме боевиков, «ужастиков»).
Анализ содержательной стороны группового общения педагогически запущенных подростков показал, что оно поверхностно, ситуативно, малоинформативно, чаще носит аффективный характер. Отсутствие сколько-нибудь серьезной общественно значимой деятельности в стихийных группах педагогически запущенных подростков делает их общение общественно нейтральным, т.е. находящимся в стороне от основных социальных проблем, или закладывает тенденции асоциальной направленности, которая проявляется не только в общении, но и в деятельности подростков. Речь педагогически запущенных подростков перемежается бранными словами, циничными выражениями, нецензурной бранью, жаргонными оборотами. У педагогически запущенных подростков жаргон - своеобразный «опознавательный знак», который показывает принадлежность подростка к определенному кругу общения, своего рода «пропуск» к внутригрупповым ценностям и нормам.
Вместе с тем отношение к групповым ценностям у подростков неодинаково. Подростки могут сразу принять ценностные ориентации группы, полностью с ними соглашаясь, могут принять их частично (с чем-то соглашаясь, а с чем-то и нет), но в силу неустойчивых нравственных позиций постепенно встать на платформу группы, а могут солидаризироваться с групповыми нормами только внешне, «поступая, как все», но внутренне оставаясь при своем мнении. Этот процесс зависит от нравственных устоев подростка, от степени его педагогической запущенности, от силы желания удовлетворить свои потребности в общении и удовлетворенности этим общением, а также от статуса, который подросток занимает в коллективе, от силы влияния на него класса.
В целях выделения различных уровней группового общения и его влияния на личность подростков мы попытались выделить наиболее характерные особенности их общения в группе.
Исходными показателями в типизации групп явились содержание и направленность общения педагогически запущенных подростков, отражающих их отношение к общественным нормам и ценностям. Условно мы выделим три основных типа группового общения педагогически запущенных подростков: общественно нейтральный, асоциальный и переходный, включающий отдельные элементы как одного, так и другого типа.
Первый тип группового общения -общественно нейтральный.Такой тип общения характерен для групп, которые только начинают формироваться и уровень педагогической запущенности подростков, входящих в них, еще невысок. Структура круга внешкольного общения в этих группах неустоявшаяся, пространственно-временные параметры общения только определяются, ценностные ориентации еще не асоциальны, но уже и не общественно значимы. Группа пока не имеет общих интересов и единого вида деятельности. Общение непостоянно, ситуативно, часто меняется. Темы разговоров случайны, эпизодичны. Характер межличностных взаимоотношений в ней по отдельным параметрам схож с диффузной группой.
В качестве примера такого типа общения можно рассмотреть группу подростков, состоящую из шести человек: Олег П. (14 лет, VIII класс), Игорь С. (15 лет, IX класс), Иван В. (14 лет, VIII класс), Алексей И. (14 лет, VIII класс), Саша В. (15 лет, IX класс) и Миша И. (15 лет, IX класс). Группа в момент нашего исследования только начала складываться, поэтому ярко выраженных связей в межличностных взаимоотношениях ее членов не наблюдалось. Подростков объединяло, скорее всего, место жительства и одинаковость статуса в классном коллективе.
Для всех подростков этой группы общей характерной чертой является невысокий уровень успеваемости и общественной активности в классном коллективе, изолированное положение в классе, отсутствие положительных интересов и склонностей, невысокий уровень запросов, узость круга общения. У них относительно прочные связи с коллективом класса, но подростки постепенно отходят от него, так как не получают в нем удовлетворения потребности в общении.
Пространственно-временные параметры группового общения только определяются. Встречи ребят не часты. Они собираются то у одного из членов группы дома, то на лестничной площадке, то просто на улице или в беседке. Нет пока четкой ролевой структуры в группе, все дружат друг с другом. Игорь С. пытается иногда забрать инициативу в свои руки, чаще всего ситуативно, претендует на роль лидера.
Подростки ни в чем себя особо не проявили, не совершили пока ничего предосудительного или противоправного, но в силу слабого влияния на них общешкольного коллектива и одноклассников у них не сформированы устойчивые нравственные позиции, поведение их конформно, подвержено стихийному влиянию окружающей среды, они пытаются подражать более сильным сверстникам.
Ценностные ориентации общения общественно нейтральны, подростков мало привлекают социально значимые темы, общение их малосодержательно, в основном опирается на то, что непосредственно видели или слышали, читательские интересы у них невысокие, поэтому они обсуждают просмотренные по телевизору фильмы, рассказывают страшные истории, пытаются фантазировать. Если нечем заняться, подростки просто бродят по улице или, лениво перебрасываясь словами, сидят где-нибудь в укромном уголке.
