Методика обучения работе с бумагой и картоном
В программе трудового обучения младших школьников с нарушением интеллекта работе с бумагой и картоном уделяется большое качение. Эта деятельность создает условия для воспитания у учащихся трудолюбия, аккуратности, художественного вкуса; кроме того, создаются возможности для коррекции физических и психических недостатков школьников с интеллектуальными проблемами.
Программой определены примерный перечень поделок из бумаги и картона, технические сведения, которые должны усвоить учащиеся, а также приемы работы с данными видами материалов. В 1 классе школьники учатся сгибать и разрывать бумагу по прямым линиям, изготавливают изделия из бумаги путем ее сгибания без применения инструментов (шапочка-пилотка, стрела и др.). Здесь же учащиеся отрабатывают навыки работы с ножницами по линии сгиба, вырезают полосы, квадраты, прямоугольники. Когда навык вырезания детьми усвоен, они приступают к составлению композиций с элементами аппликации. Школьники учатся выполнять аппликации из геометрических фигур, растительных форм, оставляя орнаменты в квадрате и на полосе. Во II классе дети учатся приемам разметки бумаги и картона по шаблонам и по линейке, оклеивают картон цветной бумагой с одной стороны. Они выполняют такие изделия, как закладка, плоские елочные игрушки, гирлянды в форме различных стилизованных изображений (грибов, Мб, птиц, животных), поздравительные открытки и сувениры, а также объемные изделия: например, мебель (стол, кресло) из картона, коробочек и бархатной бумаги.
В III классе дети в основном работают с картоном. Они изготавливают подложки квадратной, прямоугольной формы, выполняют окантовочные работы, из плотной бумаги или тонкого картона изготавливают маски, головные уборы (кокошники, шапочки). Учащиеся упражняются в нанесении рицовки ножом по линейке с фальцем, изготавливают обложку для проездного билета, складную доску для игры в шашки, папку для тетрадей.
Основными поделочными материалами являются цветная бумага различного качества и картон разных сортов. Простота обработки бумаги и картона стимулирует творческую активность умственно отсталых детей, позволяет им овладеть необходимыми умениями и навыками, реконструировать, видоизменять поделки.
При работе с бумагой и картоном необходимы следующие инструменты и приспособления: ножницы, клей, кисти, подставка для кисточек и ножниц, подкладная доска для работы с клеем, коробка для обрезков, чистая салфетка.
В наборах цветной бумаги часто встречаются красный, синий, зеленый, желтый цвета. Реже встречаются розовый, бордовый, салатовый, голубой, фиолетовый, коричневый, оранжевый. В одних наборах цвета бывают яркие, сочные, насыщенные, в других — тусклые, мрачные. Бумагу выбирают определенного тона в зависимости оттого, что решено сделать.
Для вырезания заготовок из бумаги важно выбрать хорошие, острые ножницы. Ножницы должны быть с закругленными концами, лезвия — хорошо раздвигаться, по в то же время не болтаться на скрепляющем винте. Туго раскрывающиеся ножницы натирают пальцы, а слабо закрепленные при резании мнут бумагу. Размер ножниц в длину не превышает 12см.
Большое значение при выполнении изделий из бумаги и картона с использованием клея имеет его качество. Канцелярский клей обесцвечивает цветную бумагу, оставляет на ней желтые пятна, поэтому его использование нежелательно. Самым лучшим и удобным считается синтетический клей ПВА. Если он загустеет его можно разбавить холодной водой. Можно также использовать клейстер, изготовленный из крахмала или муки. Он не вреден если попадет в рог. Остатки клейстера, снятые мокрой тряпочкой, не оставляют следов на руках и одежде.
Клей наносят с помощью специальной щетинной кисти. Что бы продлить срок службы кистей, после работы их следует тщательно мыть и сушить. Необходимо следить за тем, чтобы при хранении кисти не ставились на щетину, так как это приводит к деформации.
Во время работы кисть кладут на горизонтальную подставку, которую учащиеся могут изготовить сами на уроке труда из плотной бумаги или тонкого картона, сложив лист по длине пополам и сделав на сгибе круглый вырез.
При вырезании нескольких одинаковых фигур часто используют
шаблоны, которые изготавливают из тонкого картона.
Проглаживание сгибов, притирание наклеиваемой бумаги в
углах и других труднодоступных местах при изготовлении объемных
изделий из бумаги и картона производят с помощью гладилки,
которая представляет собой деревянную или пластмассовую
пластинку овальной формы с заостренными концами.
При резке бумаги и картона ножом применяют особые
металлические линейки с невысоким бортиком с одной стороны. Их называют фальцлинейками. '
При работе с клеем пользуются подкладными досками. Их
изготавливают из древесины или кусков фанеры.
Уже с I класса на уроках труда школьники начинают работать с ножницами. Ножницы — сложный для умственно отсталых детей инструмент. Работа с ними требует хорошей координированности движений и высокого зрительного контроля. Обучая детей владению ножницами, учитель должен помнить, что точности и тщательности вырезания можно добиться в том случае, если учащиеся усвоят, как правильно держать ножницы, приемы резания по прямой и кривой линиям.
