Учение как познавательная деятельность ученика

Сущность учения состоит в том, что школьник не только усваивает предметные знания и навыки, но и овладевает способами действий в отношении усваиваемого предметного содержания. Учение – это познавательная деятельность. Движущей силой процесса учения являются противоречия: а) противоречия между знаниями, житейским опытом и незнанием; б) противоречия между усвоением знаний и умственным развитием ученика и др.

Познавательная деятельность ученика (учение) складывается из следующих частей, компонентов:

а) процесса овладения, усвоения знаний и опыта творчества людей;

б) выработки умений и навыков.

Учение всегда связано с познанием. Рассмотрим структуру процесса усвоения знаний. Познание человеком реального мира и ученический процесс познания начинаются с живого созерцания. Под живым созерцанием понимается чувственное познание, основными формами которого являются: а) ощущение; б) восприятие; в) представление.

В усвоении знаний учащимися важная роль принадлежит восприятию. С восприятия начинается ознакомление учащихся с новым материалом. Восприятие может быть непосредственное и опосредованное, т.е. восприятие со слов учителя. С помощью чувственных форм познания происходит ознакомление лишь с конкретными фактами и явлениями. Сущность же явлений с их помощью раскрыть нельзя. Проникновению в сущность предметов и явлений способствуют абстракция и обобщение. Основными формам абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Решающую роль в усвоении знаний играет усвоение, овладение понятиями. Усвоить понятия – это значит выделить общие признаки и существенные свойства предметов и явлений, раскрыть существенное в них, выявить причинно-следственные связи и т.д.

Формирование понятий происходит на основе анализа и синтеза фактического материала. Поэтому в школе важно учить учащихся анализировать материал, обобщать, доказывать. Полученные знания должны быть сохранены в памяти для того, чтобы в любой момент их можно было извлечь из запасов памяти и применить на практике. Важным средством сохранения знаний в памяти является закрепление материала, его повторение.

В усвоении знаний, в сохранении их в памяти важную роль играет конкретизация, которая в процессе обучения осуществляется в двух формах: а) с помощью чувственно-наглядных средств; б) с помощью слова.

Таким образом, для действительного овладения знаниями необходимо сочетание следующих звеньев (этапов):

1) наблюдение (восприятие) изучаемых предметов, явлений, процессов или их изображений;

2) осмысливание, понимание воспринятого материала, формирование научных понятий;

3) запоминание, закрепление воспринятого и осмысленного материала;

4) применение полученных знаний на практике;

5) оценка и самооценка степени усвоения материала, анализ полученных в результате познавательной деятельности результатов.

Все звенья взаимообусловлены.

Знания, умения и навыки находятся в тесной связи. Умения и навыки образуются и формируются на основе знаний. В свою очередь, умения и навыки нужны для дальнейшего успешного приобретения знаний. К важнейшим умениям, необходимым для успешного учения, относятся такие, как: 1) умение наблюдать явления окружающего мира; 2) умение думать, сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, находить непонятное, умение удивляться; 3) умение ученика выражать мысль о том, что он видит, наблюдает, делает, думает; 4) умение бегло, выразительно, сознательно читать; 5) умение выделять логически законченные части в прочитанном; 6) умение находить книгу по вопросу, интересующему ученика; 7) умение находить в книге материал по интересующему вопросу и т.д.

Кроме умений рациональной учебной деятельности ученик должен овладеть спе-

циальными (предметными) и интеллектуальными умениями.

Умения и навыки вырабатываются и формируются в процессе упражнений.

Значение и функции проверки знаний , умений и навыков учащихся. Виды, методы и формы контроля. Требования к проверке. Понятие «оценка знаний» и «отметка»

Заключительным этапом цикла педагогического процесса является проверка (контроль) знаний учащихся. Будучи составной частью процесса обучения, контроль призван установить степень достижения целей обучения, проверить, на каком уровне сформированы знания, умения учеников.

Контроль также должен выявлять развитие учеников, сформированность заданных личностных качеств.

Таким образом, являясь составной частью процесса обучения, контроль выполняет контролирующую (диагностическую), образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но основная функция контроля – проверить и оценить знания (диагностическая).

Дидактика выделяет следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый.

Текущий контроль – это проверка усвоения и оценка результатов каждого урока.

Периодический контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или по большому разделу программы.

Итоговый контроль производится накануне перевода в следующий класс или на следующую ступень обучения. Его задача -–зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.

