Понятие о неуспеваемости учащегося. Причины неуспеваемости. Средства преодоления неуспеваемости
В ходе обучения и оценивания знаний учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учёбе отдельных учеников.
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой результаты обучения не соответствуют дидактическим и воспитательным нормам образовательного учреждения. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счёта, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности и поведение, противоречащее требованиям школы, общества.
Причины неуспеваемости:
1. Социально-экономические – материальная необеспеченность семьи, неблагоприятная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей.
2. Причины биопсихического характера – это наследуемые особенности, способности, черты характера.
3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Грубые ошибки педагога ведут к психической травме. Исследования называют более конкретные причины неудач в учёбе:
- жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребностей детей;
- единообразие, стереотипный выбор методов, форм обучения;
- неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;
- пренебрежение развитием учеников, натаскивание, ориентация на зубрёжку.
Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведёт к неудачной учёбе.
Для устранения дидактических причин неуспеваемости используются следующие средства:
1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация.
2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.
3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставания в учёбе.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учёбе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуально планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
Программированное обучение
Под программированным обучением понимают обучение с программным управлением процессов усвоения знаний, умений и навыков. Программа управления процессом усвоения включает в себя определение: 1) того, чему надо учить; 2) что должен делать ученик, чтобы усвоить выделенное содержание; 3) что должен делать учитель, чтобы организовать деятельность учащихся по усвоению и добиться требуемого качества.
Главное понятие программированного обучения – обучающая программа, представляющая собой совокупность материала и предписанных работ к нему. Программы бывают линейные, разветвлённые, смешанные и находятся, как правило, на магнитных носителях ЭВМ. Кроме главного признака программированного обучения – обучающей программы, есть и другие признаки:
1) шаговость, т.е. разделение учебного материала на небольшие части-шаги, дозы информации;
2) наличие оперативной, т.е. достаточно частой, связи для учителя и учащихся;
3) индивидуализация – каждый ученик продвигается в обучении своим темпом, соответствующим его способностям;
4) наличие обучающих устройств или обучающих машин. К ним относятся прежде всего компьютеры.
Достоинства программированного обучения: мелкие дозы усваиваются безошибочно; темы выбираются учеником.
Недостатки: не всякий материал поддаётся пошаговой обработке; ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями, возникает дефицит общения и эмоций в обучении.
Во всём мире программированное обучение пока ещё не получило широкого распространения.
Проблемное обучение
Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, разрешая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания (Ю.К.Бабанский).
При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Целью проблемного обучения является развитие мышления учащихся, формирование качеств творческой личности.
Учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска.
Уровни проблемности:
1) первый уровень: учитель ставит проблему, формулирует её и решает; учащиеся запоминают решение проблемы;
2) второй уровень: учитель ставит проблему, формулирует её; учащиеся решают проблему;
3) третий уровень: учитель ставит проблему; учащиеся осознают, формулируют её и решают;
4) четвёртый уровень: учитель организует, контролирует и умело направляет деятельность учащихся; учащиеся осознают проблему, формулируют и решают её.
Основными понятиями проблемного обучения являются: «проблема», «проблемная ситуация» и «познавательная задача».
Проблемная ситуация является первичной по отношению к проблемам и задачам. Проблемная ситуация – это совокупность условий, создающих обстановку противоречий. Она возникает тогда, когда имеет место противоречие между знанием и незнанием, когда учащиеся осознают это противоречие.
Слово «проблема» означает вопрос или задача, требующая исследования. В проблемном обучении используется понятие учебной проблемы – это познавательная задача, которая служит средством создания проблемной ситуации.
Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу, оформляемую в виде проблемного вопроса, который отличается от обычного тем, что является интересным, неожиданным вопросом, вызывающим у учащихся активную мыслительную деятельность. Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поисков решения, где рассматриваются различные пути, средства и методы решения.
Проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация – проблемная задача – модель поисков решения – решение.
Некоторые авторы определяют проблемное обучение как ряд проблемных задач, последовательное решение которых ведёт к достижению поставленной дидактической цели.
Основными формами проблемного обучения являются: а) проблемное изложение учебного материала; б) частично-поисковая деятельность; в)самостоятельная исследовательская деятельность.
Достоинства проблемного обучения: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы.
Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени, в силу чего проблемное обучение в школе используется нечасто.
Самостоятельная работа учащихся на уроке, её виды и методика организации
Самостоятельная работа учащихся – это работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, по его заданию в специально отведённое для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достичь поставленных целей. Самостоятельная работа состоит из двух этапов: а) подготовительный и 2) исполнительный.
Самостоятельная работа – это способ усвоения учебного материала, который используется на всех этапах урока. Различают следующие виды самостоятельной работы:
1) по содержанию и материалу:
- работа с учебником на уроке;
- работа с дидактическим материалом;
- работа со схемами, картами, дополнительной литературой и т.д;
2) по дидактической задаче:
а) восприятие нового материала;
б) усвоение новых знаний;
в) закрепление;
3) по характеру деятельности:
- по заданному образцу;
- по правилу;
- конструктивные;
4) по способу организации:
- общеклассная, фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Самостоятельная работа содействует формированию самостоятельности как качества личности.
Самостоятельная работа должна быть: объяснена, сопровождена помощью со стороны учителя, проверена.
Самостоятельная работа с учебником
Самостоятельная работа с учебником – один из важнейших методов обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом во время урока и под руководством учителя. Сначала работа с книгой является лишь дополнением к объяснению учителя. По мере освоения учащимися навыков работы с книгой (через год-два) значение этого метода растёт и его доля в системе используемых учителем методов увеличивается.
Эффективность работы с учебником в решающей мере зависит от правильной её организации. Необходимо соблюдать следующие требования:
1. Отбирать посильный для учащихся материал, который соответствует данному уровню общего развития, степени учебной подготовленности к работе данного вида.
2. Всякую работу с учебником и учебной литературой следует начинать с обстоятельного вступительного объяснения учителя.
3. В процессе выполнения задания учителю необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого она не получается.
4. Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок, а в начальных классах не больше 10-15 минут. Её нужно сочетать с другими формами и методами обучения.
5. Серьёзное внимание нужно обратить на выработку у учеников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику.
6. Иногда самостоятельной работе с учебником может предшествовать демонстрация опытов и наглядных пособий с целью создания на уроке проблемных ситуаций.
7. При изучении нового материала иногда есть необходимость обратиться к краткому воспроизведению пройденных раньше тем.
8. Работа с учебником по новому материалу нередко проводится в форме выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятельного усвоения вопросов описательного характера.