Специфика и закономерности процесса воспитания

Достижение намеченной цели воспитания осуществляется в специально организованном педагогическом процессе. Педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт воспитателей переплавляется в качества личности воспитанников. Он состоит из относительно независимых, но неразрывно слитых процессов обучения, образования, воспитания, развития и формирования личности. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем, образовывая – обеспечиваем развитие, развивая –формируем. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности составляет сущность педагогического процесса.

Процесс воспитания является многофакторным процессом. Воспитание осуществляется не только в школе, но и в семье, в различных внешкольных учреждениях. На личность ребёнка оказывают влияние средства массовой информации, друзья, улица и т.п.

Многофакторность процесса воспитания, расширение сферы воспитательных воздействий позволяет использовать различные резервы и возможности для формирования личности. Вместе с тем это значительно затрудняет воспитательный процесс, потому что, подвергаясь множеству влияний, ребёнок накапливает не только положительный, но иногда и отрицательный опыт.

Процесс воспитания является длительным процессом. Воспитание начинается до школы и продолжается после неё. Оно длится всю жизнь. В этом длительном процессе дошкольные и школьные годы оставляют наиболее глубокий след в сознании человека.

Особенность процесса воспитания заключается и в том, что его результаты обнаруживаются не так быстро, как в процессе обучения.

Для определения результатов воспитательного процесса, уровня воспитанности школьников используются различные методы и специальные диагностические методики (наблюдение, беседа, анкетирование, ранжирование, «недописанный тезис» и т.д.). К показателям воспитанности можно отнести: 1) внешний вид ребёнка; 2) речь; 3) поведение, складывающееся из отдельных поступков; 4) отношение школьника к другим людям, к близким и родным, к коллективу, учёбе и труду и т.д.; 5) идеалы.

Процессу воспитания свойственна скачкообразность. Она выражается в том, что постепенно формируемое качество при определённом стечении обстоятельств проявляется совершенно неожиданно, что знаменует завершение перехода количественных изменений в качественные.

Процесс воспитания характеризуется целостностью. Если в процессе обучения имеет место определённая очередность и последовательность в усвоении знаний и выработке умений и навыков, то в процессе воспитания ребёнок развивается как целостная личность, все его качества формируются постепенно, но почти одновременно. Для воспитания определённых качеств нельзя установить календарные сроки.

Процесс воспитания, как и процесс обучения, является двусторонним.

Ребёнок - субъект и объект воспитания. Воспитание есть в сущности самовоспитание. Воспитание, как педагогическая деятельность, есть организация среды и создание оптимальных условий для самовоспитания.

Процесс воспитания динамичен, подвижен и изменчив. Бывает так, что один и тот же подход по отношению к одному и тому же воспитаннику в одном случае оказывает сильное воздействие, а в другом – не дает никакого эффекта.

Особенностью процесса воспитания является и то, что он представляет собой деятельность, устремлённую в будущее. Необходимо учитывать, что нынешние школьники вступят в активную общественную и производственную деятельность только через несколько лет. Поэтому процесс воспитания нужно строить с учётом потребностей завтрашнего дня, не отрываясь при этом от реальной действительности.

Закономерности воспитания – это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

Закономерности процесса воспитания, как и закономерности процесса обучения, условно можно разделить на две группы: 1) общие закономерности и 2) частные.

Общие закономерности – это объективно существующие связи и отношения между основными компонентами процесса воспитания, к ним относятся:

1) зависимость целей воспитания от общественных потребностей: при изменении последних изменяются и цели воспитания;

2) задачи и содержание воспитания находятся в тесной связи с целями воспитания, они ими обусловлены и от них зависимы;

3) методы воспитания зависят от целей, задач и содержания воспитания;

4) формы воспитания находятся в тесной связи со всеми другими компонентами процесса воспитания и от них зависят.

Частные закономерности процесса воспитания в педагогической литературе формулируются по-разному, называется и их разное количество.

К частным закономерностям относятся:

1) эффективность процесса воспитания личности зависит от макро- и микросреды: чем благоприятнее среда (социально-экономические условия, ближайшее окружение, семья, коллектив школы, класса и т.д.), тем успешнее протекает воспитательный процесс;

2) существует закономерная взаимосвязь между образованностью и воспитан-

ностью человека: чем выше уровень образованности, тем выше уровень воспитанности человека;

3) эффективность процесса воспитания зависти от эффективности процесса обучения;

4) чем разнообразнее и активнее деятельность учащихся, тем успешнее и эффективнее протекает процесс воспитания. Развитию и формированию личности содействует лишь творческая, созидательная деятельность;

5) единство и взаимосвязь процессов воспитания и самовоспитания;

6) существует связь между позицией педагога и эффективностью его педагоги-

ческого воздействия на воспитанников: чем незаметнее для ребёнка педагогическое воздействие, тем успешнее протекает воспитание.

Наши рекомендации