Методы проверки знаний: наблюдение, устный контроль, письменная проверка, дидактические тесты, лабораторно-практический контроль.

Наблюдение, как систематическое получение данных о знаниях и развитии ученика, осуществляется учителем в процессе ежедневной работы и даёт определенные сведения об уровне знаний. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются при работе и общей оценке ученика.

Устный контроль состоит в ответах учеников на вопросы учителя на уроках, экзаменах, зачётах. На уроках применяются такие его формы, как индивидуальный, групповой, фронтальный и комбинированный опрос. Опытные учителя владеют разнообразными техниками опроса, применяя карточки, игры, технические средства.

Письменный контроль характеризуется высокой экономичностью и эффективностью, позволяет глубоко и объективно проверить знания учащихся. Методами письменного контроля являются: контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат. Современная дидактика и технические средства дают возможность автоматизировать контроль: перфокарты, пособия с печатной основой, дидактические карточки, программированный опрос.

Дидактический тест (тест достижений) представляет собой набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Это серия вопросов, к каждому из которых надо выбрать правильный ответ из предложенных 3-5 ответов; или это утверждение, в которое надо вставить пропущенные слова; или незаконченные предложения, которые следует закончить.

Лабораторно-практические методы контроля имеют цель проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Они представляют собой проведение опытов, эксперимента, решение задач, составление схем, чертежей, создание изделий и др.

В учебном процессе используются все методы проверки.

Требования к проверке результатов обучения

При использовании методов учебного опроса (контроля) особое внимание нужно обращать на формулировку вопросов. Необходимо избегать постановки следующих вопросов при устном опросе:

1) длинных, громоздких;

2) непонятных большинству класса;

3) в той последовательности, что и в учебнике;

4) альтернативных (или-или);

5) наводящих, за исключением тех случаев, когда ученик нервничает или затрудняется в использовании знаний для ответа;

6) подсказывающих;

7) каверзных или провокационных.

Слушая отвечающего ученика, учитель должен:

1) не отвлекаться на постороннее;

2) внимательно и доброжелательно следить за ответом;

3) быть особенно внимательным к неуспевающим и трудным ученикам;

4) не вмешиваться грубо в ответ учащегося, не обрывать его.

Устный опрос заканчивается обобщением учителя. Подводя итоги опроса, учитель говорит о своём впечатлении от опроса, исправляет неточности, пробелы.

Письменные работы позволяют на одном уроке за небольшой промежуток времени проверить сразу всех учеников класса по сравнительно широкому кругу вопросов. При письменной проверке обращается внимание на:

1) возможность учащегося проявить самостоятельность в суждениях;

2) умение учащихся анализировать, обобщать факты и явления;

3) содержание работ определять самое существенное в изученном материале;

4) умение учащихся правильно пользоваться знаниями на практике.

Практическая проверка является главной в трудовом обучении. Основное внимание при этой проверке обращается на:

1) качество изделий, лабораторно-практических работ;

2) достоверность и обоснованность выводов, к которым пришли учащиеся;

3) умение учащихся пользоваться усвоенными теоретическими знаниями;

4) умение учащихся пользоваться наиболее эффективными приёмами выполнения порученной работы.

Понятия «оценка знаний» и «отметка». Требования к оценке знаний, умений и навыковучащихся

Под оценкой обычно понимают определенные степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним учебными программами. Иначе говоря, оценка – это процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения знаниями, умениями и навыками с теми требованиями, которые указаны в учебной программе.

Отметка– это результат оценочного суждения, выраженный баллом.

В связи с реформированием общеобразовательной школы в Республике Беларусь введена 10-бальная система отметок.

При этом в оценке знаний по каждому предмету учитывается:

1) объём знаний;

2) степень понимания усваиваемого учебного материала и прочность знаний;

3) умение применять их в учебной работе и при выполнении различных практических заданий;

4) качество устного и письменного изложения;

5) количество и характер допущенных ошибок.

Конкретные критерии оценок по каждому предмету содержатся в учебных программах.

При оценке знаний, умений и навыков учитель соблюдает следующие правила:

1) оценку сопровождает конкретным разбором положительных сторон и недостатков в знаниях ученика;

2) неравнодушно относится к оценке знаний учащегося;

3) не использует отметку в качестве наказания за какой-то проступок;

4) перед тем, как ставить отметку, узнаёт причину невыполнения учебной работы.

Наши рекомендации