Тема 5. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
1. Содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса характеризует:
А) форма организации обучения; Б) метод обучения;
В) технические средства обучения; Г) все ответы неверны.
2. Классификацию методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности разработали:
А) Е.Я. Голант; Б) М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер;
В) М.А. Данилов, Б.П. Есипов; Г) Ю.К. Бабанский.
3. Классификацию методов обучения по источнику получения знаний разработали:
А) Е.Я. Голант; Б) М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер;
В) Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Д.О. Лордкипанидзе;
Г) М.А. Данилов, Б.П. Есипов.
4. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным, включает в себя следующие методы:
А) объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения изучаемого материала, частично поисковый, исследовательский;
Б) рассказ, объяснение, беседа;
В) наглядные, словесные, практические;
Г) активные и пассивные методы.
5. Классификация методов по уровню активности учащихся разработана:
А) М.А.Даниловым, Б.П. Есиповым; Б) И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным;
В) Е.Я. Голантом; Г) Н.М. Верзилиным.
6. Классификация методов обучения по дидактической цели была предложена:
А) Е.Я. Голантом; Б) И.Я. Лернером;
В) Ю.К. Бабанским; Г) М.А. Даниловым, Б.П. Есиповым.
7. Для развития мышления наиболее эффективен такой метод, как:
А) лекция; Б) дискуссия;
В) иллюстрация; Г) лабораторный.
8. Умение выявлять, систематизировать и применять знания наиболее эффективно формирует такой метод обучения, как:
А) познавательная игра; Б) демонстрация;
В) упражнение; Г) ситуационный.
9. Формированию теоретических знаний в наибольшей степени способствует такой метод обучения, как:
А) лекция; Б) демонстрация;
В) обучающий контроль; Г) практический.
10. Постановка перед обучаемыми учебно-познавательной задачи, что требует повышенной активности мыслительных способностей, составляет содержание …
А) учебной дискуссии; Б) проблемной ситуации;
В) игровой ситуации; Г) опорного конспекта.
11. Способ взаимосвязанной деятельности обучающего и обучаемого, направленный на решение комплекса задач учебного процесса, – это …
А) принцип обучения; Б) метод обучения;
В) правило обучения; Г) прием обучения.
12. Что такое прием обучения?
А) часть или этап метода обучения; Б) то же самое, что и правило обуче- ния;
В) синоним понятия «метод обучения»; Г) синоним понятия «принцип обуче ния».
13. Монологический метод изложения объемного учебного материала, характеризующийся научностью, логичностью, упорядоченностью, – это…
А) лекция; Б) беседа;
В) объяснение; Г) инструктаж.
14. Что из перечисленного не относится к основным видам лекций как методу обучения?
А) традиционная лекция; Б) проблемная лекция;
В) популярная лекция; Г) лекция-беседа.
15. Показ плакатов, схем, чертежей, графиков и т.п. – это использование…
А) метода демонстрации; Б) видеометода;
В) метода иллюстраций; Г) все ответы неверные.
16. Показ действия реальных приборов или их моделей, постановка опытов и экспериментов – это реализация А) метода иллюстраций; Б) метода демонстрации;
В) метода игры; Г) метода лабораторных работ.
17. Самой древней формой обучения считается:
А) классно-урочная; Б) индивидуальная;
В) белл-ланкастерская; Г) групповая.
18. Форма организации взаимного обучения в зарубежной педагогике наиболее известна как:
А) белл-ланкастерская система; Б) мангеймская система;
В) бригадное обучение; Г) американский «план Трампа».
19. Как назывались лучшие ученики, назначаемые для обучения других, в системе взаимного обучения:
А) декурионы; Б) мониторы;
В) педагоги; Г) десятники.
20. Как назывался видоизмененный Дальтон-план, используемый в советской школе?
А) бригадно-лабораторный метод; Б) липецкий метод;
В) групповой метод; Г) метод проектов.
21. Разделение детей на сильных, средних и слабых в зависимости от их способностей и успеваемости составляет суть следующей системы обучения:
А) батавской; Б) мангеймской;
В) индивидуализированной; Г) проектной.
22. В отечественной педагогике в 20-е годы активно предпринимались попытки внедрения:
А) мангеймской системы обучения; Б) дальтон-плана обучения;
В) системы индивидуализированного обучения; Г) батавской системы обучения.
23. В зарубежной педагогике под дальтон-планом понимается:
А) система взаимного обучения; Б) бригадное обучение;
В) система индивидуализированного обучения; Г) «план Трампа».
24. Когда говорят о постоянном составе учащихся, годовом плане обучения и учебном процессе в виде отдельных взаимосвязанных частей, педагогическом управлении – речь идет о …
А) автономной системе обучения; Б) индивидуальной системе обучения;
В) классно-урочной системе обучения; Г) внеклассной системе обучения.
25. Законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап, элемент учебного процесса называют…
А) модулем; Б) уроком;
В) учебой; Г) темой.
26. В каком типе учебного заведения была впервые применена классно-урочная система обучения?
А) в начальной школе; Б) в средней школе;
В) в братской школе; Г) в гимназии.
27. Классно-урочная система обучения – это:
А) метод обучения; Б) организационная форма обучения;
В) средство обучения; Г) правильного ответа нет.
28. Основы классно-урочной системы заложил;
А) Я.А. Коменский; Б) В. Ратке;
В) Ж.-Ж Руссо; Г) И.Г. Песталоцци.
29. Определите основные признаки урока, выбрав наиболее полный ответ:
А) уроком называется форма организации обучения, при которой учитель ведёт занятия с постоянным составом учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень развития, по твёрдому расписанию и установленному регламенту;
Б) урок характеризуется такими признаками: постоянный состав учащихся, наличие классной комнаты, учебных пособий и оборудования, соединение обучения с воспитанием;
В) для урока характерно постоянное время работы – 45 минут;
Г) урок определяется наличием триединой цели: научить, воспитать, развить.
30. По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока?
А) по дидактическим целям;
Б) по расположению элементов урока;
В) по количеству времени, отводимого на достижения главной цели;
Г) по количеству структурных частей.