Второй тип группового общения -переходный (около 51 % групп педагогически запущенных подростков), совмещает в себе как элементы первого типа, так и отдельные элементы третьего типа общения. Этот тип обычно присущ группам, в которых черты педагогической запущенности ясно просматриваются. Структура круга общения сложилась, обычно она замкнута, но еще остались связи с педагогически организованной средой, пространственно-временные параметры общения более стабильны, группа имеет постоянное место общения. Общение, как правило, занимает почти все свободное время подростков. Ценностные ориентации принимают узкогрупповую направленность. Содержание общения не несет в себе общественно значимой информации, все сильнее замыкается на характере межличностных отношений.
Примером такого типа общения может служить общение в группе подростков, состоящей из пяти человек, учащихся школ и профтехучилища: Володя Л. (16 лет, Х класс), Николай А. (15 лет, IX класс), Юра Ч. (15 лет, IX класс), Сережа Р. (14 лет, VIII класс). Женя Р. (16 лет, ГПТУ).
Группа существует уже несколько лет, образовалась она, когда подростки учились в IV—V классах, жили в одном микрорайоне, но учились в разных школах.
Группа не имеет четко выраженных интересов и увлечений. Чаще всего ребята собираются где-нибудь на пустыре или в подъезде, но есть у них и любимое место — «пятак» за гаражами, где они просиживают целый вечер, бренча на гитаре. В их репертуаре преобладают в основном «блатные» песни. Запевала — Николай А., он знает таких песен довольно много. Иногда беседуют о хоккее, кино, рассказывают о своих похождениях. Особенно вызывает у них интерес повествование о взаимоотношениях с учителями, девочками, сверстниками с других улиц, к которым они ходят в «гости». Эти «походы в гости» заканчиваются иногда ссорами или драками, за что двое подростков из группы (Николай А., Сережа Р.) состоят на учете в милиции.
В группе царит авторитет физической силы, отношения между членами иерархизированы, младшие выполняют роль «шутов» или мальчиков на побегушках. У всех членов группы есть клички, причем чаще всего обидные, жестокие (типа Квазимода, Пень, Ботик и т. п.), у лидера более благозвучная — Майти-маус.
Третий тип группового общения -асоциальный (17% групп). Обычно он присущ сформировавшимся группам педагогически запущенных подростков, которые имеют относительно высокий уровень запущенности. Структура круга общения закрепилась, четко прослеживается, включает в себя личностно значимые для подростков группы и коллективы. Связь с педагогически организованной средой слабая или почти отсутствует. Пространственно-временные параметры группового общения стабилизировались, группа имеет постоянное, обычно сокрытое от взгляда взрослых и педагогов место общения, свободное время полностью посвящено групповому общению, причем оно практически не контролируется школой. Ценностные ориентации общения, его направленность асоциальны, проявляются в антиобщественных поступках. Группу обычно объединяют нездоровые интересы и потребности, микроклимат в группе отрицательный, формирующий потребительскую психологию; межличностные отношения носят корпоративный характер. Содержание общения в группе стабилизировалось, оно определяется общим видом деятельности.
Этот тип общения можно рассмотреть на примере группы подростков, состоящей из четырех человек: Иван Р. (15 лет, IX класс), Юра Ж. (16 лет, IX класс), Саша Ю. (16 лет, ГПТУ), Виктор Г. (18 лет, рабочий).
Группа сформировалась на основе общего интереса к технике. В свое время двоим подросткам из этой группы (Юре Ж. и Саше Ю.) в качестве стимула к хорошей учебе в школе родители купили мопеды. Однако это привело к противоположному результату. Подростки забросили учебу, стали хуже учиться, свободное время посвящали катанию на мопедах или их сборке и разборке, в чем особые успехи были замечены у Ивана Р. и Виктора Г. Поиск нужных деталей для мопедов привел к установлению связей с более старшими ребятами, которые занимались скупкой и перепродажей запасных частей. За это, а Виктор Г. за угон автотранспортных средств с целью их разукомплектования на детали, некоторые из них уже привлекались к административной ответственности. Подросткам этой группы присущ интерес к музыке, но он тоже носит меркантильный, потребительский характер и основывается опять же на приобретении и перепродаже дефицитных дисков.
Общение в группе проникнуто духом эгоизма, накопительства и наживы. Ценностные ориентации в группе в основном носят асоциальный характер, что проявляется в отношении к общественным нормам и ценностям. Почувствовав вкус легкой жизни, подростки пренебрежительно относятся к физическому труду, не устраивают их и общепринятые нормы поведения. Хамство, цинизм, пошлость пронизывают содержание их общения со сверстниками, да и друг с другом.
Наличие «легких денег» привело к тому, что подростки рано начали курить, употреблять спиртное. Влияние класса на них уже не ощущается, педагогический коллектив школы исчерпал меры воздействия, родители же в их поведении не видят ничего предосудительного. Вся группа стоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
Таким образом, как видно из анализа группового общения педагогически запущенных подростков, оно малосодержательно и асоциально направлено, негативно сказывается на поведении подростков. В зависимости от уровня педагогической запущенности и типа группового общения направленность их общения дифференцируется от общественно нейтральной и пассивной до ярко выраженной асоциальной.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