Ножницы необходимо брать в правую руку, средний и большой пальцы вставлять в кольца, указательным пальцем поддерживать нижнее кольцо, безымянный палец и мизинец прижимать к ладони. При выполнении криволинейного резания необходимо синхронное движение обеих рук: левая рука поворачивает лист бумаги навстречу режущим ножницам, а кисть правой руки короткими движениями режет бумагу.
Вырезание деталей из картона, резание ножом по линейке с пальцем представляет для умственно отсталых учащихся еще большую сложность, требует от них физических усилий и точности движений. Однако этот вид работы, В свою очередь, дает возможность укрепить мышцы рук учащихся и развивать координацию движений.
Выполнение поделок на уроке осуществляется в основном по образцу. Поэтому необходимо учить школьников осуществлять анализ образца изделия, выделять характерные его признаки, проводить операции сравнения, делать простейшие обобщения.
Порядок выполнения поделок из бумаги и картона имеет определенную последовательность, нарушение которой приводит к Тому, что умственно отсталые дети совсем не могут сделать изделие или делают его некачественно. В связи с этим следует формировать у них умение планировать свою работу, придерживаться Плана при выполнении задания, контролировать свою деятельность, отчитываться о проделанной работе.
Работая с бумагой и картоном, учащиеся приобретают полезные практические умения и навыки. Они овладевают такими приемами, как складывание бумаги в различных направлениях, резание по прямым и кривым линиям, симметричное вырезание, разметка по шаблону, с помощью мерочки и линейки. Дети учатся приемам рациональной разметки и рационального вырезания. Учащиеся знакомятся с разнообразными видами бумаги, учатся определять ее качество, узнают об ее свойствах (блестящая, глянцевая, матовая, гладкая, шероховатая, тонкая, толстая, плотная, рыхлая). Школьники знакомятся с различными сортами картона, переплетными материалами, их назначением и свойствами, получают элементарное представление о профессии картонажника-переплетчика.
В программе трудового обучения значительное место отводится аппликационным работам. Техника выполнения аппликаций располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе художественно-трудовой деятельности учащиеся усваивают целый ряд графических навыков (учатся работать Карандашом и линейкой, циркулем), анализируют предметы окружающего мира, режут ножницами, наносят клей, наклеивают детали. При составлении аппликаций развиваются воображение, внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятие пространства, цвета. В процессе работы развивается любовь к прекрасному,
воспитываются терпение, усидчивость, стремление довести начатое дело до конца.
Навыки выполнения аппликации в дальнейшем учащиеся могут использовать при работе с тканями, деревом и другими материалами.
Занятия с бумагой и картоном дают возможность применять полученные знания и умения на уроках математики, рисования, развития речи.
ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА
Тема «Изготовление гирлянд с симметричными фигурами по образцу»(II класс).
Задачи: познакомить школьников с приемом симметричного вырезания; закрепить умение детей ориентироваться в задании и на листе бумаги; учить ребят планировать свою работу с опорой на предметно-операционную карту; оценивать качество готовой поделки с частичной помощью учителя.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
Учитель напоминает детям, что скоро наступит праздник Нового года, и демонстрирует им иллюстрацию, на которой изображена елка, украшенная новогодними игрушками и гирляндами. Педагог показывает учащимся несколько образцов гирлянд с изображением елок, грибов, матрешек. Учащиеся рассматривают фигурки, называют их количество, цвет, назначение. Педагог предлагает выполнить гирлянду из матрешек, чтобы украсить елку или классную комнату к Новому году.
3. Ориентировка в задании.
Учащиеся анализируют образец гирлянды, частично с помощью учителя, определяют назначение изделия, материал, форму, называют количество деталей, их размер. Учитель обращает внимание детей на такую особенность: все фигурки совершенно одинаковые и соединены между собой.
4. Планирование работы.
Составление плана работы происходит в процессе коллективной беседы и с помощью предметно-операционной карты (рис. 1). Педагог следит за тем, чтобы учащиеся точно указывали, во сколько раз складывается полоска бумаги, как раскладывается шаблон, где соединяются фигурки. Затем объясняет, как образуется соединение фигурок. После этого учитель сам вырезает гирлянду, показывая правильную «хватку» заготовки рукой и способ вырезания.
5. Практическая работа.
В ходе работы педагог помогает отдельным ребятам выполнить изделие. Периодически привлекается внимание учеников к предметной карте, чтобы они еще раз посмотрели, как складывать бумагу прикладывать и обводить шаблон, как вырезать гирлянду, чтобы фигурки не распались. Сильные учащиеся могут самостоятельно сделать еще одну гирлянду.
6. Отчет о проделанной работе.
Учащиеся самостоятельно отчитываются о проделанной работе рассказывают, что они изготавливали на уроке, как пользовались шаблонами, как вырезали фигурки.
7.Оценка качества выполненной работы.
В выполненных изделиях учащиеся определяют симметричность фигур, точность и аккуратность вырезания, находят достоинство и недостатки своих изделий.
8. Подведение итогов урока.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие коррекционные задачи решаются при обучении учащихся работе с бумагой и картоном?
2. Какие материалы, инструменты и приспособления используются при работе с бумагой и картоном?
3. Какие изделия должны научиться выполнять учащиеся в соответствии с программой трудового обучения?
4. Назовите приемы работы, которыми должны овладеть школьники при изготовлении изделий из бумаги и картона.
5. С чем связана сложность овладения детьми трудовыми приема при работе с бумагой и картоном?