Тема 4. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
1. Кто впервые ввел в научный оборот понятие «дидактика»?
А) Я.А.Коменский; Б) В. Ратке;
В) И.Ф.Гербарт; Г) К.Д.Ушинский.
2. Область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения – это…
А) школоведение; Б) общая педагогика;
В) дидактика; Г) профессиональная педагогика.
3. По мнению И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина предметом дидактики является:
А) образование как результат обучения; Б) обучение как средство образования и воспитания человека;
В) воспитание как средство обучения; Г) взаимодействие воспитания и обучения.
4. Автором классического трактата «Великая дидактика» является:
А) Я.А.Коменский; Б) Ж.Ж. Руссо;
В) И.Г.Песталоцци; Г) К.Д.Ушинский.
5. Что исследует общая дидактика?
А) процесс обучения и образования; Б) процесс обучения вместе с факторами, ко-
торые его порождают, условиями, в котором он протекает, а также результатом, к которым он приводит;
В) процесс воспитания, обучения, образования; Г) процесс образования.
6. Частные дидактики изучают:
А) технологию преподавания;
Б) технологию образования;
В) закономерности преподавания различных учебных предметов;
Г) методику освоения отдельных предметов.
7. Частные дидактики называются:
А) методика изучения; Б) методиками преподавания;
В) методиками усвоения; Г) методиками изложения.
8. Результаты процесса познания действительности, отражающие её в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, концепций, принципов, законов, закономерностей:
А)мировоззрение; Б) знания;
В) убеждения; Г) ценности.
9. Действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля:
А) умение; Б) навык;
В) поступок; Г) учебное действие.
10. Подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта:
А) умение; Б) навык;
В) готовность; Г) профессиональная направленность.
11. Деятельность учащихся и овладение ими знаниями, умениями и навыками – это…
А) обучение; Б) образование;
В) учение; Г) развитие.
12. Планомерное руководство педагогом учебной деятельностью ученика (учащихся) – это…
А) обучение; Б) воспитание;
В) преподавание; Г) все ответы верны.
13. Целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования называется:
А) педагогический процесс; Б) процесс воспитания;
В) процесс обучения; Г) процесс преподавания.
14. Процесс обучения выполняет следующие функции:
А) образовательную, воспитательную и развивающую;
Б) образовательную и воспитательную;
В) образовательную, развивающую и формирующую;
Г) обучающую, воспитывающую и регулирующую.
15. Основные функции процесса обучения: образовательная, воспитательная и развивающая …
А) взаимосвязаны и взаимодействуют;
Б) реализуются каждая по отдельности;
В) взаимосвязаны образовательная и воспитательная;
Г) взаимосвязаны и взаимодействуют только воспитательная и развивающая.
16. Что из перечисленного не относится к звеньям (этапам) процесса обучения?
А) восприятие и понимание учащимися нового материала;
Б) разработка программы обучения;
В) осмысление нового материала;
Г) обобщение изученной информации.
17. Методологической основой процесса обучения в современной дидактике является:
А) научная теория познания; Б) учение о высшей нервной деятельности;
В) теория деятельности; Г) учение о сигнальных системах.
18. Необходимое существенное устойчивое повторяющееся отношение между явлениями называется:
А) закономерности; Б) закон;
В) правило; Г) принципы.
19. Существенные устойчивые связи между компонентами обучения – это… обучения.
А) закономерности; Б) принципы;
В) формы; Г) методы.
20. Что из перечисленного не относится к закономерностям процесса обучения?
А) процесс обучения обусловлен потребностями общества;
Б) образовательная, воспитательная и развивающая функция в процессе обучения неразрывно связаны;
В) процесс обучения зависит от возрастных особенностей обучаемых;
Г) процесс обучения зависит от материальных условий учебного заведения.
21. Какие из перечисленных закономерностей относятся к общим закономерностям обучения?
А) закономерности цели, качества, методов, мотивов обучения;
Б) закономерности воспитания, обучения, образования;
В) закономерности цели, качества, результата обучения;
Г) закономерности цели, коррекции и диагностики.
22. К частным закономерностям процесса обучения относятся:
А) образовательные, воспитательные, развивающие;
Б) психологические, диагностические, дидактические, прогностические;
В) собственно дидактические, гносеологические, психологические, социологические и организаторские;
Г) правильного ответа нет.
23. Движущими силами процесса обучения являются:
А) правила; Б) закон;
В) закономерности; Г) противоречия.
24. Для реализации дидактических принципов в процессе обучения используют определенные…
А) орудия; Б) правила;
В) методы; Г) формы.
25. Наглядность является…
А) приёмом воспитания; Б) методом обучения;
В) дидактическим принципом Г) методом формирования познания.
26. Положение о том, что в процессе обучения необходимо обеспечить связь теории с практикой составляет содержание …
А) дидактической формы; Б) дидактического замысла;
В) дидактического принципа; Г) дидактического метода.
27. Соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося составляет содержание принципа…
А) последовательности; Б) сознательности;
В) активности; Г) доступности.
28. К какому принципу вы отнесете правило: «Как можно чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить учащихся мыслить причинно»?
А) сознательности и активности Б) наглядности;
В) доступности; Г) связи теории с практикой.
29. К какому принципу вы отнесете правило: «В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поисковому, творческому, познавательному труду?»
А) научности; В) доступности;
Б) наглядности; Г) прочности.
30. Организацию педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики и методики преподавания предполагает принцип …
А) систематичности; Б) наглядности;
В) прочности; Г) научности.